Новости и аналитика Интервью Григорий Ивлиев: "Кредитование бизнеса под залог интеллектуальной собственности может стать важнейшим стимулом повышения патентной активности предпринимателей"

Григорий Ивлиев: "Кредитование бизнеса под залог интеллектуальной собственности может стать важнейшим стимулом повышения патентной активности предпринимателей"

Григорий ИвлиевПоявление новых видов объектов интеллектуальной собственности в связи с внедрением новых технологий, курс на цифровизацию процессов обмена информацией и переход к цифровому производству ставят перед сферой интеллектуальной собственности новые задачи. О ведущейся, в том числе в рамках реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации", работе по совершенствованию механизмов защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, разрабатываемых мерах повышения патентной активности российских предпринимателей и необходимых законодательных изменениях в сфере интеллектуальной собственности порталу ГАРАНТ.РУ рассказал руководитель Роспатента Григорий Ивлиев.

Григорий Петрович, согласно статистике Роспатента в настоящее время около 70% заявлений на регистрацию товарных знаков подается в электронном виде, по другим же объектам интеллектуальной собственности электронных заявок гораздо меньше. Чем, на Ваш взгляд, это обусловлено?

Действительно, такая тенденция существует. За II квартал 2018 года 69,6% заявлений на регистрацию товарных знаков было подано в электронном виде, тогда как за аналогичный период прошлого года – 44,5%. Выходит, рост на 25%, это много. Количество патентных поверенных, которые занимаются товарными знаками, больше, чем тех, кто работает по всем остальным объектам, и они предпочитают именно электронные заявки. В то же время существенная доля заявок на изобретения приходится на физических лиц – изобретателей, которые привыкли подавать их на бумаге. Кроме того, сама процедура заполнения заявлений на регистрацию товарных знаков проще, чем на изобретения, для которых нужно приводить формулы, чертежи и т. д. Но несмотря на это, число онлайн-заявок на регистрацию изобретений тоже увеличивается,: с 32,3% в прошлом году оно выросло до 40,2% в этом. Аналогичная картина по полезным моделям: количество электронных заявок в этом году увеличилось с 12,1% до 19,1%.

Так что, безусловно, интерес к подаче электронных заявок растет, и на то есть причины. Этот сервис работает в режиме 24/7, экономит не только время, но и деньги, так как госпошлина в этом случае ниже на 30%. Кроме того, заполняя заявку в электронном виде, можно избежать целого ряда ошибок, а также сократить срок рассмотрения в среднем на треть.

Отмечу, что сейчас ведется работа по совершенствованию интерфейса личного кабинета пользователя, будет добавлен новый функционал. Наша цель – чтобы 70% заявлений по всем государственным услугам Роспатента подавались в электронном виде.

Планируется ли в ближайшей перспективе запуск каких-либо новых электронных сервисов Роспатента?

Конечно, ведь это предусмотрено планом мероприятий по направлению "Информационная инфраструктура" программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (далее – План мероприятий), в рамках которой мы реализуем несколько проектов. В частности, создаем цифровую платформу поиска патентной информации и средств индивидуализации для негосударственных сервисов на основе международных источников патентной информации, которая обеспечит свободный доступ к мировой базе с возможностью осуществления поиска всем желающим.

Также разрабатывается система предоставления услуг регистрации прав на объекты промышленной собственности и средства индивидуализации в цифровом виде, идет работа по созданию инструментов автоматического контроля за соответствием заявки формальным требованиям, в том числе с применением технологий интеллектуального анализа данных и машинного обучения.

Кроме того, запланирована модернизация информационных систем для обеспечения возможности предоставления 3D-моделей в составе заявки на изобретение, полезную модель, промышленный образец и товарный знак.

Помимо этого, до конца года мы намерены внедрить электронную подачу международных заявок на промышленные образцы в рамках Гаагского соглашения и расширить количество государственных услуг, доступных на сайте ФИПС. Сейчас через Единый портал госуслуг можно подавать запросы о предоставлении 25 услуг, через сайт ФИПС – 6 услуг.  

Продолжительность регистрационных процедур по-прежнему остается одним из самых обсуждаемых и болезненных вопросов в сфере интеллектуальной собственности. Для сокращения сроков регистрации в разное время предлагалось: отказаться от ряда действий при проверке заявок, размещать в открытом доступе заявки на регистрацию товарных знаков с целью выявления тождественных обозначений правообладателями, привлекать к патентному поиску и экспертизе заявок научные организации. Получится ли все-таки существенно сократить срок от момента подачи заявки до выдачи свидетельства и если да, то каким образом?

В первую очередь хочу отметить, что сроки рассмотрения заявок в России ниже, чем в большинстве стран мира: менее девяти месяцев для изобретений и менее восьми месяцев для товарных знаков (по итогам первого полугодия текущего года). К 2024 году мы прогнозируем сокращение сроков рассмотрения заявок по изобретениям и товарным знакам в среднем до шести месяцев. Для сравнения: в США, по данным за 2017 год, срок рассмотрения заявки составлял 24 месяца, в Японии – 15 месяцев, в Южной Корее – 10.

При этом важно понимать, что резкое сокращение срока от момента подачи заявки до выдачи охранного документа всегда несет в себе риски, так как может сказаться на качестве проведения экспертизы. Некоторые заявки – это сотни страниц, формул, схем, которые нужно не только прочесть, но и подробно изучить, определить уникальность и мировую новизну объекта. На это требуется время. Следует иметь ввиду, что не все заявители заинтересованы в быстром получении патента.

Для тех заявителей, у которых счет идет на дни, существует услуга ускоренной подготовки информационного поиска в отношении изобретений, промышленных образцов и товарных знаков – она проводится в течение 10 рабочих дней. Данная услуга позволяет сократить срок направления заявителю первой корреспонденции в рамках экспертизы и, соответственно, уменьшить время принятия решения о выдаче охранного документа до двух месяцев.

Кроме того, мы готовимся внедрить ряд новаций, в том числе те, которые вы перечислили. В частности – учет при проведении экспертизы заявок по изобретениям и полезным моделям результатов информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности, проведенных специализированной организацией. Такой подход позволит быстрее принимать решения и поможет повысить качество патентов, поскольку к информационному поиску и анализу поданных заявочных материалов будут дополнительно привлекаться профессионалы в узкоспециализированных областях науки и техники. Объединение усилий экспертов ФИПС и ученых – профессионалов в своей области поможет поставить барьер на пути принятия необоснованных решений. В ходе недавнего визита в Южную Корею обсуждали эту тему с коллегами из ведомства по интеллектуальной собственности – там такая практика существует с 1992 года. На сегодняшний день информационный поиск проводят 10 аккредитованных организаций, а срок представления ими отчета о поиске в большинстве случаев не превышает одной недели. Так что это действительно востребованный инструмент, который необходимо использовать.

Также планируем в ближайшее время перейти на полный электронный документооборот, полную автоматизацию формальной экспертизы заявок и заявлений, повысить доступность и расширить ассортимент интернет-сервисов Роспатента.

При этом хочу обратить внимание на то, что срок выдачи патента или свидетельства зависит не только от действий ведомства, но и от активности заявителя: от того, правильно ли оформлены документы, насколько быстро уплачена пошлина за регистрацию и выдачу патента (свидетельства) после получения соответствующего решения Роспатента, а также от оперативности реакции на запросы наших экспертов.

Поможет ли сократить сроки регистрации внедрение автоматизированного сервиса для проведения формальной экспертизы заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности (его создание – один из пунктов Плана мероприятий)?

Разумеется, причем мы ожидаем не только сокращения сроков, но и повышения качества экспертизы, поскольку данный проект предполагает осуществление формальной экспертизы полностью в автоматизированном режиме с внедрением технологии искусственного интеллекта. Напомню: процесс экспертизы заявок условно можно разделить на две части: формальная (проверка правильности заполнения заявки и указания в ней всех необходимых данных) и "смысловая" (например, классификация патентных документов или оценка единства изобретения). И тут наша приоритетная задача – полностью автоматизировать обе части формальной экспертизы. Такая система позволит экспертам повысить скорость и качество рассмотрения заявок.

Сейчас наши специалисты занимаются улучшением существующих сервисов проведения формальной экспертизы, добавляют функционал, предполагающий использование технологий интеллектуального анализа данных и машинного обучения.  

В прошлом году Россия ратифицировала Гаагское соглашение о международной регистрации промышленных образцов, которое Вы упоминали, в связи с чем российские заявители получили возможность регистрировать эти объекты промышленной собственности в Международном бюро ВОИС. Необходимо ли правообладателям выполнять какие-то дополнительные действия после международной регистрации промышленных образцов для предоставления им правовой охраны на территории РФ?

Гаагская система международной регистрации промышленных образцов предоставляет заявителю возможность подачи международной заявки наиболее удобным для него способом. Заявитель может направить материалы заявки в Роспатент на бумаге или воспользоваться сервисом электронной подачи заявок Международного бюро ВОИС. Однако мы рекомендуем российским заявителям направлять международные заявки через Роспатент, так как согласно постановлению Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 928 заявки на промышленные образцы, как и заявки на изобретения, должны проходить проверку на предмет наличия в них сведений, составляющих государственную тайну.

Немного о самой процедуре. При подаче заявки указываются страны, в которых испрашивается правовая охрана промышленного образца, и уплачивается единый набор пошлин в швейцарских франках. После публикации сведений в международном бюллетене ведомства стран, в которых заявитель желает получить охрану, проводят экспертизу, если таковая предусмотрена их национальным законодательством. В случае, если заявка оформлена без нарушений и промышленный образец соответствует критериям охраноспособности, заявитель, как правило, до истечения года с момента публикации сведений о заявке получает охрану промышленного образца.

Таким образом, подача всего одной заявки на одном языке может обеспечить охрану промышленного образца на территории 83 стран. Также преимуществом данной системы является то, что подать международную заявку можно без участия патентного поверенного, что позволяет заявителю значительно сэкономить свои средства.

Еще одно преимущество – простота управления полученными правами. Достаточно отразить изменения, касающиеся владельца промышленного образца в международном реестре, чтобы о них стало известно во всех странах, в которых охраняется промышленный образец.

Какие меры, по Вашему мнению, могут стать наиболее действенными для обеспечения эффективной коммерциализации интеллектуальной собственности и повышения патентной активности российских предпринимателей?

Это действительно серьезный вопрос, который требует максимальной вовлеченности всех: бизнеса, научного сообщества и государства.

В настоящий момент совместно с Минэкономразвития России и банковскими структурами мы разрабатываем в интересах развития технологических компаний механизм кредитования бизнеса под залог интеллектуальной собственности. Такая практика широко распространена за рубежом, но в нашей стране пока не получила должного развития. Однако мы видим большие перспективы такого кредитования при условии снижения процентных ставок – с помощью кредитов инновационные предприятия смогут получать оборотные средства для внедрения своих технологий и создания опытных образцов. Спрос со стороны технологических МСП на такой механизм кредитования растет, и мы будет содействовать тому, чтобы финансовый сектор как можно быстрее на него среагировал. Мы уверены, что это станет серьезным стимулом для малых инновационных предприятий, предпринимателей и изобретателей. Они поймут: не нужно продавать свое изобретение, можно самостоятельно его реализовать и заработать на собственной технологии.

Налоговые стимулы тоже крайне важны. У нас есть ряд инициатив, связанных с льготами по НДС, налогу на прибыль. Ключевой мерой, которую мы предлагаем, является сокращение налога на прибыль компании в случае реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности (за рубежом такую льготу называют "патентной коробкой" (patent box)). Инициатива подразумевает введение специального налогового режима, а именно: снижение ставки по налогу на прибыль с 20% до 5% для предприятий и организаций, получающих доход от использования и (или) отчуждения прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также для экспортеров прав на РИД.

Эта мера достаточно широко распространена в мире, что создает дополнительную конкуренцию между странами за проведение исследований и разработок на их территории, за регистрацию интеллектуальной собственности и торговлю ею с территории конкретной страны.  

Год назад Минобрнауки России с участием Роспатента подготовило законопроект, предусматривающий возможность включения в заявку на выдачу патента на промышленный образец трехмерной модели изделия в электронной форме (размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID: 01/05/07-17/00068240). Расскажите, пожалуйста, о преимуществах таких заявок.

Проект касается предоставления возможности описания объектов интеллектуальной собственности в форме цифровых, в том числе трехмерных, моделей при их государственной регистрации. Он учитывает одновременно развитие сектора больших данных и применение искусственного интеллекта на этапе экспертизы заявок.

Предполагается, что на этапе экспертизы искусственный интеллект будет сравнивать заявленную 3D-модель с уже зарегистрированными объектами интеллектуальной собственности – промышленными образцами, товарными знаками, изобретениями или полезными моделями, внесенными в реестр. На основе массива патентной информации он будет устанавливать сходство заявленного объекта с другими объектами и его отличие от них, наглядно это выделять (с помощью различных цветов) и предлагать варианты заключений. Результаты позволят усовершенствовать процесс проведения экспертизы, а один из вариантов заключений сможет использоваться как основание для принятия решения о регистрации или отказе в регистрации объекта интеллектуальной собственности.

На каком этапе находится создание открытой платформы поиска патентной информации и средств индивидуализации?

В настоящий момент подготовлена концепция создания платформы, разрабатываются функциональные и технические требования. Мы планируем – в соответствии со сроками, уставленными Планом мероприятий, – в следующем году завершить основной этап разработки платформы и уже в 2020 году представить ее широкому кругу пользователей.

Платформа патентной информации сделает удобным использование общедоступных данных о патентах и товарных знаках России. Создание сервиса позволит:

  • предоставлять сведения российским авторам и изобретателям, а также федеральным органам исполнительной власти для проведения патентной экспертизы;
  • повысить коэффициент изобретательской активности и снизить коэффициент технологической зависимости до уровня ведущих западных стран;
  • повысить качество проведения экспертизы заявок.

В ходе подготовки платформы необходимо создать новые сервисы и системы патентного поиска, основанные на искусственном интеллекте. Технологии использования нейросетей при осуществлении патентного поиска сейчас тестируются нашими специалистами.

Разработаны ли уже какие-нибудь конкретные механизмы применения технологии блокчейн в сфере интеллектуальной собственности?

В деятельности Роспатента элементы технологии блокчейн уже используются – впервые мы применили похожий алгоритм для защиты целостности последовательности записей о регистрации товарных знаков в электронном госреестре. Аналогичный подход используется и при ведении других государственных реестров.

Перспективным представляется использование блокчейна при работе с предварительными заявками, регистрации перехода права, а также размещении сведений об объектах авторского права (программ для ЭВМ, баз данных. Это вопросы мы обсуждали в рамках прошедшей в апреле конференции "Цифровая трансформация: Интеллектуальная собственность и блокчейн-технологии". Например, вы сможете заключать договоры о переходе права, используя технологию блокчейн. При этом будут выполняться обязательные проверки, и запись об этом также будет сохраняться. Это позволит значительно сократить время на регистрацию распоряжения правом в Роспатенте и в целом значительно упростит процедуру регистрации, так как все данные будут формализованы, а эксперты смогут просмотреть все записи в системе.

Какие существующие в сфере защиты интеллектуальных прав проблемы требуют, по Вашему мнению, решения на законодательном уровне в ближайшее время?

Важным вопросом является совершенствование законодательства о вознаграждении за служебные изобретения, потому что сейчас баланса в отношениях между автором и работодателем нет. В условиях дефицита специалистов в сфере интеллектуальной собственности компании часто не уделяют должного внимания выстраиванию системы справедливого вознаграждения за творческий труд. Нужно законодательно установить четкие процедуры выплаты вознаграждений за служебные изобретения, увязав их с той пользой и той прибылью, которую они приносят организации.

Также хочу отметить рассмотренный Госдумой в июле в первом чтении законопроект1 о таком новом объекте интеллектуальных прав, как географическое указание, и его соотношении с наименованием места происхождения товара (НМПТ). Предусмотренные проектом изменения позволят сделать более доступной регистрацию обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров. В частности, за счет того, что их регистрация будет возможна для широкого круга товаров. Сейчас, например, ни один федеральный орган исполнительной власти не уполномочен выдавать заключения [имеются в виду заключения уполномоченного органа власти о том, заявитель на территории конкретного географического объекта производит товар, особые свойства которого определяются характерными для этого объекта природными условиями или людскими факторами (п. 5 ст. 1522 Гражданского кодекса). – ГАРАНТ.РУ] в отношении природных драгоценных камней, лечебной грязи и ряда других товаров, которые хотят продвигать наши предприниматели, что не позволяет зарегистрировать указывающие на место их происхождения обозначения в качестве НМПТ. Предложенные законопроектом формулировки позволят обойтись без заключения ФОИВ – достаточно будет получить заключение регионального органа власти.

Среди важнейших мер – принятие Национальной программы развития сферы интеллектуальной собственности, которая должна охватить широкий круг вопросов:

  • принципы выработки государственной политики;
  • совершенствование налогообложения;
  • повышение результативности НИОКР с использованием бюджетных средств;
  • реализация проекта "Цифровой Роспатент";
  • подготовка кадров;
  • изменение процедур и принципов вознаграждения авторов за создание служебных изобретений;
  • просветительская деятельность и развитие образования в сфере интеллектуальной собственности.

Если в этих вопросах нам удастся в ближайшее время скоординировать деятельность федеральных и региональных органов власти, мы уже в среднесрочном периоде достигнем качественно нового уровня развития сферы интеллектуальной собственности в стране. Это позволит создать необходимый фундамент для инновационного прорыва и обеспечить России достойное место в числе стран – технологических лидеров.

______________________________

1 С текстом законопроекта № 509994-7 "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Документы по теме:

Гражданский кодекс Российской Федерации