Новости и аналитика Новости Цифровая трансформация рынка труда: платформенная занятость в России

Цифровая трансформация рынка труда: платформенная занятость в России

Цифровая трансформация рынка труда: платформенная занятость в России
© Nickvector / Фотобанк Фотодженика

Рост платформенной занятости демонстрирует высокие показатели вовлеченности людей. По данным Международной организации труда (МОТ), за последнее десятилетие число платформ цифрового труда, сконцентрированных в нескольких странах, увеличилось в пять раз1. При этом фактическая численность тех, кто получает работу с помощью цифровых платформ, с трудом поддается оценке, поскольку эти данные не разглашаются. Тем не менее статистика говорит о том, что вклад цифровых платформ в ВВП России по разным оценкам достигает от 2 до 5% – такие данные привел руководитель школы коммуникаций НИУ ВШЭ, Президент КРОС Сергей Зверев на сессии "Цифровые платформы: где заканчивается Гражданский кодекс и начинается Трудовой кодекс" Петербургского международного юридического форума. В платформенную занятость по разным подсчетам вовлечены от 7 млн до 10 млн граждан. 3,5 млн из них получают доход с помощью цифровых платформ на постоянной основе, а 1,7 млн считают такой способ получения заработка основным. А по данным Strategy Partners онлайн-платформы превратились в главный источник выполнения работ и исполнения заказов для 86% участников российских платформ 2.

Возникающие забастовки из-за условий труда демонстрируют наличие проблем платформенно занятых. Так, большую огласку получили забастовки курьеров, водителей такси и работников крупнейших в России маркетплейсов. Работники жалуются не только на невыплату зарплат, но и на отсутствие обеспечения рабочей одеждой, непрозрачную cистему штрафов, а в иных случаях требуют заключения трудовых договоров3.

При этом регулирование такой формы занятости затруднительно, а отдельного законодательства в России нет. Эксперты спорят по вопросу степени необходимого законодательного регулирования деятельности платформ. Одни считают, что текущего регулирования недостаточно: у интернет-платформ высокий уровень влияния, а платформенные работники лишены ряда социальных гарантий, которые предоставлены работникам государством и регулируются Трудовым кодексом. Другие уверены, что чрезмерное урегулирование платформенной занятости будет тормозить развитие агрегаторов, что скажется на падении уровня сервиса, который они предоставляют. Рассмотрим обе точки зрения и определим основные проблемы платформенной занятости в России.

ВАЖНО

Платформенная занятость – это гибкий формат включения в рынок труда, предполагающий использование онлайн-платформы (цифровой платформы) в качестве посредника между поставщиками услуг (исполнителями работ) и потребителями (клиентами).

Такое определение дает Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала ВШЭ в докладе "Платформенная занятость: определение и регулирование". 


Как регулируется платформенная занятости в России?

В России платформенная занятость отдельно не урегулирована, но в текущем году была предпринята попытка ввести занятость на цифровых платформах в законодательное поле. 15 марта 2023 года в первом чтении был принят законопроект № 275599-8. При этом в документе - который должен стать новым законом о занятости - регулирование ограничивается только предложением законодательно закрепить понятие "платформенная занятость".

Так, авторы законопроекта считают, что платформенная занятость – это деятельность граждан (платформенных занятых) по личному выполнению работ или оказанию услуг на основе заключаемых договоров, организуемая с использованием информационных систем (цифровых платформ занятости), обеспечивающих взаимодействие платформенных занятых, заказчиков и операторов цифровых платформ занятости посредством Интернета. При этом такое определение платформенной занятости вызывает вопросы у экспертов. Так, управляющий партнер юридической фирмы BLS Елена Кожемякина выделила ряд спорных моментов предложенной схемы работы интернет-платформ в сфере трудовых отношений, которые приведут к проблемам, связанным с коррупцией и отсутствием возможности привлечения к ответственности сторон за нарушения. Подробнее об этом читайте в нашем материале: Новый закон о занятости: что изменится для работодателей и сотрудников?

Самые серьезные разногласия по вопросу квалификации отношений по вопросу платформенной занятости возникают между профсоюзами и работодателями. Как заметил заместитель руководителя фракции "Единая Россия", член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев, профсоюзы считают, что платформенная занятость – это вид трудовых отношений, а работодатели – гражданско-правовых отношений. По этой причине в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" будут введены определения, а основной закон о платформенной занятости будет подготовлен отдельно как закон-спутник.

Как отметил Андрей Исаев, на данном этапе в новый отдельный закон о платформенной занятости предлагается включить ряд новых положений:

  • создание обязательного реестра цифровых платформ, где должна быть зарегистрирована каждая платформа;
  • обязанность платформ вести для клиентов рейтинг исполнителей, использующих платформу;
  • требование по информированию клиентов и платформенно занятых;
  • введение требования по порядку оплаты;
  • создание условий для добровольного социального страхования;
  • введение порядка разрешения индивидуальных споров между платформами и занятых на платформах;
  • создание совета операторов цифровых платформ, причем участие в нем обязательно;
  • возможность создания объединения (профсоюза) платформенно занятых.

Для содействия регулирования занятости ряд платформ 25 апреля 2023 года подписали Хартию о принципах развития платформенной занятости в России, а также создали Совет цифровых платформ при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Среди подписавшихся: Яндекс, OZON, Wildberries, HeadHunter, СберМаркет, Avito, Газпром нефть (Профессионалы 4.0), YouDo. Согласно информации на сайте РСПП, предполагается, что компании будут информировать исполнителей о социальных гарантиях, предоставлять равные условия доступа на платформы, создавать благоприятные условия для развития сегмента и вырабатывать дополнительные рекомендации и подходы к регулированию платформенной занятости. Присоединиться к Совету и Хартии могут и другие компании.

Регулирование отношений между платформами и исполнителями в большинстве стран мира установлено не было. Как отмечено в докладе ВШЭ, в ряде стран судебные прецеденты часто приводят к признанию за работником основных прав, свойственных наемному трудоустройству. При этом эксперты считают, что это не означает, что платформенная занятость приравнивается к традиционному наемному труду. Главная причина такой ситуации заключается в отсутствии соответствующих норм и правил, необходимых для регулирования рассматриваемого сегмента.


Какие проблемы?

Главный вопрос работы платформ в контексте занятости: проблема классификации отношений между цифровыми платформами и трудящимися, которые используют платформы для оказания услуг. Платформенная занятость может восприниматься как обычные трудовые отношения, гражданские отношения или как новый вид отношений, где задействованы независимый подрядчик, независимый работник и т. д. Иными словами, основной вопрос: платформенная экономика является предметом гражданско-правовых отношений или трудовых отношений.

Платформенная экономика создает множество разных форматов рабочих мест и способов извлечения доходов, а занятость в этой сфере – один из таких сегментов. Платформенная занятость как разнообразие видов деятельности платформ предполагает возможность традиционных трудовых отношений, заметила заместитель директора института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская. Работниками в традиционном смысле являются сотрудники самих платформ, которые задействованы в процессах компании, – администрирование, финансы, разработка ПО и т. д. Тем не менее платформенная занятость не относится к таким случаям, она определяется оказанием услуг и выполнением работ при помощи агрегаторов. При этом эксперт подчеркивает, что другие способы получения дохода с помощью платформ к вопросам платформенной занятости не относятся. Так, за рамками платформенной занятости остаются отношения, которые возникают при продаже товаров через маркетплейсы [онлайн-площадки для взаимодействия продавцов и покупателей, продажи товаров через Интернет. – прим. ГАРАНТ.РУ] или сдачи в аренду квартир. Указанные примеры – предмет регулирования Гражданского кодекса. Также к платформенной занятости не относятся платформы как экосистема, когда возникают экономические отношения между маркетплейсами и подрядчиками – например, службами доставки. Эксперт объясняет, что в данном случае возникают сугубо экономические отношения, регулируемые ГК РФ между маркетплейсом и индивидуальными предпринимателями.

Стоит обратить внимание, что платформенно занятые и самозанятые – не тождественные понятия. Самозанятые могут быть исполнителями на платформе.

Законопроект № 275599-8 "О занятости населения в Российской Федерации" также разграничивает понятие "самозанятость" и "платформенная занятость". Самозанятость понимают как деятельность гражданина по личному производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг, направленная на систематическое получение дохода. Платформенная занятость определяется как деятельность граждан (платформенных занятых) по личному выполнению работ или оказанию услуг на основе заключаемых договоров, организуемая с использованием информационных систем. Цифровые платформы занятости обеспечивают взаимодействие платформенных занятых, заказчиков и операторов цифровых платформ занятости посредством Интернета.


Какие формы регулирования предлагают эксперты?

По мнению Оксаны Синявской, люди стремятся уйти от жестких рамок трудовых отношений. В платформенную занятость они идут для реализации собственной предпринимательской инициативы в менее рисковых чем в традиционном бизнесе условиях. В случае регулирования платформенно занятые при установлении социальных гарантий могут повлечь заимствование и других особенностей трудовых отношений. При этом формат уплаты НПД при самозанятости эксперт считает удобной для занятых на цифровых платформах.

Платформенная занятость – это новый формат трудовых отношений, где нет традиционной интеграции в организационную структуру платформы, считает Оксана Синявская. Страны, которые экспериментируют с поиском новых форматов, ищут попытки регулирования платформенной занятости как новой формы самозанятости. Эксперт уверена, что регулирование платформенной занятости с помощью традиционных форм трудового законодательства может оказаться губительной для развития этого сегмента экономики. С этим согласился заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев. Сейчас в России предоставляется высокий уровень цифрового клиентсткого и потребительского сервиса. По мнению эксперта, отсутствие жесткого правового регулирования позволяет сложившейся бизнес-модели оставаться гибкой.

Андрей Исаев также считает, что платформенная занятость является новым типом отношений в сфере занятости, который не может быть вполне описан ни как трудовые, ни как гражданско-правовые отношения. Эксперт отмечает, что платформенная занятость содержит в себе целый ряд признаков трудовых отношений:

  • платформа может ставить перед самозанятыми обязательные требования по исполнению заказа, в том числе устанавливать ограничения по рабочему времени;
  • платформа должна обеспечивать контроль за соответствием платформенно занятых той квалификации, по которой они выполняют работу;
  • платформа выступает как налоговый агент, а традиционный самозанятый должен этот налог платить сам [на многих платформах работают самозанятые, которые официально зарегистрированы и платят НПД. – прим. ГАРАНТ.РУ]
  • платформа должна создать условия для добровольного социального страхования;
  • платформа применяет к исполнителям услуг меры ответственности в случае нарушения требований;
  • платформа предоставляет средства труда, инструменты и материалы.

В то же время есть ряд признаков, что такие отношения не представляют трудовые отношения в традиционном понимании. Работодатели приводят в аргумент следующие признаки.

  1. Трудовые отношения – это двусторонние отношения между работником и работодателем, а третьей стороны нет. Клиенты работодателя не являются стороной отношений. Платформенная занятость – это трехсторонние отношения: клиент, посредник (платформа) и исполнитель.
  2. У оператора платформы гораздо меньше прав, чем у работодателя в соответствии с трудовым законодательством. Так, работодатель вправе направлять находящегося в простое работника на работу, которая не предусмотрена трудовым договором. При платформенной занятости такой ситуации возникнуть не может.


***

Сейчас единого подхода к регулированию платформенной занятости нет ни в России, ни в мире. Отсутствие законодательного регулирование объясняется относительно новым явлением в виде цифровых платформ и отсутствием единого понимания, как регулировать отношения, которые складываются между платформами и занятыми на них. Бизнес отстаивает интересы получения прибыли, при этом некоторые из них квалифицируют такие отношения как предпринимательские и не видят места социальным гарантиям, предоставляемым трудовым законодательством. Занятые на платформах требуют соблюдения трудовых прав, а профсоюзные организации убеждены, что единственная возможная форма такого регулирования – оформление отношений по ТК РФ. При этом предложенные изменения в части занятости на цифровых платформах тоже вызывают вопросы у экспертов. Игроки рынка и регулятор продолжают искать компромиссы, которые будут устраивать всех участников взаимодействий через цифровые платформы.

_____________________________

1 Доклад Международной организации труда "Перспективы занятости и социальной защиты в мире. Роль платформ цифрового труда в трансформации сферы труда".
2 Исследование Strategy Partners "Самозанятость. Предпринимательство и стабильное партнерство с платформами".
3 Подробнее с информацией о забастовках в сфере платформенной занятости можно ознакомиться на сайте Центральной профсоюзной газеты "Солидарность" (https://www.solidarnost.org/special/profdict/platformennaya-zanyatost-gig-ekonomika.html).

Документы по теме:

Читайте также:

Трудовые права женщин: вопросы дискриминации и основные судебные кейсы

Трудовые права женщин: вопросы дискриминации и основные судебные кейсы

Что является дискриминацией женщин в сфере занятости? С какими проблемами сталкиваются женщины на работе? Разбираемся в нашем материале.

На портале "Онлайнинспекция.рф" появятся три новых сервиса

На портале "Онлайнинспекция.рф" появятся три новых сервиса

Ими будут: сервис по урегулированию разногласий между работником и работодателем, сервис про гарантии и льготы, а также выдачу средств индивидуальной защиты.

Минтруд России подготовило расписание нерабочих праздничных дней в 2024 году

Минтруд России подготовил календарь праздничных дней в 2024 году

Проект подготовлен в соответствии со ст. 112 ТК РФ.