Новости и аналитика Новости Группа депутатов Госдумы оспаривает конституционность норм о взимании платы за проезд большегрузных ТС по федеральным трассам

Группа депутатов Госдумы оспаривает конституционность норм о взимании платы за проезд большегрузных ТС по федеральным трассам

Группа депутатов Госдумы оспаривает конституционность норм о взимании платы за проезд большегрузных ТС по федеральным трассамС 15 ноября прошлого года проезд транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее – большегрузные ТС), по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается только при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам такими ТС (ст. 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – закон об автомобильных дорогах).

Несмотря на недавно принятое Правительством РФ решение о "заморозке" размера указанной платы на уровне 1,53 руб./км на неопределенный срок, а также существенное снижение штрафов за проезд без ее внесения в конце прошлого года – до 5000 руб. (Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 378-ФЗ), перевозчики по-прежнему выступают против взимания такой платы.

Однако, как оказалось, введение платы в счет возмещения ущерба, причиняемого большегрузными ТС федеральным автотрассам, вызвало вопросы не только у их владельцев. Вчера КС РФ по запросу группы из 92 депутатов Госдумы рассмотрел дело о проверке конституционности:

Главный вопрос, возникший у заявителей, касается природы указанной платы. Она, по их мнению, по своим характеристикам является налоговым платежом, соответственно, может быть предусмотрена в качестве такового только федеральным законом (ч. 3 ст. 75 Конституции РФ). Поскольку многие существенные положения о плате за возмещение вреда, причиненного дорогам большегрузными ТС, закреплены в Постановлении № 504, это правило не соблюдено, заявил присутствовавший вчера на заседании КС РФ представитель заявителей – заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Юрий Синельщиков. Он напомнил, что, согласно позиции КС РФ, на обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не указанные в НК РФ в качестве налогов или сборов, но по своей сути представляющие именно фискальные сборы, распространяются правила надлежащего установления налогов и сборов (Постановление КС РФ от 28 февраля 2006 г. № 2-П).

Также при начислении платы за возмещение вреда, причиненного дорогам большегрузными ТС, не устанавливается факт возможности или невозможности их владельцев по ее внесению, в то время как НК РФ обязывает учитывать при установлении налога фактическую способность налогоплательщика к его уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ), подчеркнул Юрий Синельщиков. При этом перевозчики и так несут высокую фискальную нагрузку, уплачивая транспортный налог, акцизы на бензин и внося плату за перевозку тяжеловесных грузов.

Присутствовавшие на заседании КС РФ представители Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России с выводами заявителей о налоговом характере платы в счет возмещения причиненного дорогам большегрузными ТС вреда не согласились. Они отметили, что указанная плата не отвечает принципу индивидуальной безвозмездности, который характерен для налоговых платежей (п. 1 ст. 8 НК РФ), так как носит возмездный характер, представляя собой, по сути, плату за проезд по федеральным автотрассам определенных автомобилей. Кроме того, невнесение такой платы влечет не изъятие соответствующих средств в виде недоимки как меры ответственности, предусмотренной НК РФ, а наложение административного штрафа, предусмотренного ст. 12.21.3 КоАП РФ.

При этом в том же Постановлении КС РФ от 28 февраля 2006 г. № 2-П, на которое ссылаются в обоснование своей позиции заявители, указано, что нормативно-правовыми актами Правительства РФ могут быть установлены обязательные платежи, которые взимаются в публично-правовом порядке, если они не носят налогового характера и допускаются в силу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на правительство. Все эти условия были соблюдены при введении платы в счет возмещения причиненного большегрузными ТС вреда автотрассам, поэтому говорить о неконституционности соответствующих положений нельзя, уверен представитель Совета Федерации в КС РФ Петр Кучеренко.

Указанная плата была введена в рамках реализации Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года (утв. приказом Минтранса России от 12 мая 2005 г. № 45), предусматривающей, в частности, расширение элементов платности пользования инфраструктурой для покрытия соответствующих эксплуатационных расходов, напомнил полномочный представитель Президента РФ в КС РФ Михаил Кротов. Все принятые с момента дополнения закона об автомобильных дорогах соответствующей ст. 31.1 меры: отсрочка ее вступления в силу более чем на 4 года, уменьшение предусмотренного Постановлением № 504 размера платы и последующая его "заморозка" на неопределенный срок, притом что он в разы меньше размера расходов, требуемых на восстановление дорожного полотна (1,53 руб. против 8 руб. за км соответственно) – направлены на то, чтобы эта плата не стала чрезмерным обременением для перевозчиков, подчеркнул он.

ВАЖНО ЗНАТЬ

В настоящее время плату в счет возмещения причиняемого большегрузными ТС автомобильным дорогам общего пользования федерального назначения вреда можно учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 27 ноября 2015 г. № 19-02-05/7/6976).

Более того, в конце прошлого года Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ подготовить предложения об освобождении от уплаты транспортного налога собственников большегрузных ТС, с которых взимается плата в счет возмещения вреда, причиняемого ими автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (перечень поручений от 31 декабря 2015 г. № Пр-2743). Кабинет министров должен просчитать объемы выпадающих в связи с этим доходов дорожных фондов и предложить источники их компенсации. Кроме того, глава государства поручил проработать идею о предоставлении гражданам, имеющим в собственности соответствующее ТС, права на осуществление грузоперевозок на основании патента для самозанятых граждан.

Полная отмена транспортного налога вряд ли возможна, поскольку это приведет к возникновению выпадающих доходов региональных бюджетов в размере 146 млрд руб. в год, подчеркнул Михаил Кротов. Поэтому, скорее всего, будет реализовано предложение о введении налогового вычета по транспортному налогу. Законопроект, предусматривающий возможность уменьшения предъявленного к уплате транспортного налога на сумму фактически уплаченной платы за проезд по автодорогам общего пользования федерального значения, уже разрабатывается Правительством РФ.

Таким образом, все участники заседания, за исключением, разумеется, заявителей сошлись во мнении о том, что плата в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам большегрузными ТС, является абсолютно законной. К каким выводам придет КС РФ, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после провозглашения соответствующего постановления.

Документы по теме:

 

Читайте также:

Транспортный налог для большегрузов могут отменить
Об этом в ходе пресс-конференции сообщил Президент РФ Владимир Путин, затронув также вопросы индексации пенсий, повышения пенсионного возраста и преодоления кризиса.

В Госдуму внесен законопроект об отмене транспортного налога для большегрузов
Необходимость его отмены авторы инициативы связывают с введением платы за проезд большегрузов по федеральным автотрассам.

Молоковозы и скотовозы могут быть освобождены от платы за проезд большегрузов по федеральным трассам

Молоковозы и скотовозы могут быть освобождены от платы за проезд большегрузов по федеральным трассам
Это же касается грузовиков, перевозящих сельскохозяйственную продукцию.