Новости и аналитика Новости Подтверждать достоверность бюджетной отчетности придется по новым правилам

Подтверждать достоверность бюджетной отчетности придется по новым правилам

Подтверждать достоверность бюджетной отчетности придется по новым правилам 
© macrovector / Фотобанк Фотодженика

Нынешние поправки так или иначе коснулись всех стандартов ВФА (приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. № 118н, зарегистрирован в Минюсте России 05 сентября 2023 года). Не стал исключением и Стандарт "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии...". Внесенные в него изменения применяются при осуществлении ВФА начиная с 2024 года, то есть должны быть учтены на этапе составления Плана аудиторских мероприятий на очередной финансовый год.

Обновленная редакция Стандарта четко определяет обязанность подтверждения достоверности бюджетной отчетности с учетом объема бюджетных полномочий у конкретного ГАБС (АБС). Суждение субъекта ВФА о достоверности бюджетной отчетности должно быть вынесено в отношении каждого из комплектов годовой бюджетной отчетности:

Объем бюджетных полномочий субъекта бюджетной отчетности Комплект индивидуальной отчетности АБС
"своего" бюджета
Комплект консолидированной отчетности ГАБС
"своего" бюджета
Комплект индивидуальной отчетности АБС
"чужого" бюджета
Комплект консолидированной отчетности ГАБС
"чужого" бюджета
Администратор бюджетных средств (ПБС, АД, АИФДБ)

+

Х

Х

Х
ГАБС (ГРБС, ГАД, ГАИФД), одновременно являющийся ПБС, АД, АИФДБ +

+

Х Х
ГАБС субъекта РФ (местного бюджета), одновременно являющийся АБС иного бюджета + +
при наличии полномочий по формированию
+ +
при наличии полномочий по формированию

Поправки касаются и порядка планирования аудиторских мероприятий в целях подтверждения соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, а также достоверности показателей годовой бюджетной отчетности. Субъект ВФА может ограничиться одним "комплексным" аудиторским мероприятием, проводимым в целях подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, а также соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в году, за который составляется годовая бюджетная отчетность. Требование о проведении такого мероприятия является обязательным. Причем продолжительность мероприятия ограничивается сроком представления годовой бюджетной отчетности. Поэтому общий срок его проведения должен быть достаточным для выполнения всех требований, предусмотренных Разделом III Стандарта.

Вместе с тем План аудиторских мероприятий может предусматривать мероприятия, цель которых – подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение года, за который составляется годовая бюджетная отчетность. Отдельных требований к срокам и периодичности проведения таких мероприятий Стандарт не устанавливает. Само по себе наличие в Плане таких аудиторских мероприятий не освобождает от проведения обязательного аудиторского мероприятия. А с учетом ограничений срока его проведения такой подход будет наиболее оптимальным, поскольку сроки подготовки годовой бюджетной отчетности могут оказаться очень сжатыми, а это может негативно сказаться на качестве аудита.

Внесенными в Стандарт поправками урегулированы требования к срокам проведения аудиторских мероприятий, проводимых с целью подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, в том числе при централизации полномочий.

Способ ведения ведения учета и формирования отчетности Объем бюджетных полномочий Предельный срок завершения аудиторского мероприятия (наиболее ранняя из дат)
Полномочия по ведению учета и формированию бюджетной отчетности осуществляются самостоятельно АБС

дата (месяца), указанная в плане проведения аудиторских мероприятий

дата подписания руководителем комплекта индивидуальной отчетности

ГАБС дата (месяца), указанная в плане проведения аудиторских мероприятий
дата подписания руководителем комплекта индивидуальной отчетности
 
Полномочия по ведению учета и формированию бюджетной отчетности переданы
АБС, передавший полномочия дата (месяца), указанная в плане проведения аудиторских мероприятий
за 2 (два) рабочих дня до даты представления / направления уполномоченным органом / организацией на подписание руководителем комплекта годовой индивидуальной бюджетной отчетности
ГАБС, передавший полномочия дата (месяца), указанная в плане проведения аудиторских мероприятий
за 2 рабочих дня до даты представления / направления уполномоченным органом / организацией на подписание руководителем комплекта годовой консолидированной бюджетной отчетности
Уполномоченная организация, осуществляющая переданные полномочия дата (месяца), указанная в плане проведения аудиторских мероприятий
до даты представления / направления комплекта годовой бюджетной отчетности на подписание руководителю субъекта бюджетной отчетности, передавшему полномочия

Скорректирован подход к анализу организации (обеспечению выполнения) бюджетных процедур учета и отчетности. Так, обновленная редакция п. 13 Стандарта в целях проведения аудиторского мероприятия предусматривает обязательное требование об изучении информации в целом об организации внутреннего контроля (внутреннего финансового контроля) совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, а не только информации о разграничении полномочий при выполнении бюджетных процедур учета и отчетности, в том числе порядок передачи первичных учетных документов для отражения их в бюджетном учете.

Уточнено, что под нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, подразумеваются ФСБУ госфинансов и единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленная в соответствии с бюджетным законодательством. Определено, что при анализе актов ГАБС / АБС, уполномоченного органа /  организации при централизации учета, устанавливающие учетную политику, должны быть дана оценка достаточности и соответствия их установленным требованиям.

Изменения затронули и порядок оценки рисков искажения бюджетной отчетности. Обновленная редакция п. 1 Приложения № 1 к Стандарту прямо предусматривает, что в процедуре оценки рисков искажения бюджетной отчетности участвует не только субъект ВФА, но и субъекты бюджетных процедур. При этом подход к оценке рисков искажения бюджетной отчетности унифицирован: в целях выявления (обнаружения) рисков искажения бюджетной отчетности анализируется информация, указанная в п. 5 Приложения № 1 к Стандарту "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита".

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Может ли работодатель обязать бухгалтера вести кадровый учет?

Может ли работодатель обязать бухгалтера вести кадровый учет?

Роструд подготовил соответствующие разъяснения.

Вернуть средства в бюджет обязан получатель межбюджетных трансфертов, а не его контрагенты

Вернуть средства в бюджет обязан получатель межбюджетных трансфертов, а не его контрагенты

Администрация обратилась с исками к подрядным организациям о взыскании необоснованно полученных денежных средств, но получив отказ, сочла свою миссию выполненной, полагая, что меры по устранению нарушения были приняты, хотя и не дали результата.

Искажение бюджетной отчетности – частный случай бюджетного риска

Искажение бюджетной отчетности – частный случай бюджетного риска

Минфин России разработал рекомендации по оценке бюджетных рисков и ведению их реестра.

Изменились cтандарты внутреннего финансового аудита

Изменились cтандарты внутреннего финансового аудита

Поправки коснулись шести федеральных стандартов.