Новости и аналитика Аналитические статьи ЖКХ – 2024: рост тарифов, отмена банковской комиссии при оплате ЖКУ и другие важные изменения

ЖКХ – 2024: рост тарифов, отмена банковской комиссии при оплате ЖКУ и другие важные изменения

ЖКХ-2024: рост тарифов, отмена банковской комиссии при оплате ЖКУ и другие важные изменения
© ilixe48 / Фотобанк Фотодженика

Жилищный кодекс входит в число федеральных нормативных правовых актов, которые законодатель никогда не обходит стороной в своей законотворческой деятельности. Ежегодно обсуждаются самые острые проблемы отрасли и принимаются законы, направленные на их решение.

Только в 2023 году было принято 14 законов, вносящих изменения в отдельные статьи документа. Все они прямо или косвенно нацелены на совершенствование порядка оказания потребителям коммунальных услуг и улучшение условий проживания граждан в многоквартирных домах (далее – МКД).

При этом часть поправок, которые уже приняты, вступят в силу только в следующем году. Портал ГАРАНТ.РУ проанализировал самые важные и интересные изменения и нововведения, которые следует учитывать потребителям и исполнителям коммунальных услуг в 2024 году.

Среди них:

  • повышение платы за коммунальные услуги с 1 июля;
  • освобождение некоторых категорий граждан от комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ);
  • обеспечение проведения капремонта общего имущества в МКД с учетом их технического состояния;
  • корректировка правил перепланировки помещений в МКД;
  • актуализация правил использования лифтов;
  • иные поправки и планы.


Тарифы на услуги ЖКХ

На следующий год запланировано традиционное повышение тарифов на услуги ЖКХ. Оно коснется всех потребителей соответствующих услуг. Однако тарифы изменятся только во втором полугодии 2024 года – с 1 июля.

Напомним, обычно индексация производится два раза в год – с 1 января и с 1 июля, но в прошлом году было принято решение временно "заморозить" индексацию тарифов на ЖКУ. Так, последний раз стоимость услуг ЖКХ повышалась в декабре 2022 года – увеличение было предусмотрено в пределах 9%. Такой предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам РФ был установлен постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2022 г. № 2053. В 2023 году тарифы не менялись.

В ноябре текущего года Правительство РФ своим распоряжением от 10 ноября 2023 г. № 3147-р утвердило:

  • индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2024 год;
  • предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на период до 2028 года.

Документом предусмотрена индексация тарифов в следующем году в пределах от 4 до 15%. Самый низкий индекс установлен для Республики Хакасия, а самый высокий – для Забайкальского края. В Москве индексация тарифов будет проведена в пределах 11%, в Санкт-Петербурге – 9,8%, в Московской области – 10,7%, а в Ленинградской – 10,2%. В Крыму, Марий Эл, Коми и Якутии тарифы увеличатся не более чем на 9,5%. Тот же индекс установлен для Приморского и Хабаровского краев, Курской, Новосибирской, Ростовской и Самарской областей. Повышение в пределах 10% предусмотрено для Владимирской, Калужской, Орловской, Смоленской и Тамбовской областей. При этом допустимы отклонения по отдельным муниципальным образованиям, но тоже в установленных Правительством РФ пределах.

Отметим, про индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги упоминало и Минэкономразвития России в утвержденном в сентябре 2023 года Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. В частности, там перечислены факторы, влияющие на корректировку параметров индексации. В числе последних – дополнительная индексация цен на газ для всех категорий потребителей, включая население, в 2024 году – на 4,2%, в 2025 году – на 1,2%; дополнительная индексация тарифов на передачу электроэнергии в 2024 году – на 3,1%, в 2025 году – на 1%; дополнительная индексация тарифов на электроэнергию для населения в 2024 году – на 2,9%, в 2025 году – на 1%.

С учетом влияния указанных факторов на затраты ресурсоснабжающих организаций в сферах тепло-, водоснабжения и водоотведения, доли расходов на электро-, газоснабжение в совокупном платеже за коммунальные услуги, индексация платы граждан за коммунальные услуги, по расчетам Минэкономразвития России, составит: в 2024 году – 9,8%, в 2025 году – 5,7%, в 2026 году – 4%.

При этом по отдельным муниципальным образованиям размер индексации может превысить установленный индекс по субъекту РФ более чем на величину предельного отклонения. Это допускается на основании предложений высших должностных лиц субъектов РФ с учетом реализации инвестпрограмм, соблюдения долгосрочных тарифов в рамках концессионных соглашений, реализации программ комплексного развития территорий, принятия решений об отнесении отдельных муниципалитетов к ценовым зонам теплоснабжения и переходе к модели предельного ценообразования на тепловую энергию.

Напомним, размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги запрещается повышать выше предельных (максимальных) индексов изменения размера такой платы в муниципальных образованиях, утвержденных региональными властями (ч. 1 ст. 157.1 Жилищного кодекса). Между тем, предельные индексы определяются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ, устанавливаемых кабинетом министров.

Распоряжение Правительства РФ от 10 ноября 2023 г. № 3147-р


Комиссия при оплате ЖКУ

1 июля 2024 года начнет действовать еще одно важное нововведение. С этой даты с некоторых категорий граждан прекратят взимать комиссионное вознаграждение за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также пеней за несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Причем этот запрет должны будут учитывать при приеме средств в счет оплаты указанных услуг не только кредитные организации, но и платежные агенты, банковские платежные агенты (субагенты).

Запрет не коснется только организаций федеральной почтовой связи – у них сохранится право взимать комиссионное вознаграждение за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное или неполное внесение такой платы физическими лицами.

При этом взимать комиссию не будут не со всех граждан, а только с тех физических лиц, которые нуждаются в социальной поддержке. Перечень конкретных категорий должно утвердить Правительство РФ. Поскольку парламентарии, инициировавшие идею ввести рассматриваемый запрет, считают документ социально значимым, они призывают в сопутствующих нормативных актах учесть все категории граждан, которые нуждаются в соцподдержке.

Напомним, в ходе состоявшейся 14 декабря 2023 года программы "Итоги года с Владимиром Путиным" Президент РФ уже анонсировал, что запрет точно будет распространен на пенсионеров.

В целом принятие такой меры обусловлено тем, что российское законодательство не содержит обязанности ресурсоснабжающей организации обеспечивать безвозмездное оказание услуг по приему и перечислению денежных средств в счет оплаты ЖКУ. Из-за этого значительная часть населения лишена возможности оплатить эти услуги без комиссии. Потребителям приходится проводить оплату через кредитные организации, с помощью банковских платежных агентов (субагентов) или операторов почтовой связи. А последние могут устанавливать и взимать комиссию за такое посредничество.

Поскольку жилищно-коммунальные платежи являются неотъемлемой и обязательной частью ежемесячных расходов граждан, то для многих сумма взимаемой комиссии (как правило, в пределах 0,2-2% от уплачиваемой суммы) является значимой и представляется несправедливой.

Ожидается, что освобождение хотя бы части потребителей от такой дополнительной финансовой нагрузки положительно скажется на социальном настроении населения и поспособствует защите интересов граждан.

Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. № 602-ФЗ "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"


Капремонт

Часть поправок направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД с учетом их технического состояния. Согласно поправкам обследование технического состояния МКД будет осуществляться в целях:

  • своевременного проведения капремонта в МКД;
  • оценки соответствия технического состояния и систем инженерно-технического обеспечения дома нормативным требованиям;
  • определения возможности дальнейшей эксплуатации домов или установления необходимости проведения в них капремонта с определением перечня услуг и работ.

Причем обследование смогут проводить как на основании правового акта субъекта РФ, так и на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД. В первом случае оно будет осуществляться за счет средств регионального бюджета, а во втором – за счет средств самих собственников. При этом принять решение о проведении обследования за счет средств жильцов собственники смогут на общем собрании – для этого нужно будет набрать не менее 2/3 голосов.

Проведение обследования будет разрешено только юридическим лицам, являющимся членами саморегулируемых организаций, в соответствии с порядком, который установят в регионе. Также региональным властям разрешат закрепить своим актом правила проведения государственного мониторинга технического состояния МКД, в том числе включающие порядок проведения обследования технического состояния домов. В рамках мониторинга уполномоченный региональный орган будет осуществлять сбор, систематизацию и анализ информации о техническом состоянии МКД.

Наряду с этим органы государственной власти субъекта РФ смогут принимать нормативные правовые акты о:

  • порядке проведения эксплуатационного контроля за техническим состоянием МКД;
  • порядке организации проведения обследования технического состояния МКД;
  • порядке учета результатов такого обследования при подготовке, утверждении или внесении изменений в региональную программу капремонта.

При этом результаты проведенного обследования станут основанием для внесения изменений в региональную программу капремонта. Например, с учетом результатов может быть принято решение о переносе срока проведения капремонта или о проведении в рамках краткосрочных планов работ по восстановлению технического состояния МКД для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. Причем принятие решения общего собрания собственников помещений в МКД о переносе срока проведения капремонта в этих случаях не потребуется.

Ожидается, что такие поправки расширят практику проведения технического обследования МКД. А это, в свою очередь, поспособствует повышению эффективности использования средств фонда капремонта и реальному снижению износа жилищного фонда.

Федеральный закон от 27 ноября 2023 г. № 561-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"


Перепланировка квартиры

1 апреля 2024 года вступят в силу поправки, конкретизирующие нормы Жилищного кодекса РФ о:

  • порядке перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое;
  • согласовании и проведении переустройства и перепланировки помещений в МКД;
  • порядке внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН.

Так, процедура перевода помещений, переустройства или перепланировки будет считаться оконченной только после внесения соответствующих изменений в ЕГРН. Причем последние должны содержать не только сведения об изменении назначения помещения в МКД, но и информацию о границах или площади помещения, об осуществлении государственного кадастрового учета образованных в результате перепланировки помещений и госрегистрации прав на них. Уведомление о завершении переустройства или перепланировки помещения в МКД нужно будет направлять в орган, осуществляющий перевод помещений или согласование.

Внесение изменений в сведения ЕГРН, а также государственный кадастровый учет и госрегистрацию прав на вновь образованные в результате проведения перепланировки помещения будут осуществлять по заявлению органа местного самоуправления. Его нужно направить в орган регистрации прав в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключенных к ней региональных систем.

Реализация этих поправок позволит привести к единообразию практику перевода жилого помещения в нежилое или наоборот, проведения переустройства, перепланировки и внесения в ЕГРН полных и актуальных сведений о помещениях в МКД. Новые нормы будут распространяться на случаи переустройства или перепланировки помещений в МКД, завершенные после 1 апреля.

Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. № 608-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"


Правила использования лифтов

Обновленные правила организации безопасного использования и содержания лифтов вступят в силу с 1 сентября 2024 года и будут действовать вплоть до 1 сентября 2030 года. Ими, как и ранее, установлена необходимость:

  • соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза "Безопасность лифтов" и "О безопасности машин и оборудования", утвержденных правил, руководств по эксплуатации объекта и системы диспетчерского контроля;
  • размещения в кабине лифта и на основном посадочном этаже лифта информации на стендах, в виде табличек, наклеек и иных носителей, содержащей сведения о средствах и способе связи с квалифицированным персоналом и аварийной службой, правила пользования объектом.

Согласно документу выполнение работ по монтажу, демонтажу объекта производится в соответствии с документацией по установке объекта, руководством (инструкцией) по эксплуатации и монтажу, проектом производства таких работ. Установлено, что в рамках эксплуатации, в том числе обслуживания и ремонта объекта, если в руководстве по эксплуатации отсутствует информация о составе и периодичности работ по обслуживанию, должен быть определен состав работ, подлежащих выполнению со следующей периодичностью: ежемесячно; раз в 3 месяца; раз в полгода; раз в год.

Работы по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту объекта владелец может осуществлять самостоятельно либо на основании соответствующего договора со специализированной организацией. Независимо от этого должны организовываться и выполняться аварийно-восстановительные и аварийно-технические работы. Что касается неисправностей, не связанных с капитальным ремонтом (модернизацией) объекта, то их предписано устранять в срок, не превышающий 24 часов с момента остановки объекта.

Аварийно-техническое обслуживание, включая прием сведений о неисправностях и аварийных ситуациях и их устранение, должно осуществляться круглосуточно. Контроль работы лифтов в соответствии с сопроводительной документацией и руководством по эксплуатации по выбору владельца может осуществляться посредством диспетчерского (операторского) контроля или постоянного контроля квалифицированным персоналом, находящимся на объекте.

Также документом определен единый порядок принятия владельцем объекта решения о вводе объектов в эксплуатацию после монтажа. Сокращены сроки выполнения отдельных процедур.

Постановление Правительства РФ от 20 октября 2023 г. № 1744 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах"


Иные поправки

Другие изменения касаются, например, расширения полномочий Минстроя России. С 1 января 2024 года от Правительства РФ к Минстрою России перейдут полномочия по утверждению:

  • типового договора социального найма жилого помещения;
  • типового договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;
  • типовых договоров найма специализированных жилых помещений.

Кроме того, министерство установит порядок и сроки информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению МКД и определит лиц, ответственных за соблюдение требований об информировании.

Хоть эти изменения напрямую и не касаются потребителей, но косвенно могут затронуть и их, поскольку при передаче полномочий, как правило, переиздаются нормативные акты, регулирующие соответствующие вопросы. А значит, могут поменяться и формы, и содержание типовых договоров, а также нормы указанного порядка.

Потребителям нелишним будет знать и о повышении ответственности для организаций, оказывающих им услуги. Речь идет о гарантирующих поставщиках электрической энергии и сетевых организациях. С 1 января 2024 года в случае невыполнения ими обязанности по осуществлению приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, должностным лицам придется заплатить штраф в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб., а юридическим лицам – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

К тому же с начала года в случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электроэнергии стоимость предоставляемой потребителю коммунальной услуги по электроснабжению можно будет снизить на 7%. Учитывать указанное снижение должен исполнитель, получивший претензию от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией.

Исключение предусмотрено для случаев, если гарантирующий поставщик или сетевая организация не были допущены потребителем до мест установки приборов учета электрической энергии. В этом случае гарантирующий поставщик обязан в течение суток с даты получения претензии направить исполнителю информацию о факте недопуска к местам установки приборов учета с приложением акта об отказе в допуске.

В свою очередь, Правительство РФ до 1 апреля 2024 года должно установить порядок осуществления региональным оператором закупки товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного). Речь идет о товарах, необходимых для оказания услуг или выполнения работ по капремонту общего имущества в МКД. Там же будут определены правила реализации закупленных и не использованных на указанные цели товаров.

Также до конца 2024 года продлены полномочия кабинета министров по определению отдельных особенностей регулирования жилищных отношений. В частности, Правительство РФ сможет и в следующем году установить особенности начисления и уплаты пеней в сфере ЖКХ, в том числе пеней за просрочки, связанные с вводом приборов учета, а также особенности предоставления гражданам рассрочки по оплате договоров об установке приборов учета.

Отдельные мероприятия на 2024 год намечены в рамках реализации регионального проекта "Умные города субъекта Российской Федерации". Они предусмотрены методическими рекомендациями по подготовке регионального проекта "Умные города".

В частности, до 31 декабря 2024 года планируется создать системы онлайн-мониторинга энергоданных на территории городов России. Речь идет о такой системе, которая обеспечивает ведение многоуровневого энергобаланса, мониторинга состояния теплосетей, ведения лицевого счета потребителя коммунальных ресурсов и т. д. До того же срока в городах хотят внедрить системы мониторинга выхода из строя объектов ЖКХ.

Предполагается, что до конца 2024 года в городах региона во всех вновь строящихся МКД будет реализовываться система "умный" дом. Также они будут охвачены интеллектуальными системами обращения с отходами, включая твердые коммунальные, находящимися в управлении региональных операторов.

 

Планируемые изменения

Законодатель регулярно инициирует рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением потребителей качественными коммунальными услугами и созданием благоприятных условий для проживания граждан в МКД. Несколько инициатив с поправками уже находится на рассмотрении в нижней палате парламента. Число активных законопроектов, имеющихся в повестке текущего состава Госдумы, в настоящее время приближается к 20.

Среди них – законопроекты, направленные на:

  • унификацию требований о соблюдении тишины и покоя граждан (законопроект № 299053-8);
  • совершенствование полномочий органов госжилнадзора при осуществлении контроля за проведением капремонта общего имущества в МКД (законопроект № 416434-8);
  • расширение перечня категорий граждан, которые могут получить жилое помещение по договорам социального найма вне очереди (законопроекты № 473675-8 и № 441537-8);
  • соблюдение прав соседей при предоставлении жилых помещений для размещения граждан (законопроект № 445620-8);
  • защиту жилищных прав граждан при признании их нуждающимися в жилых помещениях (законопроект № 601359-7);
  • введение запрета на привлечение коллекторов к возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (законопроект № 911636-7).

Часть планируемых поправок касается деятельности по управлению МКД. Например, предлагается сократить срок принятия решения о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД. Другим законопроектом планируется создать дополнительные условия, препятствующие деятельности недобросовестных управляющих организаций.

Некоторые инициативы затрагивают меры по повышению безопасности в МКД (законопроект № 380534-8), включая обеспечение газовой безопасности (законопроект № 625887-7). Также в планах законодателя – обеспечить возможность голосования по вопросам повестки дня общего собрания через единый портал госуслуг (законопроект № 78299-8) и возможность проведения общего собрания собственников помещений в МКД в виде конференции (законопроект № 232824-7).

Отметим, даже если часть из этих проектов примут, не исключено, что в них предусмотрят иной срок вступления в силу, чем 2024 год, но высока вероятность, что некоторые поправки в случае их одобрения все же начнут действовать в следующем году.


***

Стоит учитывать, что это не весь перечень нововведений, которые вступят в силу в 2024 году. Вероятно, этот список пополнится поправками, которые будут вносить и принимать в течение следующего года. При этом учитываться будут и те поправки, которые начали действовать совсем недавно. Например, в декабре текущего года был упрощен порядок представления председателем совета МКД интересов собственников в суде. Теперь выступать от их имени он может не только по доверенности, но и без нее, если решением общего собрания собственники наделят его такими полномочиями (Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 592-ФЗ "О внесении изменения в статью 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации").

Документы по теме:

Жилищный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Решение общего собрания о введении дополнительной услуги прекращает свою силу после смены УК

Решение общего собрания о введении дополнительной услуги прекращает свою силу после смены УК

Суд указал, что собственники, утверждая на ОСС предлагаемые новой УК условия договора управления, исходят из того, что им предложен полный и исчерпывающий перечень работ и услуг, в том числе дополнительных.

Реконструкция, перепланировка, переустройство: правовые позиции ВС РФ

Реконструкция, перепланировка, переустройство: правовые позиции ВС РФ

Взгляды ВС РФ на соотношение перепланировки, переустройства и реконструкции помещений, получение согласия и разрешений на них, сохранение помещений в переустроенном и перепланированном состоянии, а также защиту прав иных собственников помещений в многоквартирном доме. Обзор от эксперта службы Правового консалтинга ГАРАНТ, кандидата юридических наук Широкова Сергея.

Правительство РФ направит 1 млрд руб. на компенсацию оплаты ЖКУ для льготников

Правительство РФ направит 1 млрд руб. на компенсацию оплаты ЖКУ для льготников

Поддержку из федерального бюджета получат 25 регионов России.

На портале госуслуг заработали соседские чаты

На госуслугах заработали соседские чаты

В приложении "Госуслуги.Дом" можно обсудить, нужен ли в здании консьерж, почему не работает лифт, ставить ли елку в подъезде и другие вопросы.