Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Может ли муниципальный заказчик увеличить цену контракта по результатам экспертизы за пределами срока действия контракта и произвести расчет с подрядчиком?

Может ли муниципальный заказчик увеличить цену контракта по результатам экспертизы за пределами срока действия контракта и произвести расчет с подрядчиком?

В августе 2023 года заключен муниципальный контракт на строительство спортивного объекта на сумму 212 млн руб. Срок действия муниципального контракта до 30 декабря 2023 года, а по неисполненным обязательствам - до полного их исполнения. Строительство завершено с нарушением сроков в феврале 2024 года. Объект введен в эксплуатацию.
В ходе исполнения контракта сметная стоимость строительства, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену контракта. Может ли муниципальный заказчик увеличить цену контракта по результатам экспертизы за пределами срока действия контракта и произвести расчет с подрядчиком?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

На наш взгляд, в приведенной ситуации основания для внесения изменений в условие контракта о цене отсутствуют.

Обоснование позиции:

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий, в том числе цены контракта, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Такие случаи предусмотрены ч. 1 ст. 95 и ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Возможность изменения при исполнении контракта стоимости выполняемых работ, используемых при их выполнении материалов (оборудования), а также цены муниципального контракта предусмотрена Законом N 44-ФЗ лишь для некоторых случаев. Такое изменение возможно, например, на основании п. 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ*(1), и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ возможно изменение любых существенных условий контракта, в том числе его цены, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение строительных работ, цена которого составляет или превышает установленный Правительством РФ предельный размер цены контракта, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Здесь отметим, что ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ позволяла применять положения нормы п. 8 ч. 1 ст. 95 заключенным на срок менее одного года, этого Закона в 2021-2023 годах и к контрактам, предметом которых являлось выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в случаях и порядке, которые были установлены Правительством РФ в постановлении Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 (далее - Постановление N 1315) для федеральных заказчиков, указанных в приложении к этому постановлению. При этом в п. 3 Постановления N 1315 высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, местным администрациям было рекомендовано самостоятельно принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд соответственно. Отдельно отметим, что согласно абзацу шестому подп. "а" п. 2 Постановления N 1315 корректировка условий контракта в соответствии с указанным постановлением допускалась при условии, что контракт заключен до 31 декабря 2022 г. и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не были исполнены*(2).

Кроме того, также действуют установленные постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 (далее - Постановление N 680) отдельные случаи и порядок изменения в 2022-2024 годах существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение строительных работ при возникновении в ходе исполнения контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения. На основании подп. "ж" п. 1 Постановления N 680 допускается изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном постановлением N 1315. Однако, как уже было отмечено, корректировка условий контракта в соответствии с указанным постановлением возможна только при условии, что контракт заключен до 31 декабря 2022 года и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.

В рассматриваемом случае речь идет о контракте на выполнение строительных работ, заключенного на срок менее года в августе 2023 года. Соответственно, приведенные выше нормы Закона N 44-ФЗ к рассматриваемому случаю применить не представляется возможным, поскольку он не соответствует предусмотренным в них необходимым условиям, позволяющим изменять цену контракта в связи с существенным удорожанием строительных материалов.

В п. 5 письма Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697 сообщается, что в том случае, когда невозможно изменить существенные условия контракта на основании ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, такие условия могут быть изменены в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минстроя России от 13.12.2023 N 33841-ОГ/09). Согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2025 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется с соблюдением положений чч. 1.3-1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно. Как видно из приведенной нормы, возможность изменения условий контракта по соответствующему основанию определяется, во-первых, возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, а во-вторых, принятием решения уполномоченного государственного (муниципального) органа. Оценить, действительно ли обстоятельства, на которые ссылается контрагент, обосновывая невозможность исполнения обязательства, являются чрезвычайными, непредотвратимыми и препятствующими исполнению контракта, можно лишь с учетом конкретных условий. Однако, на наш взгляд, очевидно, что одно лишь изменение стоимости строительных материалов не свидетельствует о невозможности исполнения обязательств по контракту на выполнение строительных работ*(3).

Также отметим, что возможность изменения существенных условий контракта, в том числе цены, является реализуемой лишь в том случае, если контракт не исполнен (не прекращен). Так, в ситуации, в которой работы по спорному контракту были выполнены и оплачены в полном объеме, Арбитражный Суд Владимирской области в решении от 07.06.2023 по делу N А11-13260/2022 не усмотрел оснований для увеличения стоимости работ по контракту, отметив при этом, что само по себе изменение цены контракта в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, используемые при выполнении контракта, не относится к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя было предвидеть. Стороны, вступая в договорные отношения, должны прогнозировать экономическую ситуацию, в связи с чем не могут исключать вероятность роста цен в период исполнения сделки.

Как следует из представленной в вопросе информации, независящие от сторон контракта обстоятельства, возникшие в ходе его исполнения и влекущие невозможность его исполнения без изменения условий этого контракта, в рассматриваемой ситуации отсутствуют. Само по себе обстоятельство заключения контракта по цене ниже рыночной, равно как рост цен на строительные ресурсы, используемые при выполнении контракта, к независящим от сторон обстоятельствам отнести нельзя. Соответственно, применение в описанной ситуации положений ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, по нашему мнению, лишено законных оснований.

Таким образом, основания для внесения изменений в условие контракта о цене в рассматриваемой ситуации отсутствуют.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ.

- Вопрос: В каких случаях может изменяться фиксированная цена по государственному контракту, в том числе в рамках государственного оборонного заказа? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2023 г.);

- Существенные изменения строительных контрактов в современных условиях. Системные подходы. Обзор судебной практики (по состоянию на 1 марта 2023 года). (Милонаец О.В.) - Специально для системы ГАРАНТ, 2023 г.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

15 марта 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) В настоящее время такой предельный размер цены контракта установлен постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186.

 

*(2) В письме Минстроя России от 18.10.2023 N 64206-АВ/09 в связи с этим сообщается, что увеличение цены работ, выполненных и принятых заказчиком с 1 января 2023 года до даты представления расчета не предусмотрено.

 

*(3) В судебной практике на сегодняшний день выработан подход, согласно которому колебания курса валют и цен на товары не могут рассматриваться как обстоятельства непреодолимой силы, исключающие возможность исполнения обязательства. На это указано и в п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), принятого постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 N 173-14 (смотрите также, например, постановление АС Московского округа от 03.08.2017 N Ф05-9562/2017). Такого рода изменения обстоятельств рассматриваются в судебной практике как предпринимательский риск. Поэтому ссылка контрагента лишь на финансовые затруднения и экономическую нецелесообразность исполнения контракта, как нам представляется, не может быть поводом для обращения заказчика в соответствующий орган с просьбой принять решение об изменении тех или иных существенных условий контракта на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Однако, учитывая вышеизложенное, правомерность изменения по указанному основанию условия контракта о цене представляется нам сомнительной.