Новости и аналитика Новости В Госдуму внесен законопроект об осуществлении контроля судебными приставами за деятельностью банков и МФО по сбору долгов с граждан

В Госдуму внесен законопроект об осуществлении контроля судебными приставами за деятельностью банков и МФО по сбору долгов с граждан

В Госдуму внесен законопроект об осуществлении контроля судебными приставами за деятельностью банков и МФО по сбору долгов с граждан
© AlinaNaumova / Фотобанк Фотодженика

На сегодняшний день ФССП России осуществляет государственный контроль (надзор) только в отношении профессиональных коллекторских организаций (абз. 2, 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 230-ФЗ). Правительство РФ предлагает распространить его на деятельность кредитных и микрофинансовых организаций. Соответствующий законопроект1 внесен в Госдуму 2 сентября 2022 года.

Предполагается, что служба будет вести перечень таких кредитных организаций и МФО и размещать информацию о них на своем официальном сайте.

Также планируется установить возможность взаимодействия должника и кредитора (его представителя) с помощью:

  • электронной почты  должника в случае, если адрес такой почты указывается должником при заключении договора;
  • Единого портала госуслуг.

При этом кредитные и микрофинансовые организации для взаимодействия с должниками будут обязаны обладать соответствующими оборудованием и программным обеспечением, осуществлять аудиозапись всех случаев непосредственного взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности. Также для таких организаций предлагается установить обязанность по записи всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при общении с должниками, и хранению указанной информации в течение 3 лет.

Согласно статистическим данным, одними из главных нарушителей положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ выступают именно кредитные организации и МФО. При этом микрофинансовые организации допускают наиболее грубые нарушения данного закона, связанные в том числе с угрозами жизни и здоровью граждан. Как указывается в пояснительной записке к проекту, в 2019 году было рассмотрено с назначением наказания 1179 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.57 КоАП в отношении кредитных и микрофинансовых организаций, что составило 48,7% всех рассмотренных дел с назначением наказания по указанной статье. В 2020 году количество дел возросло до 1726 (60,7%), а за 10 месяцев 2021 года было рассмотрено 2023 дела (65%).

Отметим, граждане могут подать заявление на сохранение прожиточного минимума при списании по исполнительным документам на портале госуслуг. О том, как воспользоваться данной возможностью, узнайте из нашей новости.

_____________________________

1 С текстом законопроекта № 190070-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Документы по теме:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Читайте также:

Роструд напоминает: взыскание алиментов производится после удержания налогов из доходов плательщика

Роструд напоминает: взыскание алиментов производится после удержания налогов из доходов плательщика

При этом работодатель в трехдневный срок со дня выплаты зарплаты обязан выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю.

Вводится новый код 31 для платежек по исполнительным листам

Вводится новый код 31 для платежек по исполнительным листам

Он будет использоваться с 30 декабря 2022 года.

"Предпринимательская" задолженность по обязательным платежам может быть удержана из зарплаты физлица и после утраты им статуса ИП

"Предпринимательская" задолженность по обязательным платежам может быть удержана из зарплаты физлица и после утраты им статуса ИП

КС РФ не усмотрел оснований для признания противоречащими Конституции РФ п. 5 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве и абз. 2 п. 1 ст. 47 НК РФ.