Новости и аналитика Новости Когда непредвиденные расходы признают нецелевыми?

Когда непредвиденные расходы признают нецелевыми?

Когда непредвиденные расходы признают нецелевыми?
© iconscart / Фотобанк Фотодженика

В бюджетной смете есть "свободные" ЛБО. На что казенное учреждение может их "потратить"? Ответ однозначный - только на цели, предусмотренные бюджетной сметой. Причем даже в том случае, если свободный остаток ЛБО образовался по тем кодам классификации расходов, которые можно применить к внезапно возникшим потребностям учреждения, вносить изменения в бюджетную смету обязательно(Решение АС Краснодарского края от 18 марта 2024 г. по делу № А32-68384/2023).

Рассмотрим конкретный пример: расходы на приобретение автомобильной резины при составлении проекта бюджетной сметы не планировались. Но при этом в бюджетной смете по конкретному коду бюджетной классификации есть "незаконтрактованный остаток" ЛБО в объеме, достаточном для осуществления закупки.

Получатель бюджетных средств принимает новые бюджетные обязательства в объеме, не превышающем разницы между доведенными до него соответствующими ЛБО и принятыми, но неисполненными бюджетными обязательствами. Однако само по себе наличие такой возможности при условии совпадения кодов бюджетной классификации не исключает претензий со стороны ревизоров по вопросу целевого использования бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и ЛБО доводятся до конкретных ПБС с указанием цели их использования. При этом цель использования бюджетных средств первична по отношению к кодам бюджетной классификации: именно исходя из цели определяется код классификации расходов бюджета, посредством которого обеспечивается принцип прозрачности (открытости) бюджета, а не наоборот. Иными словами, изначально для достижения определенной цели необходимо определиться с предметом закупки, а уже потом соответствующим расходам присваивается код бюджетной классификации. Для детализации расходов ПБС с указанием предмета конкретной закупки и предназначена бюджетная смета. Иное толкование предназначения бюджетной сметы делает ее формирование бессмысленным, поскольку показатели доведенных до ПБС лимитов бюджетных обязательств с указанием конкретных КБК и так отражаются на соответствующем лицевом счете.

Соответственно, в нашем примере расходы на приобретение автомобильной резины могут быть осуществлены только при условии, что такие расходы в явном виде предусмотрены бюджетной сметой. Отсутствие в бюджетной смете соответствующих показателей на момент оплаты денежных обязательств в рассматриваемой ситуации не станет препятствием для санкционирования расходов, но это не гарантирует претензий со стороны органов финконтроля по вопросу нецелевого использования бюджетных средств. Причем внесение изменений в бюджетную смету уже после того, как соответствующая расходная операция была проведена, не отменяет нарушение и, как показывает практика, не является основанием для освобождения от ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.

Но всегда ли наличие соответствующих расходов в явном виде исключает претензии со стороны ревизоров по вопросу целевого использования бюджетных средств? Нет, не всегда. Включение тех или иных расходов в бюджетную смету еще не означает правомерности их осуществления.

Так, например, в качестве нецелевых могут рассматриваться расходы, связанные с применением мер дополнительной социальной защиты (решение Ленинского райсуда г. Иваново Ивановской области от 20 октября 2022 г. по делу № 12-324/2022). Именно в качестве таковых были квалифицированы расходы по договорам добровольного личного страхования сотрудников. Учреждение, принимая решение о включении соответствующих расходов в бюджетную смету, полагало, что наличие соответствующего кода КОСГУ в Порядке № 209н может означать правомерность осуществления расходов независимо от категорий застрахованных лиц и специфики деятельности учреждения. Но именно детализация бюджетной сметы в разрезе статей/подстатей КОСГУ и помогает ревизорам выявлять нарушения. Недавно мы уже рассказывали о том, какие еще показатели в бухгалтерском учете и отчетности облегчают работу ревизорам.

Документы по теме:

Кодекс об административных правонарушениях

Читайте также:

Можно ли списать неустойку, если контрагент ее не признал?

Можно ли списать неустойку, если контрагент ее не признал?

Обзор судебной практики от наших специалистов.

Разъяснен порядок закупки по Закону № 223-ФЗ российского ПО у разработчика

Разъяснен порядок закупки по Закону № 223-ФЗ российского ПО у разработчика

Рекомендации профильной комиссии Правительства РФ.

31 марта – последний день размещения в ЕИС отчетов об объеме закупок у СМП и СОНО

31 марта – последний день размещения в ЕИС отчетов об объеме закупок у СМП и СОНО

Кроме того, в этот срок необходимо отчитаться о количестве закупок российских товаров за 2023 год.

Обслуживание системы ГАРАНТ можно оплачивать за счет ОМС – решение суда

Обслуживание системы ГАРАНТ можно оплачивать за счет ОМС – решение суда

По мнению судей, справочные системы помогают администрации больницы в принятия грамотных и обоснованных решений при оказании медуслуг.