Новости и аналитика Новости Маркировка: планируемые эксперименты и проектируемые правила
Выбор редакции

Маркировка: планируемые эксперименты и проектируемые правила

Маркировка: планируемые эксперименты и проектируемые правила
© robertsrob / Фотобанк Фотодженика

Приближается 2024 год, когда, по замыслу законодателя, национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности, и у каждого российского потребителя будет возможность, отсканировав с помощью своего смартфона размещенный на упаковке или этикетке двухмерный код, проверить качество товара и его соответствие техническому регламенту.

Отметим, план по маркировке товаров средствами идентификации, который был намечен Правительством РФ на 2023 год, выполнен в полном объеме. Запуск маркировки на все предусмотренные Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р группы товаров состоялся.

К слову, каждая категория продукции проходит три стадии:

  • эксперимент (или пилот), предусматривающий добровольное участие и предполагающий налаживание оборудования и тестирование маркировки с использованием бесплатных кодов;
  • обязательная регистрация в системе "Честный ЗНАК" – на этом этапе идет настройка товароучетной системы, производится маркировка остатков и начинается маркировка новых партий товара;
  • запрет немаркированной продукции – когда продавать товары без нанесения на них маркировки недопустимо, и нарушение этого правила грозит штрафами.

В настоящее время три категории товаров – технические средства реабилитации, титановая металлопродукция, икра осетровых и лососевых рыб – находятся на стадии проведения эксперимента. Еще в отношении одной категории – велосипедов (в том числе с установленным вспомогательным двигателем и трехколесные) и велосипедных рам, эксперимент уже завершен, их обязательная маркировка по плану должна стартовать с 1 сентября 2024 года. А на днях Правительство РФ своим Постановлением от 13 ноября 2023 года № 1899 расширило перечень маркируемой одежды – с 1 апреля 2024 года дополнительно нужно будет маркировать верхнюю одежду из искусственного меха, спортивные и лыжные костюмы, отдельные предметы спецодежды, трикотажные мужские рубашки, мужские костюмы, пиджаки, брюки, блузки, шали, шарфы, платья и юбки, а также мужские и женские куртки, пальто и плащи.

При этом Минпромторг России не планирует останавливаться на достигнутом. Он готовит новые эксперименты и разрабатывает новые правила маркировки для отдельных групп товаров. В частности, в ноябре министерство представило на обсуждение сразу несколько проектов правительственных постановлений, касающихся:

  • проведения экспериментов по маркировке средствами идентификации парфюмерно-косметической продукции, бытовой химии и отдельных видов печатной продукции;
  • правил маркировки икры осетровых и икры лососевых (красной икры).

 

Эксперименты по маркировке

Согласно проектам эксперимент по маркировке средствами идентификации парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии1 планируется запустить на период с 1 декабря 2023 года по 28 февраля 2025 года, а по маркировке отдельных видов печатной продукции2 – с 1 сентября 2024 года по 31 августа 2025 года.

В первом случае маркировка предусмотрена в отношении следующих видов парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии:

  • косметические средства или средства для макияжа и средства для ухода за кожей (кроме лекарственных) – сюда включены и средства против загара или для загара, и средства для маникюра или педикюра (за исключением парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук, с заявленным в маркировке потребительской упаковки антимикробным действием – напомним, их маркировка уже осуществляется в рамках Постановления Правительства РФ от 30 мая 2023 года № 870);
  • средства для волос;
  • средства для гигиены полости рта или зубов, включая фиксирующие порошки и пасты для зубных протезов;
  • средства, используемые до, во время или после бритья, дезодоранты индивидуального назначения, составы для принятия ванн, средства для удаления волос и прочие парфюмерные, косметические или туалетные средства, в другом месте не поименованные или не включенные; дезодоранты для помещений, ароматизированные или неароматизированные, обладающие или не обладающие дезинфицирующими свойствами;
  • мыло; поверхностно-активные органические вещества и средства, применяемые в качестве мыла, в форме брусков, кусков или в виде формованных изделий, содержащие или не содержащие мыло; поверхностно-активные органические вещества и средства для мытья кожи в виде жидкости или крема и расфасованные для розничной продажи, содержащие или не содержащие мыло; бумага, вата, войлок или фетр и нетканые материалы, пропитанные или покрытые мылом или моющим средством;
  • моющие средства, включая вспомогательные моющие средства, и чистящие средства, содержащие или не содержащие мыло.

В свою очередь, второй эксперимент касается только печатных учебников общеобразовательного назначения.

При этом оба эксперимента имеют схожие цели проведения:

  • тестирование возможностей использования технологии нанесения средств идентификации на соответствующую продукцию, состава содержащейся в них информации и определение оптимальных способов маркировки с учетом возможности применения соответствующих технологических решений;
  • апробация полноты и достаточности механизмов маркировки средствами идентификации парфюмерно-косметической продукции, бытовой химии, учебников для обеспечения противодействия их незаконному ввозу, производству и обороту, а также для повышения собираемости налогов и таможенных платежей;
  • определение технических возможностей информационных систем, используемых для проведения экспериментов, их дальнейшего развития, а также информационного взаимодействия с ГИС федеральных органов власти, участвующих в проведении экспериментов;
  • организация эффективного взаимодействия органов госвласти, в том числе контрольных, с участниками оборота парфюмерно-косметической продукции, бытовой химии и учебников.

Принимать участие в экспериментах будут: уполномоченные федеральные органы исполнительной власти; участники оборота соответствующей продукции (производители, импортеры, организации оптовой и розничной торговли); оператор информационной системы; операторы электронного документооборота; операторы фискальных данных. При этом для всех, кроме органов власти и оператора информационной системы, участие в эксперименте будет добровольным – вступить в них можно будет в заявительном порядке.

Предполагается, что участники оборота будут обеспечивать первичное наполнение подсистемы национального каталога маркированных товаров информационной системы сведениями о товаре, позволяющими однозначно идентифицировать товарную единицу парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии, учебников. А по согласованию с федеральными органами власти – определять состав сведений о товаре, достаточный для того, чтобы однозначно идентифицировать соответствующую товарную единицу. В свою очередь, оператор информационной системы будет предоставлять участникам оборота продукции коды маркировки, необходимые для формирования средств идентификации, – причем на период эксперимента делать это будут на безвозмездной основе.

В целях успешной реализации экспериментов планируется разработать и утвердить методические рекомендации, прописав в них функции участников эксперимента и порядок их взаимодействия, виды используемых в эксперименте средств идентификации, структуру указываемой информации, способы их формирования и нанесения. В ней же намерены закрепить правила взаимодействия информационной системы с иными информационными системами участников эксперимента, процедуру подачи заявки на участие в эксперименте и особенности регистрации участников оборота продукции в информационной системе. Методичка будет включать также порядок: включения информации в информационную систему, в том числе состав представляемых сведений; наполнения подсистемы национального каталога маркированных товаров информационной системы идентифицирующими товар сведениями.

Обеспечением проведения экспериментов займутся сразу несколько ведомств. Экспериментом по маркировке парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии – Минпромторг России, Минцифры России, ФНС России, ФТС Россси, Роспотребнадзор, Росаккредитация и ФСБ России. Экспериментом по маркировке отдельных видов печатной продукции – те же ведомства плюс Минпросвещения России.

Ожидается, что наработки, полученные в ходе экспериментов, позволят подготовить предложения по внесению изменений в законодательство РФ по вопросам оборота парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии, отдельных видов печатной продукции, а также поможет определить коды единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и коды ОКПД указанных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Общественное обсуждение проекта постановления о проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии уже завершено, а обсуждение проекта о проведении эксперимента по маркировке отдельных видов печатной продукции продлится до 21 ноября 2023 года.
 

Маркировка красной икры

Что касается маркировки икры осетровых и икры лососевых (красной икры) средствами идентификации, то эксперимент в отношении нее проводится (он завершится 31 марта 2024 года). А Минпромторг России уже подготовил проект правил обязательной маркировки3. Необходимость их утверждения обосновывается ростом оборота нелегальной продукции, в числе которой и икра из лососевых и осетровых, из-за незаконного вылова водных биологических ресурсов. В сводном отчете к проекту приводятся данные статистики – только за 2022 год доля нелегального оборота икры осетровых и икры лососевых составила не менее 40%. По состоянию на 31 декабря 2021 года контрольно-надзорными органами выявлено более 88 тыс. нарушений законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе с целью получения икры.

Предусмотрено, что подать в ГИС мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, заявление на регистрацию в информационной системе участники оборота икры осетровых и лососевых (красной икры) смогут начиная с 1 апреля 2024 года. Причем сделать это им потребуется не позднее 7 календарных дней со дня возникновения необходимости осуществления деятельности, связанной с вводом в оборот или оборотом, или выводом из оборота икры, подлежащей маркировке. Для отдаленных или труднодоступных местностей будет установлен более длительный срок для регистрации – в течение 30 дней. Затем в течение 15 календарных дней со дня регистрации в системе они должны будут обеспечить готовность собственных программно-аппаратных средств к информационному взаимодействию с системой мониторинга и направить оператору информационной системы электронную заявку на прохождение тестирования такого взаимодействия. На тестирование информационного взаимодействия тоже отведено 15 календарных дней.

Обязательное представление в информационную систему мониторинга сведений об обороте икры участниками, осуществляющими такой оборот, предусмотрено с 1 апреля 2025 года, хотя право наносить на икру средства идентификации и представлять в информационную систему мониторинга сведения об этом, а равно о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота икры планируется предоставить им уже с 1 апреля 2024 года. "Установить, что на территории Российской Федерации ввод в оборот конкретных видов икры без нанесения на нее средств идентификации и представления в информационную систему мониторинга сведений о маркировке икры средствами идентификации допускается до 1 мая 2024 года. До 31 мая 2024 года допускается выпуск таможенными органами для внутреннего потребления или реимпорта немаркированной икры, приобретенной ранее 1 мая 2024 года", – отмечается в документе. При этом, если на дату 1 мая 2024 года на территории России останется нереализованная икра, произведенная или ввезенная в страну до указанной даты, без маркировки, то реализовать ее можно будет до окончания срока годности икры.

Проектируемый порядок маркировки красной икры средствами идентификации определяет правила такой маркировки, в частности:

  • дает определения используемых понятий (например, "агрегирование", "валидация средства идентификации", "ввод товаров в оборот", "вывод товаров из оборота", "код идентификации транспортной упаковки", "маркированные товары", "средство идентификации" и т. д.);
  • содержит перечень групп товаров, на которые не будут распространяться проектируемые правила (это, в частности, товары, помещаемые под таможенные процедуры для вывоза за пределы территории ЕАЭС, ввозимые в РФ или произведенные на территории страны в качестве рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для продажи, приобретенные по сделке, сведения о которой составляют гостайну, а также товары, упакованные в организациях розничной торговли в присутствии потребителя);
  • устанавливает порядок получения кодов маркировки;
  • определяет требования к участникам оборота товаров (они должны иметь возможность формирования усиленной квалифицированной электронной подписи, иметь программно-аппаратный комплекс для обмена электронными документами с информационной системой мониторинга, иметь удаленный доступ к устройству регистрации эмиссии, размещенному в инфраструктуре информационной системы мониторинга, и иметь заключенный с оператором электронного документооборота договор. При этом участники оборота товаров, осуществляющие торговлю товарами с применением ККТ, дополнительно должны иметь сопряженные с ККТ программные и технические средства распознавания средств идентификации и заключенный с оператором фискальных данных договор на обработку и передачу сведений);
  • формирует требования к сервис-провайдерам (в части наличия комплекса полиграфического оборудования с производительностью, достаточной для преобразования и нанесения средств идентификации по поручению участника оборота товаров, а также обеспечения соблюдения установленных правил обращения с кодами маркировки);
  • определяет порядок информационного обмена участников оборота товаров с информационной системой мониторинга;
  • конкретизирует порядок регистрации товаров в информационной системе мониторинга (регистрация товаров осуществляется в подсистеме национального каталога маркированных товаров на основании подаваемого заявления – для регистрации нужны такие сведения, как ИНН, код товара (при наличии), его полное наименование, номер госрегистрации товарного знака или номер международной регистрации товарного знака (при наличии), товарный знак (при наличии), 10-значный код товарной номенклатуры, масса нетто товаров, тип продукции, зоологическое наименование, вид обработки, тип упаковки, материал упаковки, состав, признак принадлежности к товару, вес которого может различаться у разных единиц товара с одним кодом, диапазон веса, масса нетто, вид, номер и дата документа подтверждающего соответствие товара обязательным требованиям (декларация о соответствии), требованиям по безопасности, признак включения в перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, тип продукции, продукция, ее вид, категория, ИНН производителя или глобальный идентификатор хозяйствующего субъекта в реестре поднадзорных Россельхознадзору объектов, глобальный идентификатор предприятия, являющегося поднадзорным объектом, признак соответствия требованиям национального стандарта РФ и номер такого стандарта, сведения о наборе товаров, в том числе код набора товаров, наименование набора, товарный знак или торговая марка).

Что касается характеристик средства идентификации, то им тоже посвящен отдельный раздел проекта документа. В частности, в нем указано, что средство идентификации наносится в виде двумерного штрихового кода в формате Data Matrix. В свою очередь, средство идентификации товара, групповой упаковки, набора товаров должно содержать код маркировки, включающий в себя 4 группы данных, идентифицирующихся атрибутами, предусмотренными стандартом GS1 Data Matrix. В начале строки кода маркировки должен присутствовать признак символики GS1 Data Matrix FNC1 (ASCII 232): первая группа состоит из 14 цифр и содержит код товара; вторая – из 6 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит включаемый оператором идентификатор государства – члена ЕАЭС, в которой данный код был эмитирован, и индивидуальный серийный номер упаковки товаров и завершается символом-разделителем FNC1 (ASCII 29); третья группа состоит из 4 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит код проверки; четвертая группа состоит из 44 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит значение кода проверки.

Способ нанесения средства идентификации должен обеспечивать сохранность (устойчивость) средства идентификации в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных производителем условий хранения и транспортировки. А сами средства идентификации в формате штрихового кода должны отвечать следующим требованиям:

  • вероятность угадывания средства идентификации должна быть пренебрежительно малой и в любом случае меньше, чем 1 из 10 000;
  • функция распознавания и коррекции ошибок должна быть эквивалентна или выше, чем у Data Matrix ECC200;
  • рекомендуется применять модуль размером не менее 0,255 мл.

Повторно сформировать (сгенерировать) код маркировки при маркировке товаров информационная система мониторинга на даст.

В документе подробно прописан порядок формирования средств идентификации. Например, содержится перечень сведений, которые участник оборота товаров должен направить в информационную систему мониторинга, особенности оплаты услуги по предоставлению кода маркировки оператору информационной системы мониторинга (решение о выборе способа оплаты услуги по предоставлению кода маркировки сможет принимать сам участник оборота товаров), случаи аннулирования кодов маркировки и основания отказа во внесении оператором информационной системы мониторинга в информационную систему мониторинга сведений о нанесении средств идентификации и т. д.

Согласно проекту наносить средства идентификации на упаковку или на групповую упаковку, этикетку или стикер производитель или импортер, в том числе с использованием услуг сервис-провайдера, будет в случае:

  • производства на территории России, в том числе из иностранного сырья, ранее помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или под таможенную процедуру свободного склада, в местах производства или хранения товаров;
  • ввоза товаров в РФ с территорий государств, не являющихся членами ЕАЭС, а также ввоза на остальную часть территории РФ товаров, произведенных на территориях особых (свободных) экономических зон или приравненных к ним территорий из иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товаров, произведенной на территории свободного склада из иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободного склада, – до ее помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта;
  • ввоза товаров в страну с территорий государств – членов ЕАЭС в рамках трансграничной торговли – до перемещения через госграницу России.

Нанесение средства идентификации на набор товаров осуществляется участником оборота товара, в том числе с использованием услуг сервис-провайдера, в момент формирования набора товаров. А участники оборота товаров, осуществляющие расчеты за товары с применением ККТ, будут направлять в информационную систему мониторинга информацию об обороте или о выводе из оборота товаров посредством ККТ, а при осуществлении операций корректировки первично поданной информации о цене товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара, о выводе из оборота маркированных товаров также посредством ККТ будут направлять в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота товаров.

Также документ содержит положения, касающиеся: порядка и сроков представления участниками оборота товаров сведений оператору информационной системы мониторинга о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота товаров для их включения в информационную систему мониторинга; порядка внесения изменений в сведения, содержащиеся в информационной системе мониторинга.

Предполагается, что реализация проекта постановления приведет к:

  • сокращению доли нелегального оборота икры осетровых и икры лососевых (красной икры);
  • обелению рынка красной икры;
  • снижению объема продаж красной икры с истекшим сроком годности;
  • снижению объема оборота икры осетровых и икры лососевых с отсутствующими или прекратившими действие документами соответствия требованиям технического регулирования;
  • пополнению бюджетов бюджетной системы РФ;
  • устранению сложностей контроля объемов конечных продаж красной икры ввиду отсутствия официальной статистической информации по икре осетровых и икре лососевых, а также предотвращению реализации икры, добытой браконьерским путем.

Публичное обсуждение проекта постановления о правилах маркировки красной икры завершится 29 ноября 2023 года.
 

***

Система обязательной маркировки рассматривается не только как эффективный способ защиты прав потребителей, но и как один из ключевых методов борьбы с оборотом некачественной, фальсифицированной и контрафактной продукции. При этом, как отмечается в Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 2963-р, возможность проведения добровольных экспериментов по маркировке товаров нацелена на апробацию эффективности механизма маркировки как инструмента противодействия незаконному обороту промышленной продукции и адаптации участников оборота товаров к введению обязательной маркировки.

Проведение экспериментов и детализация порядка маркировки является залогом успешного внедрения обязательной маркировки, а обязательное выполнение требований маркировки подкрепляется применением санкций за нарушение установленных правил. Напомним, в соответствии со ст. 15.12 КоАП продажа, перевозка и производство немаркированной продукции грозит штрафом от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для должностных лиц и от 50 тыс. до 300 тыс. руб. – для организаций. Также предусмотрена конфискация всех немаркированных изделий. Более того, административная ответственность может перерасти в уголовную, если стоимость товаров без маркировки превысит определенную сумму (для продовольственных товаров крупным размером считается 400 тыс. руб, а особо крупным – 1,5 млн руб., для других групп товаров – 2 млн 250 тыс. руб. и 9 млн руб. соответственно). Наказание по ст. 171 Уголовного кодеса предусматривает санкции в виде штрафа или лишения свободы со штрафом.

_____________________________

1 С текстом постановления Правительства РФ "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/11-23/00143243).
2 С текстом проекта постановления Правительства РФ "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов печатной продукции" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/11-23/00143393).
3 С текстом проекта постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил маркировки икры осетровых и икры лососевых (красной икры) средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении икры осетровых и икры лососевых (красной икры)" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/11-23/00143468).

Документы по теме:

Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р

Читайте также:

Маркируем интернет-рекламу: что является рекламой, а что нет?

Маркируем интернет-рекламу: что является рекламой, а что нет?

Антимонопольное ведомство разъяснило свою позицию по этому вопросу.

Правительством РФ закреплена возможность проверять подлинность товаров в приложении Госуслуги

Правительством РФ закреплена возможность проверять подлинность товаров в приложении Госуслуги

Ранее о появлении такой технической возможности сообщило Минцифры России.

Проверять товары можно через мобильное приложение Госуслуги

Проверять товары можно через мобильное приложение Госуслуги

Покупатель сможет ознакомиться с информацией о сроке годности, весе, объеме, составе продукта.