Новости и аналитика Аналитические статьи Патенты вместо разрешений на работу: чего ждать от новых правил привлечения "безвизовых" иностранцев

Патенты вместо разрешений на работу: чего ждать от новых правил привлечения "безвизовых" иностранцев

Патенты вместо разрешений на работу: чего ждать от новых правил привлечения на работу "безвизовых" иностранцевC 1 января 2015 года юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут нанимать иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом режиме, без разрешения на работу. Для этого потенциальным работникам необходимо приобрести специальный патент, стоимость которого будет устанавливаться субъектами РФ. Такие правила предусматривает недавно принятый Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ (далее – Закон).

Стоит отметить, что сама по себе идея патентов для иностранных работников не является новой. На данный момент они используются для привлечения мигрантов физическими лицами, но только когда дело касается выполнения работ и оказания услуг для личных и домашних нужд (на основании трудового или гражданско-правового договора). Теперь подобным образом иностранных работников можно будет привлекать и в рамках осуществления предпринимательской деятельности. 

Основная цель изменений – с одной стороны, упростить порядок привлечения иностранных работников для организаций и индивидуальных предпринимателей, с другой – дать возможность регионам регулировать количество мигрантов путем установления более высокой или более низкой стоимости патента, а также ограничений или даже полного запрета на их выдачу. Как это будет работать на практике и есть ли шансы достичь поставленной цели – разберемся вместе с нашими экспертами.

 

Выдача патента 

НАША СПРАВКА

Прибывать в Россию в порядке, не требующем визы, могут граждане стран постсоветского пространства: Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Азербайджана, Армении, Узбекистана, Молдовы, Украины, а также ряда государств дальнего зарубежья, с которыми у России заключены соответствующие международные соглашения (Турция, Сербия, Израиль и другие).

С 1 января 2015 года действующая сегодня система квотирования и разрешений на работу для "безвизовых" иностранцев отменяется. Для того, чтобы устроиться на работу в организацию или к индивидуальному предпринимателю, мигрант должен будет просто указать в миграционной карте "работа" в качестве цели визита в Россию. После этого ему необходимо в течение 30 календарных дней обратиться в ФМС России за получением патента, представив помимо заявления:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • миграционную карту;
  • действующий на срок работы полис добровольного медицинского страхования или договор о предоставлении платных медицинских услуг. Договоры должны быть заключены с медицинской организацией в том регионе, где иностранец будет работать. Также они должны обеспечивать оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;
  • документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.
  • документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории и основ законодательства России;
  • документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания;
  • документ, подтверждающий уплату штрафа, если был нарушен срок обращения за оформлением патента. 

Субъекты РФ получат право определять уполномоченные медицинские учреждения, которые смогут выдавать потенциальным иностранным работникам справки о состоянии здоровья и заключать договоры на медицинское обслуживание. Также регионы вправе утвердить перечень образовательных организаций, которые будут подтверждать владение иностранца русским языком, знание им истории и основ законодательства России.

Как отмечает разработчик Закона, председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, это позволит исключить возможность приобретения соответствующих документов "в переходах и на перекрестках".

Одновременно, чтобы убрать из процедуры трудоустройства иностранцев посредников, регионы смогут определить уполномоченные организации, которые будут оказывать услуги по оформлению и выдаче патентов. По сути – те же посредники, но только официальные, созданные в форме государственных бюджетных учреждений или унитарных предприятий.

"Мы дополнительно обратились ко всем губернаторам, с тем, чтобы полномочия, которые они приобретают с будущего года, были реализованы не по частям, а полноформатно. Тогда это позволит достичь и социального благополучия, и экономического эффекта", – поясняет Ирина Яровая.

При этом заявление на выдачу патента ФМС России может и не принять в случае, если:

  • иностранец не представил необходимые документы (кроме миграционной карты и документа о постановке на учет по месту пребывания – содержащиеся в них данные служба может получить сама);
  • ФМС России или Правительством РФ было принято решение о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории конкретного субъекта РФ;
  • в течение года до подачи заявления иностранец уже получал отказ в выдаче или переоформлении патента либо патент был аннулирован.

Если все проходит успешно, то территориальный орган ФМС России должен выдать иностранцу патент в течение 10 рабочих дней после подачи заявления (форма патента утверждена приказом ФМС России от 8 декабря 2014 г. № 638). Для получения патента "на руки" заявитель должен предъявить документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий оплату стоимости патента – авансового платежа по НДФЛ на период действия патента. Патент выдается на срок от месяца до года.

Таким образом, с работодателей снимаются обязанности по определению потребностей в рабочей силе, а также проблемы, связанные с нехваткой квот. С 1 января 2015 года они смогут сами регулировать количество привлекаемых иностранных работников. Не нужно будет организациям и индивидуальным предпринимателям заниматься оформлением разрешений на работу. Теперь получение права работать в России – это полностью забота работника. На первый взгляд.

 

МНЕНИЕ

Ирина Яровая

Ирина Яровая, председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции:

"Впервые процедура получения права на осуществление трудовой деятельности привязана к самому субъекту – иностранному гражданину. Почему существовала система продажи квот и нелегальной миграции? Потому что сам по себе подход к формированию запроса на привлечение рабочей силы и получению статуса трудового мигранта был настолько размыт, что никто ни за что не отвечал. Никто не отвечал ни за квоты, ни за реализацию этих квот, ни за легализацию незаконных мигрантов. Сегодня только сам иностранный гражданин лично может и должен обратиться за получением патента".


 

Тем не менее, как раз перенос всех обязанностей по оформлению своего статуса на самого иностранца может стать главным камнем преткновения. Дело в том, что процесс трудоустройства для иностранца с учетом документов, которые необходимо предоставить, существенно усложняется. Данное обстоятельство очевидно никак не мотивирует его к легальному оформлению своей трудовой деятельности. Конечно, некоторые мигранты пройдут предусмотренные законом процедуры, но остальные по-прежнему будут работать неофициально.

 

МНЕНИЕ

Лариса Науменко

Лариса Науменко, ведущий юрисконсульт ООО "Центр правового обслуживания":

"Задача законодателя в принципе понятна – облегчить бизнесу привлечение трудовых мигрантов, но я думаю, что с помощью рассматриваемого федерального закона, который принят и вступит в силу с 1 января 2015 года, этого сделать не удастся. Процедура трудоустройства бюрократизирована очень сильно, поскольку законодатель переложил необходимость подготовки и сбора пакета документов с работодателя на мигрантов. Даже российские граждане не всегда могут собрать такой пакет документов и все правильно оформить без правовой помощи, а уж иностранный гражданин, который приезжает устраиваться, например, дворником – тем более".


 

Таким образом, в связи со сложностью процедуры получения патента добросовестным работодателям, заинтересованным в иностранной рабочей силе, по-прежнему придется оказывать иностранцам содействие, в том числе и финансовое, в оформлении необходимых документов. В противном случае при новой системе будет крайне сложно найти иностранного работника с патентом.

Кроме того, работодатель в любой момент сможет потерять такого работника, если не будет контролировать сроки действия патента. По истечению срока, на который он выдан, документ станет недействительным, а на иностранца будет наложен штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб. (в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.) с административным выдворением или без (ч. 1-2 ст. 18.10 КоАП РФ).

Сам работодатель тоже подвергнется штрафу за привлечение к работе иностранца с недействительным патентом (для граждан – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; для должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб. для юридических лиц – от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ). Напомним, что согласно ст. 2.4 КоАП РФ, по общему правилу индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.

Если раньше разрешение на работу можно было получить в течение 90 суток , то патент – только в течение 30 календарных дней с момента прибытия в Россию. Данное обстоятельство может породить некоторое количество "бесхозных" мигрантов, которые прибыв в Россию, просто не найдут работодателя за месяц и автоматически окажутся в статусе нелегалов.

Обратившись за патентом с нарушением этого срока, иностранец рискует получить штраф от 10 тыс. до 15 тыс. руб. (ст. 18.20 КоАП РФ), который автоматически увеличивает риск закрытия въезда в страну, так как для этого достаточно иметь всего два административных штрафа в течение трех лет (подп. 4 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"). Причем за любое, даже незначительное правонарушение – скажем, за переход дороги в неположенном месте или курение на остановке общественного транспорта.

Такой жесткий подход в комплексе с усложнившейся процедурой неудобен как для иностранца, так и для работодателя. В итоге о каком-либо упрощении процедур или легализации рынка иностранной рабочей силы говорить не приходится, так как стимулов для этого Закон не дает.

 

МНЕНИЕ

Евгений Володин

Евгений Володин, эксперт Комитета по трудовой миграции Московского отделения "Опоры России":

"Если смотреть с позиции работодателей, то у них появляются дополнительные обязанности. Например, контролировать направление иностранным работником необходимых документов в ФМС России. В противном случае, если информация в миграционной ведомство не поступит, – патент аннулируется. Полагаться на самого работника здесь, к сожалению, не получится. Точно также придется контролировать сроки оплаты фиксированного авансового платежа за патент, поскольку если работник внесет его несвоевременно, то патент также аннулируется. Работодатель, который не будет это контролировать, окажется в ситуации, когда у него работает человек с заведомо недействительным документом. Плюс им придется контролировать ситуацию с продлением сроков временного пребывания иностранца в России, так как в большинстве случаев именно работодатели осуществляют миграционный учет своих работников. Если сейчас работодатель максимум два раза обращается в органы ФМС России (ставит иностранца на первичный миграционный и продлевает миграционный учет сроком до года с даты въезда), то сейчас, исходя из системного анализа не только рассматриваемого закона, но и других НПА, работодателю придется обращаться в органы ФМС России за продлением регистрации столько раз, сколько человек продлевал патент".


 

Продление и переоформление патента

Патент может выдаваться иностранцу на срок от одного до 12 месяцев. Срок его действия может неоднократно продлеваться минимум на месяц. Однако общий срок действия патента с учетом всех продлений все равно не может составлять более 12 месяцев со дня выдачи патента. 

Для продления патента иностранцу необходимо просто уплатить НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа за период, на который он хочет продлить патент. Иначе действие патента прекращается по истечении оплаченного период. Соответствующий платежный документ будет являться подтверждением продления патента. Обращаться в ФМС России при этом не нужно.

При желании продолжать работу более года иностранцу не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения 12 месяцев с момента выдачи патента, нужно обратиться за его переоформлением.

Процедура переоформления аналогична процедуре первичной выдачи патента, однако придется предоставить ряд дополнительных документов:

  • ходатайство работодателя, заказчика работ (услуг) о переоформлении иностранному гражданину патента;
  • трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные между иностранным гражданином и работодателем, заказчиком работ (услуг).

При переоформлении не нужно предоставлять документ о постановке на учет по месту пребывания. Отказать в приеме заявления о переоформлении патента ФМС России может только в случае непредставления какого-либо из документов (кроме миграционной карты и документов подтверждающих владение русским языком, знание истории и основ законодательства России, так как данные о них у ФМС России уже есть после первого оформления патента) или нарушения срока обращения за переоформлением патента. Порядок получения патента такой же, как и при первичной выдаче.

Важно, что патент может быть переоформлен только один раз. Таким образом, непрерывно иностранец сможет работать по патенту не более двух лет. После этого ему придется выехать из страны и въехать снова, повторив процедуру получения патента. 

 

Отказ в выдаче, переоформлении патента и его аннулирование

Согласно Закону, иностранный гражданин может получить отказ в выдаче или переоформлении патента, а действующий патент может быть аннулирован в случаях:

  • осуществления иностранцем трудовой деятельности с привлечением труда третьих лиц;
  • представления поддельных документов;
  • нарушения миграционного законодательства два и более раза за год и т. д. (полный перечень оснований перечислен в подп. 1-10, подп. 15 п. 9, п. 9.1, п. 9.2 и подп. 1 п. 9.7, п. 9.8 ст. 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации")
  • если сам иностранный гражданин направит заявление об аннулировании выданного ему патента;
  • непредставления в территориальный орган ФМС России копии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
  • отсутствия сведений о работодателе или заказчике работ (услуг) в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. 

Если иностранцу было отказано в выдаче или переоформлении патента либо выданный ему патент был аннулирован, он вправе повторно подать заявление о выдаче патента не ранее чем через один год со дня отказа в выдаче или переоформлении патента либо аннулирования выданного патента.

Если патент был аннулирован, то ФМС России обязана в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения направить работодателю или заказчику работ (услуг), а также самому иностранному гражданину уведомление об этом.

 

Продление действующих разрешений на работу, патентов и легализация  

Закон затронет также не только вновь прибывших иностранных граждан, но и тех, кто уже легально работает. Дело в том, что ранее выданные разрешения на работу и патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц будут действительны до истечения срока, на который они выданы и продлить их нельзя. Соответственно, этим работникам придется выехать за пределы России, въехать снова и оформиться по новым правилам.

Естественно, многие мигранты этого не сделают по разным причинам: одни по незнанию, другие из опасений, что обратно в Россию они уже въехать не смогут (если у них имеются административные правонарушения) или ввиду сложности новой процедуры трудоустройства. Таким образом, данный подход может привести к переходу части легальных иностранных работников в категорию нелегалов.

Кроме того, закон не предусматривает никаких механизмов легализации для тех иностранцев, которые сегодня работают неофициально, но захотят узаконить свой статус и получить с 1 января 2015 года патент. В результате проблема незаконной трудовой миграции может сохраниться и даже в значительной мере усугубиться.

По данным ФМС России, в стране по состоянию на сентябрь текущего года находится более 4,3 млн нелегальных мигрантов (при общем количестве иностранцев в около 12 млн). Как правило это те самые "безвизовые" мигранты, которые въехали в Россию законно, но нарушили срок временного пребывания.

"Нелегальные мигранты не имеют возможности получить патент: как только они прибудут в ФМС России, их выдворят за пределы России за нарушения правил пребывания. Поэтому проблема, скорее всего, не решится в корне, так как Закон не предусматривает процедуру легализации или амнистии", – комментирует ситуацию Лариса Науменко.

"С точки зрения снижения уровня нелегальной миграции, я не вижу каких-либо позитивных вещей в связи с принятием Закона. Ничего не изменится – оформляться смогут только те, кто легально здесь находится. Количество таких иностранцев с каждым годом все меньше, по данным ФМС России, въезд закрыт уже более чем миллиону человек [закрытие въезда не означает, что эти лица выдворены за пределы страны, речь идет лишь о соответствующей пометке в базе миграционного ведомства. – Ред.]", – отмечает Евгений Володин.

 

Ответственность и ограничения для работников и работодателей 

В течение двух месяцев со дня выдачи патента иностранец обязан представить в территориальный орган ФМС России, выдавший патент, копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). В противном случае патент аннулируется.

Работодатель или заказчик работ (услуг) обязаны уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) с иностранцем трудового или гражданско-правового договора. Срок уведомления – не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующих договоров в соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (пока действует прежняя форма уведомления, утвержденная приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. 147).

За невыполнение этих требований на виновных налагается штраф: для граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; для должностных лиц – от 35 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 400 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

Иностранец вправе работать только на территории того субъекта РФ, в котором ему выдан патент. За нарушение этого правила ему грозит штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб. (в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.) с административным выдворением за пределы России или без него (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Работодатель или заказчик работ (услуг) также не имеет права нанимать иностранца по патенту за пределами соответствующего региона. В противном случае он тоже может быть подвергнут административной ответственности. Штраф для граждан – от 2 тыс. до 5 тыс. руб., для должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).

Тем не менее, при желании работать сразу в нескольких регионах иностранец имеет право получить патент на территории другого субъекта РФ. Для этого придется обратиться в местный территориальный орган ФМС России. Срок действия нового патента не может превышать срока действия первоначально выданного патента. При этом иностранцу придется снова пройти всю процедуру получения патента.

 

МНЕНИЕ

Евгений Володин

Евгений Володин, эксперт Комитета по трудовой миграции Московского отделения "Опоры России":

"Дополнительные очень жесткие ограничения на возможность работы в другом субъекте РФ коснутся, прежде всего, предприятий, которые работают в нескольких регионах сразу, например, грузоперевозчиков. Сейчас тоже действует общий принцип – иностранец не вправе работать за пределами субъекта РФ, который указан в его разрешении на работу. Однако из этого правила есть исключение, оно установлено приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н, согласно которому работника можно использовать в другом регионе если его профессия перечислена в утвержденном этим документом перечне. Однако так как положения этого приказа касаются исключительно разрешений на работу, то с нового года они сохраняются только для высококвалифицированных специалистов, иностранных студентов – то есть для иностранцев из дальнего зарубежья. Система патентов оказывается вычеркнутой из данной схемы. Если компания захочет направить иностранного работника, например, из Москвы в Смоленск, чтобы отвезти груз, то нужно будет получать для него патент и в Москве, и в Московской области, и в Смоленской области – то есть на территории всех субъектов, по которым будет пролегать маршрут, и за каждый патент нужно платить".


 

Кроме того, руководитель субъекта РФ может принять решение об указании в патенте профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного работника. По мнению Евгения Володина, ситуация на рынке труда во многом будет зависеть от того, как субъекты РФ будут реализовывать эти полномочия. Указание в патенте профессии или должности ограничит работодателей при подборе работников, а также в перераспределении их внутри организации и сделает патент похожим по своей природе на разрешение на работу.

"В случае, если в патенте не будет указываться должность работника – это положительный момент для работодателя. Он сможет оперировать иностранным персоналом так же свободно, как и работниками, которые являются гражданами России", – отмечает эксперт.

Наконец, стоит отметить, что регионы имеют право по своему усмотрению отказаться от привлечения иностранных работников в принципе, то есть вообще не выдавать патенты. Также субъекты РФ могут приостановить выдачу патентов или ввести ограничения на их количество. Данное обстоятельство также будет оказывать существенное влияние на ситуацию с привлечением иностранных работников в каждом конкретном регионе.

 

МНЕНИЕ

Ирина Яровая

Ирина Яровая, председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции:

"Впервые в России появляется прозрачная, единая, унифицированная система получения права на осуществление трудовой деятельности, которая напрямую привязана к каждому региону, имеет формат публичности и соотносимости с интересами конкретного рынка труда и жителей конкретного региона. Впервые устанавливается процедура, при которой в каждом субъекте РФ ежегодно принимается закон о социально-экономическом развитии, прогноз социально-экономического развития территории. Я полагаю, что в рамках этого прогноза должны сразу оцениваться запросы и потребности по привлечению иностранной рабочей силы. Законодатель дает право субъекту РФ полностью отказаться от привлечения иностранной рабочей силы и выдачи патентов. Это очень важное право, но его использование должно быть аргументировано, мотивировано и обосновано".


 

Финансовый аспект

Помимо сложностей процедурного характера, в новом порядке привлечения иностранных работников заложена и чисто финансовая проблема, а именно: стоимость патента и услуг, сопутствующих его оформлению.

Помимо того, что патент в контексте миграционного законодательства удостоверяет право на работу, он одновременно является документом, подтверждающим уплату НДФЛ. Плата за патент представляет собой фиксированный авансовый платеж по данному налогу. Они уплачиваются за период действия патента в размере 1,2 тыс. руб. в месяц с ежегодной индексацией на коэффициент-дефлятор (в 2015 году – 1,307) и региональный коэффициент, который должен устанавливаться каждым субъектом РФ, исходя из специфики рынка труда на его территории (в Москве, например, он равен 2,5504; Закон г. Москвы от 26 ноября 2014 г. № 55). В случае если такой коэффициент не установлен, то он считается равным 1 (Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 368-ФЗ).

"Очень важный экономический момент – авансовый платеж за патент. Даже если иностранный гражданин по каким-то причинам передумает, не захочет, не сможет работать, эти деньги возвращаться не будут. Это обоснованные риски, которые в любом государстве несет сам иностранный гражданин", – поясняет Ирина Яровая.

Фиксированный авансовый платеж по налогу уплачивается иностранным работником по месту осуществления им деятельности на основании патента до начала срока, на который выдается (продлевается) или переоформляется патент.

Как мы писали выше, квитанцию об оплате необходимо представить в момент выдачи патента. Таким образом, мигрант может не оплачивать авансовый платеж до того момента, когда будет уверен, что по его заявлению о выдаче патента принято положительное решение.

Общая сумма НДФЛ с доходов налогоплательщиков исчисляется работодателями и подлежит уменьшению на сумму уплаченных за период действия патента фиксированных авансовых платежей в соответствующем налоговом периоде. 

Очевидно, что стоимость патента также может сыграть не последнюю роль в том, насколько новый порядок привлечения иностранных работников сделает рынок труда более или менее удобным и доступным для работодателей и иностранных работников. В случае, если она будет слишком высока, – неизбежен его дальнейший уход "в тень".

Следует иметь в виду, что к стоимости патента прибавятся расходы на прохождение экзаменов на знание русского языка, основ истории и законодательства России (например, стоимость такого комплексного экзамена в Высшей школе перевода МГУ имени М.В, Ломоносова составляет 4,9 тыс. руб.), оплату медицинского полиса и выполнение других требований, о которых мы говорили выше.

 

МНЕНИЕ

Лариса Науменко

Лариса Науменко, ведущий юрисконсульт ООО "Центр правового обслуживания":

"Мы подсчитали затраты, которые иностранный гражданин должен понести для приобретения патента на год: самая минимальная сумма – это 50 тыс. руб. [на примере Москвы – Ред.], но, скорее всего, она будет в два раза больше. Естественно, ни мигрантам, ни бизнесу невыгодно нести такие затраты. Поэтому вывести рынок труда "из тени" именно такими поправками, наверное, не получится на сегодняшний момент. Кроме того, необходимо получить медицинский полис, сдать экзамены на знание русского языка, основ законодательства РФ, истории России. Все это усложняет ситуацию, хотя должно происходить обратное. Для высококвалифицированных специалистов такие правила оправданы. Однако если иностранный гражданин приезжает работать на стройке или дворником – это для него неподъемный пакет документов и неподъемная сумма".


 

МНЕНИЕ

Евгений Володин

Евгений Володин, эксперт Комитета по трудовой миграции Московского отделения "Опоры России":

"Мы с коллегами прикидывали примерную стоимость патента для иностранцев с учетом самых разных факторов: начиная от оформления сопутствующих документов и стоимости ежемесячного авансового платежа, заканчивая средствами, которые иностранец должен потратить на жилье и питание на период оформления патента. Если говорить о Москве, то в год получается порядка 100 тыс. руб. То есть очень сильно увеличивается расходная часть для иностранцев. Сейчас стоимость разрешения на работу составляет величину госпошлины – 2 тыс. руб. Все остальное – это услуги посредников, которые помогают оформить документы. В Москве в 2015 году стоимость патента составит порядка 4 тыс. руб. в месяц. Умножаем эту сумму на 12 месяцев, и получаем: почти 50 тыс. руб. в год человек должен будет платить за право работать в России. Плюс расходы на оформление полиса, медицинских справок, сертификата на знание русского языка и т. д.".


 

Таким образом, работодателю придется решать, ляжет стоимость получения патента на него самого или на работника, и в каком размере. Конечно, заинтересованные организации и индивидуальные предприниматели могут взять часть расходов на себя. Однако далеко не все из них на это пойдут.

Не стоит забывать и про то, что для работы на территории нескольких субъектов РФ придется получать несколько патентов, а это значит, что в таком случае иностранный работник становится с экономической точки зрения совершенно невыгодным для работодателя.

"Изначальная идея, которая звучала, – обеспечить возможность иностранцам из ближнего зарубежья работать на основании одного документа как у физических, так и у юридических лиц. Это замечательная идея, но порядок ее претворения в жизнь накладывает очень много обязанностей и на работника, и на работодателя. При этом любой шаг влево, шаг вправо – это административные санкции, которые сейчас крайне значительны. Если у работодателя работает 100 человек, то с нового года он должен отслеживать ситуацию с каждым из них, чтобы не попасть под штраф", – резюмирует Евгений Володин.

 

***

В итоге, с учетом описанных выше особенностей Закона, ожидать упрощения порядка привлечения иностранных работников работодателям не стоит. Нагрузка на них снимается лишь формально, а по факту – значительно увеличивается. Для иностранцев, которые захотят оформляться самостоятельно, изменения также усложняют процедуру трудоустройства в России, особенно с финансовой точки зрения. Как в многих других законах последнего времени, в рассмотренном документе регулирование соответствующих правоотношений практически полностью передается на уровень субъектов РФ. В связи с этим многое зависит от того, не перестараются ли регионы со стоимостью патентов и ограничениями на их количество. Также нельзя исключать и того, что Закон с учетом правоприменительной практики будет вскоре скорректирован в лучшую сторону.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и
Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Нужны ли нам заморские спецы и бизнесмены

Нужны ли нам заморские спецы и бизнесмены
Среди сообщества мигрантов в ближайшем будущем могут появиться грамотные специалисты, состоятельные предприниматели и талантливые ученые.

Особенности и проблемы привлечения на работу иностранных граждан

Особенности и проблемы привлечения на работу иностранных граждан
Несмотря на то, что использование труда иностранных граждан крайне выгодно работодателям с экономической точки зрения, процесс оформления их статуса является достаточно непростым. В материале рассмотрена специфика и основные сложности привлечения иностранных работников с позиции работодателя, а также составы административных правонарушений в данной области и судебная практика по ним.