Новости и аналитика Новости В России необходимо создать министерство гражданской авиации

В России необходимо создать министерство гражданской авиации

В России необходимо создать министерство гражданской авиацииПолноценная реализация мер по обеспечению авиационной безопасности в России невозможна без создания специального уполномоченного государственного органа, который должен как принимать нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в данной области, так и нести ответственность за их исполнение. Такого мнения придерживаются члены Совета Федерации, члены Комиссии Гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора и другие представители отрасли. Поводом для обсуждения в экспертном сообществе возможного ужесточения контроля в аэропортах и других мер, направленных на обеспечение безопасности, стало крушение российского самолета над Синаем в результате теракта. Напомним, осуществление воздушных перевозок россиян в Египет временно запрещено (Указ Президента РФ от 8 ноября 2015 г. № 553).

Эксперты отмечают, что мнения ответственных за гражданскую авиацию Минтранса России и Росавиации расходятся по многим вопросам (подготовка авиационных кадров, целесообразность привлечения иностранных пилотов и др.), что не всегда приводит к принятию эффективных решений. Избежать таких противоречий и поможет создание министерства гражданской авиации, которое будет полностью отвечать за эту сферу, отметил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Чернышёв в ходе круглого стола на тему: "Безопасность на транспорте: авиационные перевозки", состоявшегося вчера в МИА "Россия сегодня". Кроме того, по его мнению, такое министерство должно определять, сколько и каких именно самолетов нужно российской гражданской авиации, в том числе для полноценного развития региональной авиации, и формировать соответствующие заказы для промышленности.

Можно ли получить компенсацию морального вреда при задержке багажа? Ответ – в "Базе знаний службы Правового консалтинга"
интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Председатель Комиссии гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов сообщил, что вопрос о необходимости такого уполномоченного органа уже обсуждался членами Совета Федерации несколько лет назад, но решение о его создании принято не было. "Не обязательно создавать именно министерство, это может быть комитет или еще что-то, но обязательно при Правительстве РФ, не при Минтрансе России. У Минтранса главные проблемы – связанные с железной дорогой, это закономерно, там объемы больше, больше людей работает там. А нам нужен орган, который принимает решения и несет ответственность именно за гражданскую авиацию", – подчеркнул он.

При этом, по мнению экспертов, ужесточать проверки в аэропортах и вносить соответствующие изменения в законодательство не нужно, поскольку регулирование данной сферы и так осуществляется множеством актов – Воздушным кодексом РФ, Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее – закон о транспортной безопасности), постановлениями Правительства РФ, приказами Минтранса России, в том числе об утверждении федеральных авиационных правил и Программы авиационной безопасности гражданской авиации, распоряжениями Росавиации. По словам генерального директора Ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации Виктора Горбачёва, исполнение всех этих актов позволит обеспечить авиационную безопасность практически на 100%. Однако для выполнения всех требований закона о транспортной безопасности, например, необходимо 150 млрд руб. Поэтому нужно проверить требования  нормативных актов, регулирующих отношения в области гражданской авиации, как на соответствие друг другу, так и на исполнимость, чтобы непосредственные исполнители – аэропорты – четко понимали свои обязанности, считает Виктор Горбачёв.

Еще одна важная проблема, возникающая в аэропортах – нескоординированность действий сотрудников служб авиационной безопасности и правоохранительных органов. Так, например, руководитель аэропорта, который в конечном итоге отвечает за обеспечение безопасности на его территории, может дать задание или поручение только службе авиационной безопасности, а сотруднику МВД России – нет. Поэтому нужно подумать, как обеспечить координацию деятельности всех обеспечивающих безопасность в аэропорту сил, заявляют эксперты.
 

НАША СПРАВКА

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами (п. 2 ст. 83 Воздушного кодекса РФ).



Председатель правления Ассоциации "Транспортная безопасность" Александр Свешников отметил в свою очередь, что российские аэропорты оборудованы современным оборудованием – интроскопами и рентгеновскими установками, которые позволяют выявить абсолютно любой предмет. Все случаи пропуска на территорию аэропортов людей со взрывчатыми веществами, например, обусловлены исключительно человеческим фактором. Поэтому нужно следить за исполнением на должном уровне требований авиационной безопасности сотрудниками служб безопасности аэропортов и правоохранительных органов.

Обсудили эксперты также меры, которые могут быть предприняты для защиты граждан РФ при вылете из иностранных аэропортов. Принудить последние реализовывать такие же меры авиационной безопасности, какие обеспечиваются в российских аэропортах, невозможно, поскольку даже документы Международной организации гражданской авиации (ИКАО) носят рекомендательный характер. Однако необходимость осуществления каких-либо дополнительных мер защиты граждан в аэропортах может и должна обсуждаться на межправительственном уровне.

Кроме того, предлагается рассмотреть возможность направления сотрудников российских служб безопасности в аэропорты других стран по аналогии с тем, как в наших аэропортах реализована деятельность, например, сотрудников одной из израильских авиакомпаний. Последние осуществляют и профайлинг (выявление потенциально опасных пассажиров в ходе предполетного досмотра), и досмотр пассажиров, и досмотр воздушных судов, принадлежащих их компании и вылетающих в Израиль. Разумеется, реализовать такую деятельность во всех странах, куда летают российские самолеты, вряд ли получится, поскольку для этого потребуются значительные финансовые и человеческие ресурсы. Но тем странам, вылет из которых по тем или иным причинам представляет потенциальную опасность для граждан России, необходимо предложить такой порядок сотрудничества, уверены эксперты.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

АТОР ответила на основные вопросы туристов, купивших тур в Египет
Ассоциация пояснила, как отказаться от туров, где получить альтернативные предложения и как вернуть деньги за путевку в Египет.

Защита туриста – дело рук не только самого туриста

Защита туриста – дело рук не только самого туриста
Ответственность туроператоров может быть увеличена. При этом страховать ее станет сложнее.