Новости и аналитика Интервью Закон о специальной оценке условий труда, или Что стало с аттестацией рабочих мест

Закон о специальной оценке условий труда, или Что стало с аттестацией рабочих мест

Председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", генеральный директор HSA Company Третьяков Д.Н.C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"1 (далее – закон о специальной оценке условий труда) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"2. Специальная оценка условий труда предусматривает введение единой процедуры взамен прежних двух: аттестации рабочих мест и государственной экспертизы условий труда. Для того, чтобы устранить неясности при применении новой системы, мы побеседовали с председателем Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", генеральным директором HSA Company Дмитрием Третьяковым.

Есть мнение, что закон о специальной оценке условий труда устанавливает избыточное государственное регулирование данной деятельности и полное отсутствие саморегулирования оценки условий труда. Вы согласны с этим утверждением?

Д.Т.: Нет, не согласен, поскольку фактически саморегулирование оценки условий труда невозможно, исходя из специфики данного процесса. Законодателем разработаны нормативные требования к этой процедуре, определены меры государственного контроля и регулирования специальной оценки, что отражено в федеральных законах. Также существует государственная экспертиза и контроль со стороны Минтруда России за компаниями, которые проводят специальную оценку. Я говорю об обязательной аккредитации данных организаций через Федеральное агентство по аккредитации, об аккредитации самих экспертов, которые принимают активное участие в процедуре специальной оценки условий труда. Отсюда вытекает следствие: если априори в данном вопросе не может существовать саморегулирования, то избыточного государственного регулирования – тем более. Поясняю: сама специальная оценка условий труда подразумевает именно проведение достоверных объективных исследований состояния условий труда на рабочих местах. Что может в этой ситуации "продиктовать" (читай, регулировать) государство? Понизить или повысить классы вредности?

Кстати о классах вредности. Специалисты по охране труда давно критикуют такие показатели нормативов, на основании которых присваиваются классы вредности, как пульсация световых приборов или напряженность труда. Какое решение данной проблемы видите Вы?

Д.Т.: На самом деле объективно то видение проблемы, которое затрагивается в этом вопросе, отражено в Методике проведения специальной оценки условий труда, и законодатель ее уже скорректировал в рамках проведения процедуры инструментальных замеров по специальной оценке условий труда. Например, такой фактор, как освещенность, ушел из предмета оценки, а напряженность труда изменена. Формально законодатель придерживается того единственного принципа, когда для формирования выводов по специальной оценке подлежат использованию только те параметры, которые можно замерить инструментально.

В законе о специальной оценке условий труда не раскрывается понятие дистанционных работников. При этом для работодателя предусмотрен сокращенный перечень обязанностей в сфере охраны труда в отношении данной категории лиц. Как отсутствие в вышеназванном законе определения отразится при выявлении круга лиц, не подлежащих специальной оценке?

Д.Т.: Дистанционные рабочие места исторически выводились уже из аттестации рабочих мест, так как работник не находится в зоне действия ответственности работодателя и осуществляет свою трудовую функцию на удалении, при этом удаление может дистанционно меняться в зависимости от временного фактора – это и сезонные работники, и те, кто трудится на аутсорсинге и аутстаффинге. В отношении аттестующих компаний, не все из них брались еще в период аттестации за оценку условий труда данных категорий работников, да и объективно это ни к чему.

Аналогично в законе о специальной оценке условий труда отсутствует понятие ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Поясните, с какого момента рабочее место считается введенным в эксплуатацию?

Д.Т.: На самом деле данный вопрос был достаточно актуален и во время действия аттестации рабочих мест, поскольку связан с фактическим определением статуса рабочего места. Формально это выглядело как издание приказа, который – если это производственное рабочее место – вводил вновь организованное рабочее место в эксплуатацию. Фактически момент определялся временем начала работы на данном месте с целью исполнения своих должностных обязанностей. Стоит обратить внимание, что вся специальная оценка проводится исключительно на тех рабочих местах, которые введены в эксплуатацию, к тому же на них осуществляется в штатном режиме выполнение всех функциональных особенностей и задач, для которых это рабочее место было организовано.

В ч. 2 ст. 10 закона о специальной оценке условий труда указано, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. В ч. 2 ст. 12 данного закона мы видим: "Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников". Так кто же определяет вредные и опасные производственные факторы: эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, или комиссия?

Д.Т.: Дело в том, что идентификация не есть формирование перечня вредных и (или) опасных факторов. Фактически идентификация – это сличение того перечня вредных и (или) опасных факторов, которые заявлены комиссией по специальной оценке, с положениями классификатора. Эта процедура действительно возлагается на эксперта. Более того, в рамках данной процедуры эксперт обязан оценить ряд технической документации – это касается и сырья, и технологических процессов производства, и технической документации на помещения, и многого другого. При этом возможно присутствие самого эксперта на рабочем месте, опрос руководства и работников, изучение материалов по оценке условий труда предшествующего периода (аттестации рабочих мест).

Что касается формирования самой комиссии, то на нее в рамках закона о специальной оценке условий труда возложены исключительные полномочия: она определяет не только объем работы и график проведения специальной оценки условий труда, но и перечень самих факторов, подлежащих идентификации. Причем если комиссия указывает на фактор, которого нет в классификаторе, то эксперт при процедуре идентификации вправе его не оценивать. Таким образом, вредные и опасные факторы идентифицирует эксперт по предоставлению перечня, подготовленного комиссией.

До вступления в силу закона о специальной оценке условий труда стоимость аттестации одного рабочего места составляла около 1000 руб.; теперь проведение спецоценки обойдется в 15 000 руб. Помимо этого, с 1 января 2014 года работодателю предстоит платить отдельно за идентификацию потенциально вредных и опасных производственных факторов и за саму оценку. По статистике Роструда, работодатели и раньше неохотно проводили аттестацию. Не получится ли, что при такой высокой стоимости процедуры работодатели будут применять различные уловки и искать пути ухода от проведения спецоценки?

Статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 руб. до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1000 руб. до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Д.Т.: Не совсем понятно, из каких источников взята цифра стоимости в 15 000 руб., она вызывает некоторые сомнения в плане завышенности. Насколько известно по нашим 38 филиалам, "потолок" спецоценки по субъектам составляет 10 000 руб. (Оренбург), да и то по причине минимальной конкуренции на этом региональном рынке. Если говорить о конкретном расчете стоимости услуги – ценник по специальной оценке условий труда не может быть меньше себестоимости. В среднем 1000 руб. – это тот крайний минимум, который может быть предложен только за один процесс идентификации. Инструментальные замеры в силу объективных причин, а именно: формирования лаборатории, обучения экспертов, специалистов, поверка приборов – не могут стоить менее 2500 руб., и заказчику нужно это понимать. Поэтому когда вам предлагают провести специальную оценку условий труда за, скажем, 800 руб., нужно как минимум задуматься о причинах столь низкой цены и вытекающих рисках для заказчика.

Необходимо понимать, что специальная оценка условий труда – это комплекс услуг (в том числе идентификация потенциально вредных факторов и непосредственно их замеры). Говоря проще: в рамках проведения специальной оценки заказчик может платить за весь комплекс (идентификацию и замеры) или же только за замеры и только за идентификацию: условия договора определяются заказчиком исходя из объективных причин.

Теперь по поводу отказа со стороны работодателей проводить специальную оценку условий труда. Без сомнения, отказов не будет: согласно ст. 212 ТК РФ в обязанность работодателя входит в том числе и проведение специальной оценки условий труда. Нарушение этих обязанностей ведет к административной ответственности в рамках ст 5.27 КоАП РФ и соответствующим санкциям в виде штрафов. Причем штрафы достаточно существенны. Поэтому ни о каком желании или не желании проводить специальную оценку речи быть не может. Это обязанность работодателя.


Формально приказ Минздрава России от 26 апреля 2011 г. № 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" действует до сих пор, в то время как целый ряд подзаконных актов, призванный регулировать порядок проведения специальной оценки условий труда, все еще проходит процедуру оценки регулирующего воздействия3. Как в таких условиях проводить специальную оценку условий труда?

Д.Т.: Несмотря на то, что Приказ Минздрава России от 26 апреля 2011 г. № 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" и постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", а также ряд других нормативных актов еще действуют, мы обязаны проводить специальную оценку условий труда с 1 января 2014 года. Другое дело, что отсутствие подзаконных актов может только отодвинуть процедуру специальной оценки и смягчить позицию надзорно-контрольных органов в лице Роструда, Государственной инспекции труда к проведению соответствующих мероприятий. Поэтому никаких препон к проведению специальной оценки мы не видим. Более того, в ст. 27 закона о специальной оценке условий труда сказано ясно: результаты аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года. признаются действительными, а после этой даты все должно проходить в рамках специальной оценки, что подтверждается и позицией государственной экспертизы в некоторых регионах, и Государственной инспекции труда.

Многие работодатели опасаются, что в отсутствии Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, формы отчета комиссии по проведению специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению эксперт может злоупотребить своим положением и увеличить объем специальной оценки условий труда. Ваше мнение на этот счет?

Д.Т.: Объем специальной оценки определяет далеко не эксперт, а комиссия, которую формирует работодатель. Она же может принимать решения в пользу увеличения или уменьшения объемов работ по представлению эксперта.

По поводу потенциальных злоупотреблений экспертами. Да, действительно, подзаконных нормативных актов пока нет, однако никто и не говорит о фактическом проведении специальной оценки. Как только появятся Методика проведения специальной оценки условий труда (которая содержит формы отчетности) и Классификатор вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, у эксперта не будет возможности злоупотреблять своими обязанностями. А до момента внедрения этих актов эксперт не может выдавать никакого отчета, что не исключает его формальную работу в части изучения документации, предусмотренной законом о специальной оценке условий труда в рамках конкретно взятых процедур. Из указанного закона также следует, что у эксперта есть большая доля ответственности за собственный статус, в том числе и административная.

Согласно ч. 2 cт. 18 закона о специальной оценке условий труда объектом учета в отношении рабочего места являются в том числе сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте (СНИЛС). Означает ли это, что после проведения специальной оценки условий труда в случае приема на работу новых сотрудников необходимо будет повторно проводить оценку?

Д.Т.: Никоим образом. Специальная оценка является срезом состояния условий труда на конкретный промежуток времени. Более того, в отчетных документах по спецоценке (так же, как и в аттестации рабочих мест) имеются дополнительные графы, связанные с ознакомлением работников, в том числе и вновь принятых на работу, с материалами по специальной оценке. К тому же в рамках Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" работодатель будет обязан вносить соответствующие изменения в сами трудовые договоры для того, чтобы показывать условия труда, в которых предстоит трудиться работнику.

Расскажите, как правильно трактовать ч. 4 ст. 27 "Переходные положения". Например, работодатель начал проведение аттестации рабочих мест до 1 января 2013 года, а закончил ее проведение после этой даты. Подпадает ли он под правила указанной выше статьи, согласно которым специальная оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации?

Д.Т.: Важно очень четко понимать, что такое аттестация рабочих мест в контексте тех отчетов, которые формируются по ее результатам. Основной момент заключается в том, что протоколы гигиенических замеров, которые были сделаны до 1 января 2014 года, действительны. Все, что сделано после этой даты, должно подпадать под действие новых законов. Однако это не исключает отдельную интерпретацию ст. 27 закона о специальной оценке условий труда территориальными подразделениями Роструда, что подтверждается фактической практикой на текущий момент. Некоторые государственные инспекции труда принимают к рассмотрению материалы по аттестации рабочих мест, более того, государственная экспертиза в рамках своих полномочий принимает соответствующие данные для анализа и выдачи заключения.

С 1 января 2015 года из санкции ст. 5.27 КоАП РФ исчезнут такие виды ответственности за нарушения законодательства о труде и об охране труда, как административное приостановление деятельности организации и дисквалификация должностного лица, и в качестве наказания за такого рода правонарушения останется лишь штраф. Чем, на Ваш взгляд, вызваны такие изменения?

Д.Т.: Нельзя сказать, что эти виды ответственности уходят: они остаются, но только по отдельным основным моментам, связанным со специальной оценкой, например, в части нарушения процедуры ее проведения. Необходимо отметить, что приостановление деятельности используется в основном в рамках судебного решения. Надзорно-контрольные органы самостоятельно (если только это не вызывает непосредственную угрозу жизни и здоровью работника) не вправе приостанавливать деятельность предприятия.

То, что увеличены штрафные санкции, считаю правильным, так как в рамках предыдущей редакции ст. 5.27 КоАП РФ верхняя планка штрафных санкций достигала 50 000 руб., и это для многих предприятий было достаточно безболезненным, чтобы, не проводя оценку условий труда, фактически "откупаться" от надзорно-контрольных органов. Сейчас штрафные санкции увеличены до 200 000 руб. и являются существенным регулятором поведения недобросовестного работодателя.

 

Документы по теме:

Трудовой кодекс Российской Федерации

Новости по теме:

Материалы по теме:

Инфографика:

Новое в организации труда дистанционных работников

 

___________________________________

1 За исключением ст. 18, которая вступает в силу с 1 января 2016 года.
2 За исключением п. 4 ст. 9 и ст. 11, вступающих в силу с 1 января 2015 года.
3Речь идет, в частности, о проектах постановлений Правительства РФ "Об утверждении Перечня видов деятельности и организаций, в которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей", "Об утверждении Порядка аттестации лиц на право выполнения работ по специальной оценке условий труда", "Об утверждении Порядка ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда" (которые находятся на рассмотрении в Минэкономразвитии России), проектов приказов Минтруда России "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда и трудового процесса, формы отчета комиссии по проведению специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда и перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда", "Об утверждении формы декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядка оформления декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и Порядка формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда", "Об утверждении формы бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований и инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда".