Новости и аналитика Новости Оплата первых трех дней больничного работнику на ГПД: как выбрать КВР и КОСГУ

Оплата первых трех дней больничного работнику на ГПД: как выбрать КВР и КОСГУ

Оплата первых трех дней больничного работнику на ГПД: как выбрать КВР и КОСГУ
© HayDmitriy  / Фотобанк Фотодженика

Физлица, с которыми государственные и муниципальные учреждения заключают договоры ГПХ, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Это означает, что учреждение обязано не только уплачивать страховые взносы, но и при определенных обстоятельствах выплачивать таким лицам пособия за первые три дня временной нетрудоспособности.

Но если для отражения расходов на выплату такого пособия в пользу работников выбор КВР и КОСГУ предопределен прямыми нормами Порядков № 82н и № 209н, то для расходов на выплату пособия тем лицам, которые оказывают услуги / выполняют работы в рамках договоров ГПХ, порядок применения кодов бюджетной классификации не урегулирован.

1

 Допустимо ли в такой ситуации применить КВР 111 / 121 с КОСГУ 266?

Зачастую должностные лица учреждений не видят сложностей в отражении соответствующих расходов, полагая, что такие расходы аналогичны расходам на выплату пособия работникам, отражаемых с применением элемента видов расходов группы 100 "Расходы на выплаты персоналу..." в увязке с КОСГУ 266 "Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме". Однако, памятуя о требованиях к разграничению выплат физическим лицам по типу получателей, реализованных специалистами финансового ведомства непосредственно в Порядках № 82н и № 209н, подобный подход нельзя признать обоснованным.

Дело в том, что принципиальным для применения кодов бюджетной классификации при выплатах в пользу физлиц является и отнесение получателей к определенной категории. Так, расходы на осуществление выплат в пользу лиц, относящихся к категории "персонал", отражаются с применением КВР группы 100. При этом перечень лиц, которые относятся к категории "персонал", является исчерпывающим - это исключительно действующие работники, сотрудники, служащие, военнослужащие. Соответственно, выбор увязки КВР группы 100 и подстатьи 266 КОСГУ в том случае, когда речь идет о расходах на выплату пособия за первые три дня нетрудоспособности лицу, осуществляющему в учреждении деятельность на основании договора ГПХ, чреват претензиями со стороны органов финконтроля.

Причем в целях применения кодов видов расходов на выплату такого пособия на момент расторжения трудового договора с получателем пособия также имеет принципиальное значение – при выплате пособия бывшему работнику расходы отражаются уже с применением КВР 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств". Соответственно, выбывая из категории "Персонал", получатель пособия в целях отражения соответствующих расходов относится к иным категориям граждан.

2

 Будет ли корректным использование КВР 244 в увязке с КОСГУ 22Х?

Рассмотрим еще один вариант отражения расходов на выплату пособий, основным аргументом для применения которого может быть заключение с физлицом договора ГПХ, а именно – отражением расходов с применением КВР 244  "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с соответствующим элементом статьи 220 "Оплата работ, услуг". Основная причина для подобного подхода – отражение расходов на уплату страховых взносов в рамках договора ГПХ, заключенного с физлицом, по тем КВР и КОСГУ, которые применяются для отражения расходов на оплату стоимости соответствующих работ / услуг.

Но можно ли признать расходы на выплату пособия за первые три дня нетрудоспособности аналогичными тем расходам, которые обусловлены наличием договора ГПХ?

Во-первых, положения Порядков № 82н и № 209н вовсе не свидетельствуют о том, что расходы на уплату страховых взносов аналогичны расходам на выплату пособия. Так, например, при наличии трудовых отношений с получателем пособия страховые взносы отражаются с применением элемента видов расходов 1Х9 в увязке с КОСГУ 213, в то время как расходы на выплату пособия отражаются с применением элемента видов расходов 111 / 121 в увязке с КОСГУ 266. Соответственно, само по себе отражение расходов на уплату страховых взносов на те КВР и подстатьи КОСГУ, по которым отражаются расходы на оплату работ / услуг, вовсе не указывает на возможность применения соответствующих КВР и КОСГУ для отражения расходов на выплату пособия.

Во-вторых, положения Порядков № 82н и № 209н в явном виде разграничивают расходы на закупку товаров, работ, услуг и расходы на социальные выплаты населению, которые обусловлены в том числе наступлениемя таких событий, как болезнь. Пособие по временной нетрудоспособности - вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, предоставляемое застрахованным лицам при наступлении соответствующих страховых случаев (ст. 1.2, 1.3 Закона № 255-ФЗ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

Несмотря на основания, по которым у учреждения возникает обязанность выплаты пособия, сами по себе расходы носят социальный характер.

В-третьих, право на получение такого пособия не ставится в зависимость от того, будут ли в конечном итоге выполнены подрядчиком / исполнителем все обязательства в рамках самого договора: учреждение будет обязано выплатить пособие независимо от результатов приемки работ / услуг. Представим ситуацию, что физлицо - исполнитель, оказывающий услуги по договору ГПХ, утратил трудоспособность до окончания периода оказания услуг, предусмотренного договором. В результате закупка не может быть признана состоявшейся, поскольку потребность в услугах не удовлетворена. Но при этом обязанность по выплате пособия за первые три дня нетрудоспособности у учреждения - заказчика сохраняется. Причем размер выплаченного пособия никак не зависит от стоимости тех услуг, которые планировалось оказать. Насколько в подобной ситуации отражение расходов с указанием КВР 244 и соответствующего элемента статьи 220 КОСГУ обеспечит достоверность раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни?

Конечно, неурегулированность вопроса применения кодов бюджетной классификации в подобной ситуации может послужить основанием для освобождения должностных лиц от ответственности за принятое решение. Так, подобный подход к применению административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств был выражен в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23. Не исключено, что в настоящее время аналогичный подход позволит избежать административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ в том случае, если суд согласится с доводами учреждения, то есть признает, что расходы на выплату социального пособия равным образом могли быть отнесены на несколько кодов бюджетной классификации. Вместе с тем, отрицать социальный характер расходов на выплату пособия лицам, заключившим с учреждением договор ГПХ, на наш взгляд, опрометчиво.

3

 Возможно ли применение КВР 321 с КОСГУ 262?

Остается еще один вариант отражения расходов – применение элемента видов расходов 321 в увязке с подстатьей 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" КОСГУ. На возможность отражения расходов по КВР 321 указывает применение данного КВР при выплате аналогичного пособия лицам, расторгнувшим трудовой договор с учреждением, а также отсутствие исчерпывающего перечня категорий граждан, в пользу которых осуществляются выплаты социального характера. Аналогичные доводы уместны и для применения КОСГУ 262, поскольку основным критерием для отнесения расходов на специальные подстатьи (264, 265, 266 и 267) является наличие с получателями пособий именно трудовых отношений (в настоящем либо прошлом).

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Госпошлина или плата за госуслуги: определяем КВР и КОСГУ

Госпошлина или плата за госуслуги: определяем КВР и КОСГУ

Эксперты компании "Гарант" подготовили краткие рекомендации.

Для федеральных казенных учреждений появятся новые формы обоснований к бюджетным сметам

Для федеральных казенных учреждений появятся новые формы обоснований к бюджетным сметам

Новшества планируется применять начиная с бюджетной сметы на 2025 год.

Минфин России готовит на 2025 год новые перечни КБК

Минфин России готовит на 2025 год новые перечни КБК

Количество перечней пока осталось таким же.

Акт приемки формы 0510452: когда и какие проводки формируются на основании документа?

Акт приемки формы 0510452: когда и какие проводки формируются на основании документа?

Эксперты компании "Гарант" разобрали четыре ситуации оформления данного акта.