Новости и аналитика Интервью Реформа технического регулирования: пять лет спустя

Реформа технического регулирования: пять лет спустя

Интернет-конференция
Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Элькина Григория Иосифовича

 

24 июля 2008 года в 10-00 часов в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялась интернет-конференция с Руководителем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Элькиным Григорием Иосифовичем.

Тема конференции: "Реформа технического регулирования: пять лет спустя".

Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-конференции - Царь Сергей Петрович ( Компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Элькина Григория Иосифовича - Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Уважаемый Григорий Иосифович, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на нашу интернет-конференцию. Тема конференции: "Реформа технического регулирования: пять лет спустя".

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

Одним из направлений деятельности данного федерального органа является осуществление контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов, а также государственного метрологического контроля и надзора.

Техническое регулирование является одним из приоритетных направлений повышения конкурентоспособности отечественной продукции, модернизации промышленности, обеспечения безопасности продукции и процессов ее производства, защиты внешнеэкономических интересов страны в условиях подготовки по присоединению к Всемирной торговой организации.

Эффективно функционирующая национальная система осуществления государственного контроля и надзора в сфере технического регулирования на территории Российской Федерации позволяет развиваться обществу и экономике, обеспечивает защиту потребительского рынка, снижает риски техногенных катастроф, способствует внедрению новых технологий и снижению технических барьеров в торговле.

Для решения указанных задач были приняты следующие нормативные правовые акты: Федеральные законы "О техническом регулировании", "Об обеспечении единства измерений", "О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и т.д., в которых были заложены нормы по проведению государственного контроля (надзора) и дополнительные требования по отдельным вопросам в сфере технического регулирования.

В ходе интернет-конференции планируется провести разъяснения и проанализировать особенности развития национальной системы осуществления государственного контроля и надзора в сфере технического регулирования; дать правовую оценку принятия указанных выше Федеральных законов, а также изменениям, вносимым в Федеральный закон "О техническом регулировании".

На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответит Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Элькин Григорий Иосифович.

К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.

 

 

Ведущий: Маркова Елена Анатольевна из Ленинградской области спрашивает, какова в настоящий момент основная цель работы Ростехрегулирования в части осуществления контроля за сферой технического регулирования, и какие задачи для ее достижения необходимо поставить и решить?

Элькин Г.И.:

Техническое регулирование - достаточно большая сфера. Начиная отвечать на вопрос, попробую определить, что же такое техническое регулирование. Техническое регулирование – это нетарифное регулирование, которое состоит из двух больших частей. Первая часть, ее в мире называют техническое нормирование, - это установление обязательных и добровольных норм, в первую очередь, для продукции. Обязательные нормы обеспечивают безопасность продукции, а добровольные нормы гораздо шире, чем обязательные нормы, и они касаются разных характеристик продукции, в том числе характеристик качества, конкурентоспособности продукции. Вторая часть технического регулирования – это система контроля за исполнением обязательных норм. В добровольной сфере тоже существуют разные системы контроля добровольного плана, но государство в данном случае берет на себя ответственность контролировать исполнение обязательных норм, которые обеспечивают безопасность продукции. Если формально рассматривать функции Федерального агентства в области технического регулирования, то это ведение множества регистров, реестров, информирование заинтересованных сторон о разработке технических регламентов, о разработке стандартов и много-много функций, которые связаны с тем, чтобы предоставлять нашим гражданам информацию, необходимую для осуществления взаимодействия с рынком. Наш сайт (www.gost.ru), наверное, является одним из самых посещаемых сайтов государственных органов, и вы можете на нем найти множество информации. Например, вы помните, когда вводились новые ограничения, так называемые Евро-2 для автомобилей. У нас на сайте вы можете найти исчерпывающую информацию об этом. Это особенно важно для тех, кто покупает автомобили за рубежом, напрямую готовится к этому приобретению. Я всегда рекомендую, прежде чем поехать за рубеж для приобретения автомобиля, внимательно ознакомиться с таблицами, которые есть у нас на сайте для того, чтобы не возникли проблемы. С другой стороны мы занимаемся контролем и надзором за исполнением требований стандартов, которые еще являются обязательными до выхода технических регламентов. На нас возложены функции по контролю и надзору за принятым техническим регламентом в области топлива, бензина, который должен вступить в силу осенью.

 

Ведущий: Спасибо. Давайте перейдем к следующему блоку вопросов, касающихся регулирования в области стандартизации, а также применения технических регламентов. Алина Витальевна из г. Ростов-на-Дону интересуется. В связи с чем в России отказываются от системы ГОСТов, обеспечивавших высокое качество товаров в пользу сомнительных техрегламентов, которые отнюдь не повышают конкурентоспособность отечественных товаров, а за счет снижения эффективного административного контроля приводят к тому, что на отечественном рынке сейчас так много далеко небезопасной продукции?

Элькин Г.И.:

Наше государство за последние 15-20 лет полностью перешло от ситуации, когда вся промышленность была государственная, к ситуации, когда львиная доля промышленности стала находиться в частных руках. И ранее государство, фактически имея в своих руках всю промышленность, отвечало за безопасность продукции, которую промышленность выпускала на рынок. А если говорить о конкурентоспособности, то государство конкурировало с самим государством. Одновременно государство занималось и надзором за всеми показателями. И система нормирования была выстроена таким образом, что нормировались и контролировались как показатели безопасности, так и показатели качества продукции. Но многие, наверное, не помнят, что в государстве была большая компания, которая называлась одним словом "государственная приемка". Эта компания была направлена на кардинальное повышение качества продукции выпускаемой отечественной промышленностью и занималась контролем в стране. То есть на каждом предприятии вводилась государственная приемка продукции, появлялся руководитель государственной приемки, это такой достаточно высокого уровня чиновник. И на каком-то этапе в государстве это дало результаты, но дальше надо подумать, какой ценой все это доставалось. Ведь нужно было понять, что затраты государства на контроль и надзор начинают вдруг превышать тот эффект, который может это принести. Ситуация сильно изменилась, промышленность у нас перешла в основном в частные руки. И возник вопрос, правильно ли государству контролировать огромное количество показателей, в том числе показатели качества и конкурентоспособности продукции? Больше всего в мире говорят о конкурентоспособности продукции. На рынке употребляются разные уровни качества. Главное, чтобы продукция была конкурентоспособной и потреблялась. Это очень важно для самого производителя. И в развитых странах государство контролирует и осуществляет надзор за безопасностью продукции. Таким образом, государство имеет возможность сконцентрировать свои силы. А силы в государстве, даже в таком большом и мощном как Россия, достаточно ограничены и их нужно использовать эффективно, сконцентрировать эти силы над важнейшим вопросом обеспечения безопасности продукции, возложив вопросы конкурентоспособности продукции, в первую очередь, на самого производителя. Государство, помимо осуществления контроля на рынке, должно решать вопросы не введения потребителя в заблуждение. То есть если производитель заявляет какие-то потребительские качества продукции, а на самом деле продукция не соответствует этим потребительским качествам, это является введением потребителя в заблуждение. Именно эти вопросы государство берет на себя, а вопросы конкурентоспособности и качества оставляет на рынке. Производители, конкурируя между собой, должны бороться. При этом реформирование технического регулирования - одна из основных идей, повышение ответственности производителей. В государстве, когда вся промышленность была государственная, ответственность строилась по государственной вертикали. Когда мы перешли к рыночной экономике, ответственность производителя оказалась не очень высокой. И нам постепенно эту ответственность перед потребителем надо повышать. Кроме этого хочу сказать, что за последние годы сформировались достаточно мощные и влиятельные общественные организации производителей. К сожалению, общественно видных и сильных организаций потребителей у нас в государстве пока не сформировалось. А техническое регулирование - это всегда процессы, которые происходят на фоне заинтересованного диалога между производителем и потребителем.

 

Ведущий: Спасибо. Перейдем к следующему вопросу. Какая работа проводится по актуализации действующего фонда стандартов? В каком соотношении находится инвестирование со стороны бюджета и бизнеса, какие меры необходимы, чтобы создать благоприятные условия для вложения бизнесом денег в стандартизацию? И нужно ли это?

Элькин Г.И.:

Стандартизация – важнейший инструмент, несмотря на то, что в результате реформы технического регулирования требования стандартов станут добровольными. В нашей законодательной базе прямо записано, что наши национальные стандарты, международные стандарты являются основой для разработки технических регламентов. Одновременно стандарты играют большую роль для исполнения самих технических регламентов, несмотря на то, что требования в стандартах должны стать добровольными. Кроме этого, у стандартизации имеется много других задач, не связанных напрямую с вопросами обеспечения технических регламентов и обеспечения безопасности продукции. Эти вопросы связаны с унификацией продукции, с охраной труда, другими задачами стандартизации. Из разных независимых источников хочу назвать цифры, благодаря которым можно проследить, как развивается стандартизация, является ли стандартизация эффективным механизмом. Так, совокупный эффект от проведения стандартизации составляет до 1% ВВП. Это достаточно важно для повышения валового продукта. В 2003 году, когда вступил в силу Федеральный закон "О техническом регулировании", к сожалению, многие заняли позицию, что технический регламент заменит национальные стандарты, и национальных стандартов практически не будет. Подробную информацию можно было прочитать в прессе. Это довольно негативно сказалось на состоянии российской стандартизации. Но в последние годы все больше и больше внимания уделяется национальным стандартам, развитию национальной стандартизации, гармонизации наших стандартов с международными, укреплению позиции России в международных организациях по стандартизации. В результате это выливается в то, что разрабатывается больше стандартов, государство выделяет значительные средства на разработку стандартов. Промышленность, которая ориентирована не только на внутренний, но и на внешний рынок, отдает предпочтение стандартизации. Так как без стандартов очень тяжело работать на открытом рынке. И хочу сказать, что количество разрабатываемых за год стандартов увеличивается. И уже к 2009 году мы хотим разработать более тысячи стандартов. Хочу отметить, что в самые тяжелые периоды, где-то в 2003 году, страна разрабатывала порядка 300 стандартов, и даже меньше, в год – это очень мало. Должно разрабатываться порядка 2 тысяч стандартов в год для того, чтобы наш фонд обновлялся нормальными темпами. Сейчас ситуация меняется. Единственное, она меняется несколько односторонне. Финансирование со стороны государства, как я уже сказал, возрастает. Интерес к стандартизации возрастает, национальная стандартизация становится более востребованной. Однако, для того, чтобы стандартизация была здоровая, нужно, чтобы промышленность принимала активное участие в разработке стандартов. Первым признаком такого участия является инвестирование средств в разработку стандартов. Причем, чаще всего, в развитых странах это не выделение денег на разработку стандартов, а непосредственно участие в стандартизации своими знаниями, то есть участие в разработке стандартов. И хочу сказать, что бюджеты национальных органов по стандартизации развитых стран во многом состоят из инвестиций промышленности. Передовые российские предприятия, занимающиеся экспортом продукции, начинают работать в этом направлении. Стандарты разрабатываются в технических комитетах. Мы объединяем блоки технических комитетов под так называемыми межотраслевыми советами по стандартизации, где активное участие принимает промышленность. Ситуация потихоньку меняется. Государство должно создать стимулы для того, чтобы промышленность повернулась в сторону стандартизации быстрее. Среди таких стимулов мы предполагаем создание налоговых льгот для организаций, которые инвестируют свои средства в стандартизацию. Для этого мы предлагаем, чтобы работы по стандартизации, входили в себестоимость продукции. Это был бы значительный стимул для промышленности. Не так просто вносить изменения в законодательство, включая Налоговый кодекс РФ, но тем не менее, мы над этим работаем, работаем совместно с промышленностью, которая поддерживает эти идеи. Я надеюсь, что нам удастся достичь результата, и создать стимулы для участия промышленности в стандартизации.

 

Ведущий: Большое спасибо. Перейдем к следующему вопросу. Одним из приоритетных направлений в настоящее время для России являются нанотехнологии. Для того, чтобы нанопродукция была надежной, конкурентоспособной и безопасной, необходимы стандартизация и сертификация нанопродукции и процессов. Что делается в этом отношении Вашим агентством?

Элькин Г.И.:

Вопросам развития нанотехнологий государство уделяет сейчас очень большое внимание, стимулируя развитие нанотехнологий, в том числе, и бюджетным финансированием. Те работы, которые ведутся в рамках нанотехнологий, и особенно те работы, которые стимулируются государством, должны приносить конкретный результат. И в целях развития нанотехнологий в августе 2007 года Правительством РФ была принята Целевая программа развития инфраструктуры наноиндустрии РФ на 2008-2010 годы. В рамках этой программы Федеральное агентство определено государственным заказчиком по направлению развития методической составляющей инфраструктуры наноиндустрии. Какие направления сюда входят? Сюда, в первую очередь, входят метрологическое обеспечение наноиндустрии. Дело в том, что за последние 20-30 лет, сейчас впервые принята позиция о том, что прежде чем разработать, нужно научить измерять. Это очень важно. Поэтому сейчас мы активно ведем работы по созданию метрологического обеспечения для наноиндустрии. Но эта задача очень непростая. И еще очень трудно определить те направления, где надо измерять. Если измерять в области наноизмерений все, можно потратить очень много средств и получить небольшой эффект. Поэтому сейчас мы в первую очередь работаем над тем, чтобы совершенно четко сформулировать измерительные потребности нашей наноиндустрии. И только после этого заняться такими направлениями в нанометрологии, чтобы попасть именно в те точки, где будут активно развиваться наши технологии, где мы ожидаем появления продукции с новыми качествами. В этом направлении мы очень тесно работаем со всеми участниками процесса развития нанотехнологий в нашей стране, со всеми головными организациями, в первую очередь с Курчатовским институтом, с корпорацией Роснанотех. Очень близко к этому – разработка нормативной базы для нанотехнологий, то есть стандартизация в области нанотехнологий. И третье крупное направление - вопросы оценки соответствия, безопасность нанотехнологий, безопасность нанопродукции, методы контроля за безопасностью нанопродукции. Сюда входят вопросы как нормативной базы, которая направлена на безопасность нанопродукции, нанотехнологий, так и методы, которые входят в понятие государственный контрольный надзор, подтверждение соответствия, то есть декларирование, сертификация, испытания. В этом направлении, да и в метрологии тоже, мы задействовали наших ученых, наших специалистов, стараемся учитывать то, что наработано в мире в этом направлении для того, чтобы не повторять ошибок, которые допустили другие страны, которые занимаются нанотехнологиями. Еще раз повторюсь, что эта программа принята только в 2007 году и в настоящее время является важным направлением деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

 

Ведущий: Спасибо большое. Как в целом Вы оцениваете качество проектов технических регламентов, будут ли они эффективно работать или с течением небольшого временного промежутка потребуют изменений, как, наверное, ГОСТы, существующие в настоящее время в России?

Элькин Г.И.:

Дело в том, что мы очень часто обсуждаем, что происходит в нашей стране, какой путь наша страна прошла за последние годы, и очень часто для себя это как-то не оцениваем. В России вообще принято критиковать, как мы живем и как мы двигаемся вперед. И очень часто мы не оцениваем тот путь, который нам удается пройти за короткое время. Техническое регулирование в настоящее время реформируется. Это очень современная система технического регулирования, и во многом мы взяли эту систему из Европейского союза. С одной стороны, система очень современная, с другой стороны техническое регулирование в Европейском союзе формировалось десятилетиями. Мы пытаемся пройти этот путь очень быстро. Мало того, я не знаю, часто ли многие замечают то, что мы пытаемся внести еще более демократичные принципы в разные области, в том числе и в техническое регулирование. Например, для того, чтобы более объективно разработать обязательные технические требования, Федеральный закон "О техническом регулировании" позволяет разрабатывать технические регламенты не только представителям власти, но и гражданам, юридическим, физическим лицам, которые разработав проект технического регламента, могут принести его в Государственную Думу РФ, где данный технический регламент будет рассматриваться. Появилось и рассматривается огромное количество проектов, документов в области технического регулирования. При этом техническое регулирование - это та область, где сталкиваются интересы производителей и интересы потребителей. Многие интересы являются объективными. Например, сделать свое производство наиболее эффективным, снизить затраты, сделать большую прибыль, то есть большую разницу между затратами и ценой, и сделать это фактически любыми путями, иногда добросовестными, иногда недобросовестными. С другой стороны, в интересах потребителя, чтобы продукция была безопасной и качественной. Задача государства защитить и обеспечить рынок, чтобы он был безопасный. И все вместе сочетается в техническом регулировании, в разработке технических регламентов. Хорошо это или плохо, что мы в нашей стране решили дать всем возможность высказаться на эту тему? Думаю, что с точки зрения сроков разработки технических регламентов это не очень хорошо, потому что над каждым техническим регламентом идут битвы, потому что сталкиваются все эти интересы. И государство не определило, у кого есть приоритеты. Высказываются все. И очень часто позиции Правительства РФ и позиция производителя расходятся. Правительство исходит из того, что нужно защитить интересы потребителя более сильно. Производитель исходит из своих интересов. Все это не способствует скорости, но, наверное, способствует объективности. Тем не менее, могу сказать, что состояние качества проектов технических регламентов пока не очень удовлетворительное. Причиной этому являются дискуссии о том, что представляют собой технические регламенты, которые ведутся с 2003, 2004 годов. Это стало происходить не так давно, с весны прошлого года, когда были приняты изменения к Федеральному закону "О техническом регулировании", которые более четко определили, что такое технический регламент, взаимоотношения технического регламента и стандарта, лучше прописаны так называемые "принципы нового подхода". Это также касается взаимодействия технического регламента и стандартов. И в более правильном направлении стали происходить эти дискуссии. И сейчас, на мой взгляд, порядка полутора десятка технических регламентов находится в очень хорошем состоянии. И я надеюсь, что они в ближайшее время будут приниматься, причем это довольно социально значимые регламенты. Например, мы участвовали в разработке двух технических регламентов, которым достаточное внимание уделяло Правительство. Это проекты технических регламентов, касающиеся мяса и мяса птицы - актуальная тема. И эти довольно социально значимые регламенты находятся в хорошем состоянии. Из других технических регламентов, в разработке которых принимало участие Федеральное агентство либо наши институты, можно назвать технический регламент по безопасности низковольтного оборудования. Это очень большой технический регламент, касающийся большой группы продукции. Порядка полутора, двух десятков технических регламентов находится в разработке, и сейчас ведется довольно большая работа по приведению в порядок большого блока технических регламентов. Хочу сказать, что в технических регламентах одной из проблем является недостаточная методическая база для разработчика технических регламентов. Министерство промышленности и торговли - это основная организация, которая у нас в стране координирует работы и является ответственным федеральным органом исполнительной власти по разработке технических регламентов и вообще по реформе технического регулирования. И я думаю, что ситуация с этой методической базой в ближайшее время улучшится. Правительство выделяет ориентиры, какие технические регламенты должны быть разработаны в ближайшее время. Мы предлагаем выпустить как ориентир комплексную программу о том, какие технические регламенты должны быть разработаны. Но эта не программа, которая финансируется государством, потому что часть технических регламентов разрабатывается и будет разработана в инициативном порядке.

 

Ведущий: Спасибо большое. Я надеюсь, наши пользователи получили исчерпывающий ответ по поводу технического регламента. И следующий вопрос от Татьяны Валерьевны из Санкт-Петербурга. Скажите, пожалуйста, государственные стандарты и иные нормативно-технические документы (СНиПы, СанПиНы, и др.) не формируют единую систему технических требований, поскольку в ряде случаев, основаны на разной методологии определения требований, содержат противоречия между документами разного характера, провоцируют несоблюдение содержащихся в них требований. Планируется ли в будущем сделать единую систему технических требований по разработке продукции более высокого качества?

Элькин Г.И.:

Во-первых, прямо говорить о том, что у нас все основано не на единой методической базе, не совсем верно. Раньше у нас было много видов документов: это не только государственные стандарты, но и санитарные, пожарные, строительные нормы и правила и т.д. Сейчас Федеральный закон "О техническом регулировании" во многом сузил эти виды документов. Национальные стандарты используются в обеспечение технических регламентов. И введено понятие "своды правил". "Своды правил" – это документы, которые по своему содержанию не являются стандартами, и в большей степени содержат требования к определенным процессам, процедурам и т.д. И многие виды документов в результате реформы технического регулирования будут приведены к этим типам документов. При этом, хочу сказать, что соотношение сводов правил и стандартов в обеспечении технических регламентов говорит о том, что свод правил разрабатывается только в том случае, если отсутствует национальный стандарт на эту тему. То есть реформа технического регулирования предусматривает некоторое организационное упорядочение всей действительно довольно красочной системы норм. Кроме этого, хочу сказать, что как стандарты, так и другие документы, санитарные нормы, строительные нормы и т.д., становятся добровольными. Для того, чтобы исполнить технический регламент, производитель может выбрать два пути. Забегая вперед, скажу о том, что для каждого технического регламента должен быть опубликован перечень национальных стандартов и сводов правил, исполнение которых точно приведет к тому, что требования технического регламента будут исполнены. Первый путь – взять этот перечень и исполнить требования, которые находятся в документах из этого перечня. Это означает, что производитель тем самым исполнит требования технического регламента. Но есть и другой путь. Можно взять и разработать собственные нормативные документы. Например, вы хотите производить продукцию по другой технологии. Вы хотите производить, может быть, по более экономичной технологии; может быть, вы хотите производить продукцию с другими характеристиками и использовать, в том числе, и другие нормативные документы, которые вы сами разработали; вы можете взять международные документы или какие-то более передовые документы; и тогда вы имеете возможность производить такую продукцию. Но уже сами доказываете, что данная продукция соответствует техническому регламенту. Например, имея в своей структуре какие-то аккредитованные лаборатории, заручившись мнением экспертного сообщества и т.д. То есть быть уверенным, что другим путем вы исполняете требования технического регламента. И это позволяет вам, в том числе, не использовать стандарты и своды правил в том случае, если документы, по вашему мнению, плохо совмещаются с вашим производством, и вы для себя строите какой-то более оптимальный путь.

 

Ведущий: Григорий Иосифович, спасибо за ответ. Давайте перейдем к следующему блоку вопросов, касающихся законотворчества в сфере технического регулирования. Лавров Юрий из Москвы утверждает. Основной предпосылкой принятия ФЗ "О техническом регулировании" было снижение административных барьеров и исключение ведомственного нормотворчества. Закон принят, а все осталось по-прежнему: административные барьеры и не прозрачная система установления взаимоотношений контролирующих органов со стороны государства и представителей бизнеса. Скажите, пожалуйста, как Вы и Ваше ведомство решает эти вопросы?

Элькин Г.И.:

Это постоянный диалог в нашем государстве. И все мы сталкиваемся с тем, что в общем административные барьеры достаточно велики. И я, как чиновник, в каких-то областях своей жизни с этим сталкиваюсь точно также. Следовательно, большая задача каким-то образом преодолеть эти барьеры. Можно ведь взять и сказать, что прекращаем все контролировать. Однако все мы ходим в магазин и покупаем продукты, понравится ли это нам как потребителям, как посетителям магазина? Думаю, что не очень. Когда, говорят о цели реформы технического регулирования, всегда забывают одну очень важную вещь - повышение ответственности производителя. И мы должны многие вопросы переносить в суд, мы должны использовать методы, которые позволили бы потребителю, которому нанесен ущерб, достаточно с небольшими затратами своего времени, энергией, средств, возмещать этот ущерб. И все это очень комплексная и сложная задача. Что на самом деле делается в Федеральном агентстве? Федеральное агентство в части осуществления контрольно-надзорных функций полностью руководствуется законодательством Российской Федерации. Мы готовим предложения для Министерства промышленности и торговли РФ в области замещения сертификации по ряду видов продукции декларированием продукции. А декларирование продукции - это когда производитель декларирует о том, что его продукция безопасна, и после этого на рынке производится уже надзор. К сожалению, мы это делаем и движемся в этом направлении недостаточно быстро. В основном нас ругают производители о том, что мы где-то не делаем то, что можно было делать. Например, нас сильно ругают в том, что мы расширили в чем-то перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации. Я сейчас очень внимательно разбираюсь с этим вопросом, там порядка 10-15 позиций, подлежащей обязательной сертификации. Минпромторговли вносит предложение в Правительство РФ. Правительство принимает список продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларированию. Хочу подчеркнуть, что это очень малое количество позиций. Действительно ли объективно необходимы формы такого рыночного контроля или нужно убрать такие позиции? Хочу сказать, что это движение должно быть очень осознанное, осознанное еще с точки зрения и ответственности. По этой части хочу сказать, что в ближайшее время решение будет принято по объективности этой ситуации. Но с другой стороны, также должно происходить повышение ответственности производителя. Сейчас штрафы за нарушение требований стандартов, за нарушение требований технических регламентов минимальны. Смотрите, мы вводим с вами технический регламент по бензинам, а за нарушение этого технического регламента штрафы составляют десятки тысяч рублей. Вы можете представить объем денег, который поступает недобросовестным продавцам, недобросовестным производителям за нарушение технического регламента, например, за разбавление бензина и т.д., а штраф составляет десятки тысяч рублей. То есть одновременно нужно повышать ответственность. И мы, безусловно, будем и дальше работать над тем, чтобы снижать административные барьеры, будем готовить мероприятия на эту тему, но тем не менее одновременно должны проводиться мероприятия по повышению ответственности. Если мы сделаем сбалансированную ситуацию, когда ответственность станет для производителя значимой, наши суды заработают. Начнут работать современные методы, такие как страхование ответственности. Для того, кому нанесен ущерб, смог бы получить компенсацию. И ситуация в целом будет сбалансирована, рынок не будет становиться у нас более опасным, и барьеры будут снижаться более объективно.

 

Ведущий: Спасибо большое. Давайте перейдем к следующему вопросу. Скажите, пожалуйста, будут ли вноситься изменения в Федеральный закон "О техническом регулировании", связанные с системой подтверждения соответствия? Интересуется Ирина Витальевна из города Москвы.

Элькин Г.И.:

Сейчас обсуждается целый ряд изменений, которые необходимо внести в законы, исходя из практической работы в новых условиях. И эти изменения отчасти касаются и подтверждения соответствий. В первую очередь, в предложениях, которые сейчас обсуждаются, существует часть предложений, касающихся реформирования системы аккредитации. Аккредитация, для тех, кто не знает, – процесс подтверждения компетентности организаций, которые работают на рынке, назову его подтверждением соответствия. Таким образом, это органы по сертификации, испытательные лаборатории и т.д. И в данный момент этот рынок работает неудовлетворительно, с этим, наверно, и вы сталкиваетесь и знаете об этом. Довольно много существует недобросовестных органов по подтверждению соответствия. На рынке действуют поддельные сертификаты. Мы недавно проводили такой целенаправленный контроль за органами по сертификации, которые выдают сертификаты в области автомобильного транспорта, по экологичности автомобильного транспорта. Результаты, в общем, неважные. Из 10 проверенных органов по шести органам мы аннулируем области аккредитации. То есть, отзываем возможность работать на этом рынке органов по сертификации за значительные нарушения. Это значит, что сертификация работает неудовлетворительно, поэтому и ставится вопрос о реформировании аккредитации, как одного из механизмов допуска на этот рынок. Есть предложения по изменению, по ужесточению целого ряда принципов допуска на этот рынок. В данном случае мы пользуемся и международной практикой, чтобы не нарушить принципы, которые определены в разных документах, связанных с ВТО. Но это только одно из изменений, которые сейчас обсуждаются в списке изменений. Второе изменение касается повышения информированности, в том числе, и нашего населения о работах по подтверждению соответствия. Хотя эти изменения в основном касаются подтверждения соответствия, там довольно много штрихов, которые мешали работать в это время, в том числе, и в вопросах подтверждения соответствия.

 

Ведущий: Спасибо большое. Давайте перейдем к следующему вопросу. За последнее время внесено достаточно много изменений в законодательство о техническом регулировании. Возникает вопрос, почему потребовалось проводить реформу технического регулирования и вносить столь значимые изменения в данной области? На достижение каких целей направлена реформа технического регулирования в Российской Федерации?

Элькин Г.И.:

Вернусь к началу нашей конференции и совсем коротко отвечу. С одной стороны, у нашего производителя не должны быть связаны руки в плане инноваций. С другой стороны, для нашего производителя необходимо устранить те барьеры, которые мешают работать. И с третьей стороны, государство должно эффективно защитить рынок. В первую очередь, необходимо защитить рынок от опасной продукции, а нашего потребителя от того, чтобы его вводили в заблуждение. Кроме этого, направлен на защиту нашей экологии и решение других вопросов, за которые государство отвечает перед своим населением. Вопросы конкурентноспособности продукции необходимо переложить на плечи производителя – это основные тезисы реформы. Переходя к рыночной экономике, безусловно, мы должны были менять систему технического регулирования. Еще раз подчеркну, в Советском Союзе существовала государственная промышленность, государство отвечало за все вопросы, включая конкурентноспособность в промышленности, и контролировало практически весь спектр показателей, которые касались безопасности, конкурентноспособности и т.д. И тратило на это огромные ресурсы. Сейчас производитель сам должен бороться за то, чтобы его продукция была конкурентноспособной.

 

Ведущий: Спасибо за ответ. И следующий вопрос. Каково Ваше отношение к предложению о замене государственного контроля в сфере технического регулирования на добровольное страхование ответственности за причинение вреда вследствие потребления некачественных товаров и услуг? Насколько это реально по Вашему мнению?

Элькин Г.И.:

Я бы не сказал, что это замена. Я уже сказал, что система должна быть сбалансированной. Вопросы страхования ответственности повышают ответственность, в том числе, и производителя, и органа, который занимается подтверждением соответствия. Вот я, например, в первую очередь, выступаю за то, чтобы в достаточно короткие сроки ввести страхование ответственности органов, которые работают на рынке обязательного подтверждения соответствия для того, чтобы повысить объективность их работы. Приведу пример, купили недоброкачественную обувь, и в результате нанесли ущерб своему здоровью, и надо получить очень быстро компенсацию через страховые компании. Затем начали работать судебные органы, страховая компания начала судиться с органом по сертификации, который почему-то выдал неправильный сертификат. А орган по сертификации, если он прав, начал судиться с производителем, потому что тот ему представил не те образцы, которые предлагает на рынке и т.д. Поэтому страхование ответственности дополняет во многом методы контроля и надзора, которые существуют. И говорить прямо о замене, на самом деле, не правильно. Нужно говорить о том, что метод страхования ответственности в первую очередь, повышает эффективность этого механизма, потому что повышает ответственность, как производителя, так и органа, который работает в области подтверждения соответствия, а аткже минимизирует затраты потребителя на возмещение ущерба.

 

Ведущий: Спасибо Вам большое. И позвольте задать последний вопрос. Каким образом Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет взаимодействие с международными организациями качества? И с какими из них складывается наиболее плодотворное сотрудничество? То есть, можно поговорить немножко о мировом опыте в области технического регулирования.

Элькин Г.И.:

Государство в последнее время все больше снимает с себя в значительной степени контроль качества продукции и контроль за производителем. Тем не менее, хочу сказать, что практически все развитые государства создают стимулы для того, чтобы росла конкурентоспособность и качество продукции, производимой в этих государствах. И наша страна не исключение, хотя во многом в последние годы вопросы стимулирования развития качества и конкурентоспособности выпали из поля зрения государства. Тем не менее, сейчас государство все больше и больше внимания уделяет вопросам стимулирования. И у нас в государстве, например, активно функционирует Правительственная премия в области качества, это важнейший механизм, который позволяет предприятиям соревноваться. Причем, хочу подчеркнуть, что это так же касается взаимодействия и с международными организациями. Требования, которые в рамках этой премии сформулированы, процедуры, которые функционируют в рамках отбора кандидатов, подведения итогов премии, они гармонизированы с международными премиями в области качества. И для того, чтобы работать тесно со всем миром в вопросе повышения качества и конкурентоспособности продукции, мы активно взаимодействуем с международными организациями. Наиболее тесные контакты у нас складываются с Европейской организацией качества. Мало того, хочу сказать, что последние годы Президентом Европейской организации качества являлся российский гражданин и мало того скажу, что даже Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, представляя Россию в этой организации, во многом занималось лоббированием российского кандидата на должность Президента. Это очень почитаемая, имеющая большие традиции организация в Европе. На последней генеральной сессии был избран новый Президент, представитель из Австрии. И, тем не менее, наш вес в этой организации достаточно высок, и наши специалисты в области качества весьма авторитетны. Одновременно мы работаем с Европейским фондом по качеству, это немножко разные организации. Если в Европейской организации по качеству представлены страны, то в Европейском фонде представлены компании, то есть он состоит из компаний, в который входят не просто компании, а ведущие мировые компании. У нас в стране есть целый ряд организаций, которые аккредитованы на проведение работ, например, на подготовку экспертов в области качества. И, кстати говоря, международные эксперты участвуют в подведении итогов нашей премии в области качества. На мой взгляд, в ближайшем будущем государство будет стараться не контролировать, а создавать все больше стимулов для развития конкурентоспособности и качества российскими производителями.

Ведущий:

Спасибо большое. Если у присутствующих в зале СМИ есть вопросы, то вы можете их задать.

 

Фомичева Анастасия, Информационное агентство РБК: В сентябре в Государственной Думе будет рассматриваться регламент по кондитерской продукции в первом чтении, известно, что там есть какие-то несогласия с производителями. Хотелось бы узнать Вашу позицию, и их содержание.

Элькин Г.И.:

Это инициативный технический регламент. То есть он не разрабатывался федеральными органами. Там ведется обсуждение целого ряда вопросов, в том числе, и включается вопрос, связанный с подтверждением соответствия, по которому мы выступили с целым рядом предложений.

Вопрос:

А чья была инициатива?

Элькин Г.И.:

Вы знаете, по-моему, это как раз одно из общественных объединений, связанных с производством кондитерской продукции, если я не ошибаюсь.

 

Оксана, РИА-Новости: Не могли бы Вы подсказать, какие сейчас готовятся техрегламенты, что они в себе содержат и будут ли введены какие-либо ужесточения на рынке в связи с их принятием?

Элькин Г.И.:

Каких-либо видимых ужесточений на рынке не предполагается. Давайте, я попробую привести наиболее, на мой взгляд, значимые регламенты. Например, сейчас готовится технический регламент, в правительственной программе он называется "Об этикетировании и маркировке пищевой и непищевой продукции". Хочу сказать, что тут есть коллизия. Дело в том, что существует единые принципы маркировки пищевой продукции и довольно разные принципы маркировки непищевой продукции. Приведу простой пример: вся электро-техническая продукция имеет одни принципы маркировки, а например, одежда имеет другие. То есть в каждой области свои принципы. Но маркировка пищевой продукции – это очень важная вещь. И в данном случае существуют два проекта технических регламентов. Один подготовлен Правительством РФ, другой подготовлен в Государственной Думе. Сейчас готовится скоординированный технический регламент об этикетировании и маркировке пищевой продукции. И я считаю, что он решит очень много вопросов для нас, как для потребителей. Этот технический регламент в значительной степени гармонизирован с европейской директивой о маркировке пищевой продукции, поэтому, во-первых: снимается во многом барьер и дополнительные затраты с производителя, а с другой стороны, мы будем лучше друг друга понимать, и европейские принципы маркировки придут и на наш рынок. Мы в последние годы разучились понимать, что на продукте написано. У нас на прилавках находится довольно много продукции, в том числе и генно-модифицированной. Не хочу сказать, что это продукция опасная, но, например, как потребитель, я бы для себя хотел знать покупаю я продукцию генно-модифицированную или без участия генно-модифицированных компонентов и т.д. Например, для промышленности готовится к выпуску весьма значимый регламент – о безопасности машинного оборудования. Это горизонтальный регламент, который распространяется на весьма широкий круг продукции. И под этим техническим регламентом так же будет разработан целый ряд более конкретных вертикальных технических регламентов. Довольно много регламентов находится в разработке или в последней стадии принятия. Проходит последние стадии и в самое ближайшее время будет принят Технический регламент о безопасности зданий и сооружений – важнейший технический регламент, о котором очень много говорят.

Ведущий:

Спасибо большое! Хочу поблагодарить Вас за то, что нашли время приехать к нам, и пожелать Вам успехов в Вашей нелегкой деятельности. Интернет-конференция организована информационным агентством ГАРАНТ при участии журнала "Законодательство". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Читать ГАРАНТ.РУ в и