Новости и аналитика Новости Правила взаимодействия маркетплейсов и продавцов предлагают изменить
Выбор редакции

Правила взаимодействия маркетплейсов и продавцов предлагают изменить

Правила взаимодействия маркетплейсов и продавцов предлагают изменить 
© AlinaNaumova / Фотобанк Фотодженика

Законопроект1 с поправками в Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей) был внесен в Госдуму 25 сентября 2023 года.

Отмечая, что маркетплейс, как агрегатор, имеет большую по сравнению с продавцом онлайн-площадки рыночную силу, авторы документа предлагают изменить правила электронной коммерции и ограничить полномочия агрегатора в отношении продавцов и владельцев пунктов выдачи. В частности, запретить онлайн-площадке в одностороннем порядке менять договор с продавцом и, соответственно, условия размещения товаров на сайте. Предлагается допустить пересмотр таких договоров только по соглашению сторон и не чаще одного раза в год с предварительным уведомлением о намерении не менее чем за 30 календарных дней.

Изменить предлагается также и порядок применения договорных неустоек (штрафов маркетплейсов) в отношении контрагентов. Если документ примут, то агрегатор сначала должен будет направить в адрес продавца товара или владельца пункта выдачи заказов мотивированное письменное уведомление о принятии решения о наложении штрафных санкций.

Также планируется запретить маркетплейсам продавать собственные товары, аналогичные которым уже представлены на площадке, если совокупная выручка агрегатора за последний календарный год составила более 150 млрд руб.

Кроме того, законопроектом предлагается распространить действие ст. 18 Закона о защите прав потребителей не только на продавцов, но и на владельцев агрегаторов. Так, если документ примут, то покупатель при обнаружении недостатка в товаре сможет требовать от маркетплейса по своему выбору:

  • заменить на товар этой же марки;
  • заменить на такой же товар другой марки с перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (допускается требовать товар назад).

Разработку правил взаимодействия владельцев маркетплейсов, продавцов товаров и владельцев пунктов выдачи заказов планируется возложить на Правительство РФ.

Документ разработан с целью совершенствования законодательного регулирования дистанционной торговли товарами с использованием цифровых платформ (маркетплейсов) на основе данных, полученных в рамках мониторинга Минпромторга России 2021 года. В случае принятия законопроекта он вступит в силу с 1 апреля 2024 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

_____________________________

1 С текстом законопроекта № 445923-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Документы по теме:

Читайте также:

Маркируем интернет-рекламу: что является рекламой, а что нет?

Маркируем интернет-рекламу: что является рекламой, а что нет?

Антимонопольное ведомство разъяснило свою позицию по этому вопросу.

Правительством РФ закреплена возможность проверять подлинность товаров в приложении Госуслуги

Правительством РФ закреплена возможность проверять подлинность товаров в приложении Госуслуги

Ранее о появлении такой технической возможности сообщило Минцифры России.

С 1 октября 2023 года – новые требования к сайтам, которые используют рекомендательные алгоритмы

С 1 октября 2023 года – новые требования к сайтам, которые используют рекомендательные алгоритмы

По словам разработчиков законопроекта, это первый опыт регулирования продукта искусственного интеллекта в России.

Реализация импортозамещенных товаров – нарушение прав интеллектуальной собственности?

Реализация импортозамещенных товаров – нарушение прав интеллектуальной собственности?

Разбираемся на примере кейса Coca-Cola Company vs "Напитки из Черноголовки".