Рейтинг@Mail.ru

Архитекторы готовят новые правила регулирования своей профессиональной деятельности

 Архитекторы готовят новые правила регулирования своей профессиональной деятельности
FabrikaSimf / Shutterstock.com

Концепцию проекта федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" авторы инициативы презентовали на круглом столе, приуроченном Всероссийскому дню строителя. Текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ.

Основной идеей разработчиков проекта является расширение прав архитекторов. В частности, предлагается наделить их полномочиями по руководству над созданием архитектурного проекта, осуществлением контроля за реализацией утвержденной проектной документации на всех этапах проектирования и строительства объекта и осуществлению авторского надзора за строительством объекта, проверяя соответствие выполняемых работ проектной документации (абз. 3, абз. 7 ч. 1 ст. 12, абз. 2 ч. 3 ст. 13 проекта). Таким образом, по мнению экспертов, посредством расширения роли архитекторов в системе разработки и реализации инвестиционно-строительных проектов будет обеспечено высокое качество проектов объектов архитектуры и строительства в целом.

"Принятие нового федерального закона об архитектурной деятельности создаст необходимую правовую базу для повышения качества проектирования и строительства всех типов зданий и сооружений и создания комфортной и безопасной среды жизнедеятельности человека", – отметил вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Алексей Воронцов.

Напомним, что права архитекторов в настоящее время определены ст. 12 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее – закон об архитектуре). Так, например, архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком имеют право проводить консультации по вопросам инвестирования, строительства и эксплуатации архитектурных объектов, а также выполнять иные функции заказчика, принимать участие в приемке архитектурного объекта в эксплуатацию и т. д.

Вместе с тем, согласно инициативе, не каждый получивший специальное образование сможет осуществлять архитектурную деятельность. Так, законопроектом предусмотрена аттестация архитекторов, которая позволит им работать по специальности. По мнению экспертов, такая инициатива направлена на защиту прав граждан, заказчиков и застройщиков от неквалифицированных действий физических и юридических лиц, осуществляющих архитектурную деятельность. Авторы документа отметили переход от отечественной одноуровневой системы получения работником документа об образовании к мировой многоуровневой системе профессионального регулирования в сфере архитектуры, представляющей собой совокупность требований к профессиональному образованию, практической подготовке и страхованию профессиональной ответственности. Отметим, что действующим законодательством аттестация архитекторов или лицензирование их деятельности не предусмотрены.

"Вопросы защиты профессии архитектора, его профессионального титула, требования к профессиональному образованию, опыту работы, квалификационному экзамену, обязательное страхование профессиональной ответственности, членство в профессиональной организации – все это в совокупности представляет собой "золотой стандарт" практики регулирования профессионального статуса архитектора в развитых странах мира", – считает Алексей Воронцов.

Так, проектом к специальным условиям приобретения статуса архитектора отнесено наличие высшего архитектурного образования, стажа профессиональной практики в области архитектуры не менее трех лет, стажировки у аттестованного архитектора сроком не менее одного года и членства в общероссийской профессионально-творческой организации архитекторов. Однако лицо, не имеющее высшего архитектурного образования, может быть допущено к экзамену на квалификационный аттестат архитектора при наличии у него стажа профессиональной практики в области архитектуры не менее десяти лет (ст. 7 проекта). Таким образом, законно именоваться архитектором и осуществлять профессиональную деятельность в области архитектуры может только лицо, прошедшее аттестацию в установленном порядке.

"Разрабатываемая в концепции система профессионального регулирования архитекторов основывается на том, что оказание этих услуг представляет собой профессиональную деятельность, осуществляемую субъектом с особым статусом. Данная деятельность имеет отличительные особенности, ставящие ее в один ряд с другими регулируемыми видами профессиональной деятельности, – рассказал Алексей Воронцов. – Она непосредственно связана с общественной и культурной значимостью архитектуры, необходимостью участия архитектора в процессе производства публичных благ – зданий, сооружений и среды жизнедеятельности в целом, являющихся объективно материальным показателем уровня развития цивилизации и культуры государства".

Как получить компенсацию морального вреда при нарушении застройщиком своих обязательств? Узнайте из материала "Ответственность застройщика за несоблюдение сроков" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Однако, по мнению заместителя главы администрации города Калининграда Артура Крупина, высокий уровень требований для получения статуса архитектора может оставить малые и средние города без квалифицированных специалистов. В связи с этим он предложил пересмотреть законопроект с учетом возможных негативных последствий.

Отметим, что в случае принятия закона аттестация архитекторов будет осуществляться общероссийской профессионально-творческой организацией архитекторов, который в том числе должен организовать систему постоянного повышения квалификации для аттестованных архитекторов. В этих целях планируется создание профессионального объединения архитекторов, наделенных государственными полномочиями по приемке квалификационных экзаменов, ведению региональных реестров архитекторов, осуществлению дисциплинарного контроля за соблюдением этических норм деятельности архитекторов и т. д (ст. 23 проекта).

Вместе с тем, Виктор Логвинов, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, отметил, что предложенная система саморегулирования нуждается в совершенствовании, так как она не совместима с мировой системой регулирования профессиональной архитектурной деятельности. По его словам, необходимо вернутся к отечественной практике работы лицензионных комиссий, состоящих из представителей Союза архитекторов, органов архитектуры, учреждений образования и науки, которые должны выдавать разрешения на самостоятельную архитектурную деятельность. Напомним, что до 2003 года создание архитектурных проектов и архитектурных объектов требовало лицензирования архитектурной деятельности, осуществляемой гражданами и юридическими лицами (Глава II закона об архитектуре в редакции, действовавшей до 13 января 2003 г.). Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ указанные положения из закона исключены.

Эксперты также отметили необходимость закрепить обязательное страхование профессиональной ответственности архитекторов. По их мнению, такое страхование широко распространено в практике регулирования профессии архитектора развитых стран мира. "Как правило, при наличии в законодательстве ответственности архитектора за дефекты, связанные с объектом, они должны быть сами заинтересованы застраховать свою ответственность и тем самым разделить свои риски со страховщиками", – отметил Воронцов.

Добавим, что концепция законопроекта пока находится на стадии обсуждения профессиональным сообществом.