Новости и аналитика Новости В РФ могут ввести институт налогового консультирования

В РФ могут ввести институт налогового консультирования

В РФ могут ввести институт налогового консультированияВ Госдуму внесен законопроект, направленный на повышение уровня и эффективности взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами. Автор документа – депутат Андрей Макаров.

Законопроект вводит в РФ институт налоговых консультантов и налоговых консультаций. Правовые основы регулирования деятельности по налоговому консультированию предлагается закрепить в отдельном законе. При этом, под налоговым консультированием понимается деятельность, осуществляемая налоговыми консультантами или налоговыми консультациями по оказанию консультационных услуг в сфере отношений, регулируемых законодательством.

В налоговое консультирование планируется включить, в частности, оказание услуг по:

  • консультированию по вопросам применения положений законодательства о налогах и сборах, иного законодательства, регулирующего правоотношения, участником которых являются налоговые органы РФ, подготовке заключений по их применению;
  • стратегическому налоговому планированию для консультируемых лиц, оценке налоговых рисков, а также подготовке рекомендаций по ведению налогового учета, объектов налогообложения, порядку применения налоговых льгот, налоговых вычетов;
  • составлению налоговой отчетности;
  • подготовке документов, подлежащих представлению консультируемыми лицами в налоговые органы;
  • представлению налоговой отчетности и других документов консультируемых лиц в налоговые органы;
  • представлению интересов консультируемых лиц в налоговых органах, органах государственной власти и местного самоуправления, по вопросам, регулируемым законодательством;
  • информированию консультируемых лиц об изменениях в законодательстве.

Установлены права и обязанности налогового консультанта, налоговой консультации, а также консультируемых лиц. Так, при осуществлении налогового консультирования налоговый консультант, налоговая консультация могут: на основании договора о налоговом консультировании давать заключения консультируемым лицам по вопросам применения законодательства; получать у консультируемого лица устные и письменные пояснения по вопросам, возникшим в процессе консультирования, а также дополнительные сведения и документы; отказаться от налогового консультирования в случае непредставления консультируемым лицом необходимых документов и сведений или в иных случаях, предусмотренных договором; привлекать на договорной основе иных налоговых консультантов, специалистов и экспертов.

В качестве одной из гарантий независимости налогового консультанта установлен запрет на истребование либо изъятие документов и сведений, переданных налоговому консультанту консультируемым лицом, а также сведений и документов, полученных от третьих лиц в процессе налогового консультирования, за исключением случаев, установленных уголовно-процессуальным законодательством РФ.

При этом, любые полученные налоговым консультантом, налоговой консультацией сведения о консультируемом лице будут составлять тайну налогового консультирования. Исключением станут сведения, разглашенные консультируемым лицом самостоятельно или с его согласия, сведения о заключении с консультируемым лицом договора, сведения о величине оплаты услуг налогового консультанта, налоговой консультации.

В случае одобрения законопроекта, статус налогового консультанта смогут приобрести физические лица, имеющие действующий квалификационный аттестат налогового консультанта, являющиеся членами саморегулируемой организации налоговых консультантов и соответствующие иным установленным требованиям. Статус налоговой консультации будет доступен юридическим лицам, созданным в форме коммерческой организации для осуществления деятельности по налоговому консультированию, являющимся членами саморегулируемой организации налоговых консультантов, имеющим численность налоговых консультантов, являющихся работниками налоговой консультации на основании трудовых договоров, не менее трех, и соответствующим иным требованиям.

До 1 января 2017 года налоговым консультантам могут разрешить осуществлять деятельность по налоговому консультированию без квалификационного аттестата налогового консультанта.

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления налогового консультирования предусмотрено создание Совета по деятельности в области налогового консультирования, состоящего из представителей государственных органов, саморегулируемых организаций налоговых консультантов, а также независимых представителей. Гарантию качества услуг по налоговому консультированию планируется обеспечить ведением государственного реестра налоговых консультантов, налоговых консультаций, включение в который возможно только при выполнении налоговым консультантом требований к профессиональному уровню, регулярному прохождению контроля качества работы, систематическому повышению квалификации.

Автор проекта отмечает, что в настоящее время услуги по налоговому консультированию, постановке, восстановлению и ведению налогового учета, составлению налоговых расчетов и деклараций входят в состав прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, и оказываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Однако пользователями таких услуг являются, в основном, крупные и средние организации. Физические лица, общение которых с налоговыми органами не носит систематического характера и связано, главным образом, с однократным декларированием доходов, разовой самостоятельной уплатой налогов или получением налоговых вычетов, могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового. По мнению депутата, это порождает недостаточный уровень налоговой грамотности значительного количества налогоплательщиков, что приводит к многочисленным ошибкам при заполнении налоговых деклараций, несвоевременной или неполной уплате налогов, следствием чего, в свою очередь, является применение к налогоплательщикам мер налоговой ответственности.

Предлагаемые нормы планируется ввести в действие с 1 января 2015 года.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, его принятие и реализация позволит существенно повысить общий уровень правовой и экономической грамотности и качественно улучшить взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами, что будет способствовать формированию современной и качественной налоговой системы в РФ.

Текст законопроекта № 529626-6 "О налоговом консультировании" и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.

 

 Документы по теме:  Новости по теме:

 

Материалы по теме: 

Проект Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы: "да" малому бизнесу, "нет" льготам?

Проект Основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы: "да" малому бизнесу, "нет" льготам?
Планируется ужесточить требования к налоговым льготам, замедлить рост акцизных ставок и предоставить дополнительные преференции малому бизнесу.

 
Неоднозначные поправки: кто выиграет от изменений в НК РФ и кого обяжут платить больше

Неоднозначные поправки: кто выиграет от изменений в НК РФ и кого обяжут платить больше
Закон, которые первоначально был направлен на совершенствование налогового администрирования, в окончательной редакции существенно увеличил налоговое бремя малого бизнеса.

 
НДС: изменения 2013-2014

НДС: изменения 2013-2014
В 2013 году законодатель принял ряд поправок в главу 21 Налогового кодекса1. Теперь премии и бонусы не влияют на порядок исчисления НДС, за исключением случаев, когда изменение стоимости товаров из-за таких поощрений предусмотрено договором. Также с 1 января 2014 года декларации по НДС представляются только в электронной форме.

Электронный документооборот: готовы на все сто!

Электронный документооборот: готовы на все сто!
Сдавать отчетность по телекоммуникационным каналам связи и проще, и удобней. Большинство компаний уже перешли на электронный документооборот, однако некоторые все еще отправляют документы на бумажных носителях. О преимуществах использования ТКС для сдачи отчетности и общения с налоговыми инспекциями нам рассказала Татьяна Владимировна Матвеева, начальник Управления информационных технологий ФНС России.

Если налоговая требует документы о вашем контрагенте: новые правила ответственности с 1 января 2014 года

Если налоговая требует документы о вашем контрагенте: новые правила ответственности с 1 января 2014 года
Одним из спорных моментов взаимодействия предпринимателей и налогового органа является истребование документов и информации у контрагента проверяемого налогоплательщика. Налоговые органы, а впоследствии и суды, неоднозначно оценивают неисполнение соответствующего требования инспекции с точки зрения квалификации налогового правонарушения, отдавая предпочтение ст. 129.1 НК РФ или ст. 126 НК РФ. О том, каким образом будет разрешен этот вопрос с 1 января 2014 года, как изменился круг субъектов налогового правонарушения, какие еще возникают спорные ситуации при истребовании документов и информации у контрагента проверяемого налогоплательщика и какова практика их разрешения, читайте в нашем материале.

Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях: что может измениться?

Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях: что может измениться?
В скором времени поводом для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении могут стать не только материалы налоговиков, но и сообщения других лиц, в том числе правоохранительных органов. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Госдумы Президентом РФ. В данной статье мы рассмотрим, что может измениться для бизнеса в случае принятия указанного документа.

Актуальные налоговые и бухгалтерские изменения с 1 января 2014 года

Актуальные налоговые и бухгалтерские изменения с 1 января 2014 года
С нового года налоговое законодательство подвергнется значительным изменениям. Будут скорректированы положения НК РФ об уплате НДС, налоговом контроле и налоговой ответственности, правилах начисления амортизации, налоге на имущество и налоге на прибыль. Подробнее об изменениях, а также о законодательных инициативах, которые могут обрести юридическую силу уже в начале 2014 года читайте в нашем материале.