Новости и аналитика Новости Когда для управления электросамокатом требуются водительские права?
Выбор редакции

Когда для управления электросамокатом требуются водительские права?

Когда для управления электросамокатом требуются водительские права?
© ekostsov / Фотобанк Фотодженика

Суды штрафуют самокатчиков за езду пьяными и/или без прав, если технические характеристики самоката (мощность двигателя более 0,25 кВт и скорость более 25 км/ч) позволяют отнести его к мопедам (Постановление Третьего КСОЮ от 5 февраля 2024 г. по делу № 16-362/2024).

Водители самокатов, как правило, утверждают, что управляемое ими средство индивидуальной мобильности электросамокат не является транспортным, а значит, управление им не образует состав соответствующего административного правонарушения.

Однако это не всегда находит поддержку у суда (Постановления Седьмого КСОЮ от 15 января 2024 г. по делу № 16-9/2024 и от 17 ноября 2023 г. по делу № 16-5299/2023):

  • в целях применения других статей главы 12 КоАП РФ под транспортными средствами понимаются транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право;
  • в соответствии с п. 1.2 ПДД механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение двигателем;
  • в соответствии с п. 1.2 ПДД мопед - это двух или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0, 25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики;
  • в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения в РФ устанавливаются категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право, в частности категория "М" - мопеды и легкие квадрициклы;
  • приказом Росстандарта от 6 декабря 2022 г. № 1446-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 70514-2022 "Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний", который в частности исключает из числа электрических средств индивидуальной мобильности устройства, развивающие максимальную конструктивную скорость более 25 км/ч;
  • из имеющихся в деле материалов, в том числе, фотоматериалов, сведений с официального сайта производителя электросамокат имеет мощность мотора более 0,25 кВт, а максимальная скорость электросамоката составляет более 25 км/ч;
  • следовательно, спорное транспортное средство по своим характеристикам относится к мопедам, право на управление которыми должно быть подтверждено водительским удостоверением (п. 4 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения в РФ), и в соответствии с примечанием к статье 12.1 КоАП РФ является транспортным средством;
  • само перечисление таких транспортных средств как электросамокаты в понятии "средства индивидуальной мобильности" не исключает того, что их конструктивные характеристики (в частности, два колеса), а также технические характеристики (по мощности электродвигателя) могут характеризовать такие транспортные средства (электросамокаты) и в качестве "мопедов".

Однако существует и иная практика. Например, в постановлении Восьмого КСОЮ от 26 декабря 2023 г. по делу № 16-7070/2023 (о пьяной езде на самокате мощностью 0,35 кВт, скоростью движения - 25 км/ч) суд указал:

  • в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 г. № 20 разъяснено, что под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются: подлежащие госрегистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч; подлежащие госрегистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч; подлежащие госрегистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам; трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины; транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед). При этом понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит.

В постановлении Пятого КСОЮ от 5 декабря 2023 г. по делу № 16-3187/2023 (о пьяной езде на самокате мощностью 0,35 кВт, скорость движения не указана) суд указал:

  • "Мопед" это двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0, 25 киловатт и менее 4 киловатт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики (п. 1.2 ПДД);
  • электросамокат согласно пункту 1.2 ПДД определен как "Средство индивидуальной мобильности", то есть как транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей), и не отнесен к мопедам.

В постановлении Шестого КСОЮ от 14 ноября 2023 г. по делу № 16-6696/2023 суд указал:

  • прекращая производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (за отсутствием состава правонарушения) мировой судья исходил из того, что электросамокат (мощность 0,35 кВт, скорость 32 км/ч) является средством индивидуальной мобильности, к механическим транспортным средствам не относится, наличие специального права на управление электросамокатом нормами действующего законодательства не предусмотрено;
  • лицо, управляющее средством индивидуальной мобильности, не может быть приравнено к категории водителя транспортного средства как специального субъекта, на которого распространяется обязанность выполнять законные требования должностного лица о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения в соответствии с п. 2.3.2 ПДД;
  • в связи с этим, лицо, управляющее самокатом, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ.

Отметим, что до Верховного Суда РФ подобных дел пока не доходило. Однако в своем решении от 30.03.2022 № АКПИ22-66 (оспаривались нормы ПДД, в смысле которых самокат с электрической тягой является механическим транспортным средством, на управление которым не обязательно предоставление специального права) Верховный Суд РФ отметил, что в течение последних лет участились случаи использования лицами для передвижения средств индивидуальной мобильности (электросамокаты, моноколеса и тому подобные устройства), технические характеристики которых находятся в пределах пороговых значений для мопеда или мотоцикла, причем конструктивные и технические особенности таких средств предопределяют высокую степень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Документы по теме:

Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения"

Читайте также:

С места ДТП нельзя не только уезжать, но и уходить

С места ДТП нельзя не только уезжать, но и уходить

Водитель мопеда оспаривал свое привлечение к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Переход на летние нормы расхода топлива: памятка для учреждений

Переход на летние нормы расхода топлива: памятка для учреждений

Использование повышающего коэффициента дольше установленного периода может быть основанием для признания расходов на ГСМ нецелевыми.

Онлайн-сервисы для отслеживания времени прибытия общественного транспорта на остановку заработают по всей стране

В России запустили государственную цифровую платформу мониторинга транспорта

Благодаря ей пассажиры смогут использовать онлайн-сервисы прогноза прибытия общественного транспорта на остановки во всех населенных пунктах страны.

Нецелевое использование средств дорожных фондов: обзор судебной практики

Нецелевое использование средств дорожных фондов: обзор судебной практики

Материал подготовлен для казенных учреждений и органов власти.