Новости и аналитика Новости ВС РФ заступился за пациентку с аппендицитом, которую несколько часов не оперировали из-за отсутствия КТ легких

ВС РФ заступился за пациентку с аппендицитом, которую несколько часов не оперировали из-за отсутствия КТ легких

ВС РФ заступился за пациентку с аппендицитом, которую несколько часов не оперировали из-за отсутствия КТ легких
© SaimonSailent / Фотобанк Фотодженика

В разгар эпидемии COVID-19 медработнице не посчастливилось самой попасть "по скорой" в больницу – с подозрением на аппендицит. Несколько часов её отказывались осматривать и уж тем более оперировать, потому что хирургам непременно нужен был результат КТ легких. Эти несколько часов пациентка провела в бессмысленных разъездах в соседние медучреждения – КТ ей все равно не сделали. В какой-то момент больница "сдалась" и согласилась провести вместо КТ рентгенографию легких, рентген и экспресс-тест на ковид показали отрицательные результаты, и пациентку отправили на операционный стол. От момента первоначального прибытия в приемное отделение и началом операции по аппендэктомии прошло 8 часов.

Оправившись от операции и заручившись поддержкой СМО и областного ОУЗ, пациентка подала против больницы иск, указывая, что несвоевременное оказание ей медпомощи привело к ухудшению состояния её здоровья.

Однако суды отказали в удовлетворении иска (да еще и возложили на истицу расходы на проведение судебной экспертизы):

  • согласно заключению экспертизы, спорная медпомощь оказывалась правильно и в полном объеме;
  • при этом, конечно, были нарушены сроки проведения операции, указанные в клинических рекомендациях "Острый аппендицит у взрослых" (утверждены Минздравом в РФ в 2020 году) – согласно данным КР, при диагностике заболевания рекомендовано выполнить осмотр врачом-хирургом не позднее 1 часа от момента поступления пациента в стационар, а выполнить хирургическое вмешательство не позднее 2 часов от момента установления диагноза;
  • однако данные КР носят рекомендательный (не обязательный к исполнению в 100% случаев) характер.

Отметим, что, действительно, переход медицинских организаций к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций осуществляется поэтапно, при этом КР, размещенные на официальном сайте Минздрава РФ до 1 сентября 2021 года, применяются с 1 января 2022 года (спорная медпомощь оказывалась в мае 2020 года).

Однако Верховный Суд РФ вернул дело на пересмотр в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права (определение СКГД Верховного Суда РФ от 21 августа 2023 г. № 16-КГ23-23-К4):

  • суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о необязательности применения спорных КР. Однако суды при этом не учли, что эти КР в силу ч. 2 ст. 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан) являются одной из основ формирования критериев оценки качества медицинской помощи, в связи с чем утверждение о необязательности указанных клинических рекомендаций противоречит закону;
  • заключение СМЭ, на которое сослались суды, необходимо было оценить с учётом положений ст. 37, 64 Закона об основах охраны здоровья граждан об экспертизе качества медпомощи и критериях её оценки в том числе на основе Клинических рекомендаций (критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций);
  • отказывая в удовлетворении иска, суды не применили к спорным отношениям нормы материального права, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья, включая государственные гарантии обеспечения качества оказания медицинской помощи;
  • кроме того, суды неправильно распределили бремя доказывания. Применительно к спорным отношениям больница должна была доказать отсутствие своей вины в причинении морального вреда истцу и в повреждении её здоровья в связи с оказанной, по мнению истца, ей медицинской помощью ненадлежащего качества. Однако суды возложили на истца бремя доказывания некачественного оказания ей медпомощи работниками ответчика, а также причинно-следственной связи между действиями ответчика и ухудшением состояния её здоровья, а потому выводы судов об отказе в удовлетворении иска - со ссылкой на то, что ею не представлены доказательства в подтверждение некачественного оказания ей медпомощи, – не основаны на законе, являются неправомерными;
  • наконец, суд допустил и процессуальные нарушения – во-первых, не отразил в решении результаты оценки доказательств, представленных истцом (это акт ЭКМП от СМО и ответ регионального ОУЗ на обращение пациента), а во-вторых, возложил на истицу бремя оплаты СМЭ (экспертиза была проведена по ходатайству ответчика) и не воспользовался положениями ч. 3 ст. 96 ГПК РФ о возможности освобождения гражданина с учётом его имущественного положения от уплаты судебных расходов, в частности на оплату экспертизы, или уменьшения их размера, в то время как истец приводила доводы о том, что стоимость СМЭ, обозначенная судьёй только на последнем судебном заседании в суде первой инстанции во время оглашения резолютивной части, является слишком высокой для неё, осуществляющей трудовую деятельность в качестве рядового медработника, а также сильно завышенной по сравнению с расценками на данные услуги, предоставляемые в других экспертных учреждениях.

Документы по теме:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Читайте также:

Стимулирующие выплаты медработникам за раннее обнаружение рака предлагают выплачивать до конца 2026 года

Выплаты медработникам за раннее обнаружение рака предлагают продлить еще на три года

Законопроект уже прошел этап независимой антикоррупционной экспертизы.

Можно ли за счет средств ОМС оплачивать работы по демонтажу медицинского оборудования в случае его замены на новое?

Можно ли за счет средств ОМС оплачивать работы по демонтажу медицинского оборудования в случае его замены на новое?

Эксперты компании "Гарант" ответили на этот вопрос в шестом выпуске "Копилки экспертных советов".

Психрасстройства из-за употребления психоактивных веществ станут противопоказанием для осуществления отдельных видов деятельности

Психрасстройства из-за употребления психоактивных веществ станут противопоказанием для ряда видов деятельности

С сентября следующего года Минздрав России получит право определять психиатрические противопоказания к осуществлению отдельных видов деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

Бюджет ОМС-2024 представлен для общественного обсуждения

Бюджет ОМС-2024 представлен для общественного обсуждения

Бюджет планируется дефицитным (более 147 млрд руб., дефицит в текущем году составляет "всего" 83,9 млрд руб), общий объем доходов бюджета ФФОМС – 3,751 трлн руб.