Новости и аналитика Аналитические статьи Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 3

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 3

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Мы продолжаем отвечать на вопросы наших пользователей, связанные с применением Федерального Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон № 44-ФЗ).

Из материала вы узнаете, каким нормативным актом руководствоваться, если запрос котировок направлен в 2013 году, а заседание котировочной комиссии будет проводиться в 2014 году, может ли директор учреждения заниматься закупками, вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, какие требования предъявляются в контрактному управляющему, кто не может быть членами закупочной комиссии, какой вид электронной подписи необходим для работы в единой информационной системе закупок, а также ответы на другие вопросы.

Договоры с единственным поставщиком (коммунальные услуги) на 2014 год заключаем в конце декабря 2013 года, в план-график за какой год включаем эти договоры?

Максим Фирсов

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 3Особенности размещения планов-графиков устанавливается приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н (далее – Приказ).

Планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете (п. 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы).

Размещение плана-графика на официальном сайте осуществляется с учетом установленных требований, среди них:

  • в наименовании плана-графика указывается: "План-график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на ____ год" с отражением года, на который формируется план-график;
  • в соответствующих столбцах, предусмотренных формой планов-графиков, указываются, необходимая информация. Так, в частности, в столбце 4 – порядковый номер закупки (лота), осуществляемой в пределах календарного года, присваиваемый заказчиком последовательно с начала года, вне зависимости от способа формирования плана-графика, в соответствии со сквозной нумерацией, начинающейся с единицы (п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы).

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, договоры, заключенные в 2013 году, подлежат отражению в плане-графике 2013 года. 

 

Если запрос котировок размещен в 2013 году, а прием заявок начнется с 9 января 2014 года, то каким законом будет регулироваться заседание котировочной комиссии?

Станислав Дакинов

В связи с вступлением в силу 1 января 2014 года Закона № 44-ФЗ, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" утратил свое действие.

Однако по мнению Минэкономразвития России и ФАС России, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в том числе при:

  • принятии решений о внесении изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, отказе от проведения торгов;
  • разъяснении положений документации о торгах;
  • осуществлении допуска либо отказа в допуске к участию в торгах, определении победителя торгов, запроса котировок;
  • заключении контрактов, согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, в случае, если размещение заказа признано несостоявшимся;
  • осуществлении контроля за соблюдением Законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

    БЛАНК

    Бланк приказа о создании комиссии по осуществлению закупок

    Другие бланки 

(Письмо Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 27 декабря, 30 декабря 2013 г. №№ 29401-ЕЕ/Д28и, АД/53811/13 ).

Таким образом, при выборе нормативного акта, регулирующего порядок определения поставщика, в случае размещения заказа способом запроса котировок до 1 января 2014 года, следует принимать во внимание данное разъяснение.

 

Прокомментируйте, пожалуйста, последние изменения в Законе № 44-ФЗ. В частности, п. 33 ч. 1 ст. 93 – заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами.

Закупка преподавательских услуг может осуществляться только у физических лиц или нет? 

Елена Кутина

По нашему мнению, п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ следует толковать так: заключение контракта с единственным поставщиком возможно в случае, если преподавательские услуги, а также услуги экскурсовода (гида) оказываются именно физическими лицами. Соответственно закупка преподавательских услуг может осуществляться только у физических лиц.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная деятельность может осуществляться образовательными организациями; организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

Требования к услугам экскурсовода (гида) прямо не урегулированы законодательством, но обязательное условие регистрации в качестве ИП вытекает из общих норм гражданского права, а именно из ч. 1 ст. 23 ГК РФ – гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. 

 

При установлении в извещении требований к поставщику (подрядчику, исполнителю) о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, начальная максимальная цена контракта имеет значение?

Владимир Гусев

Заказчики, за исключением определенных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг, обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком, с учетом положений ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

БЛАНК

Бланк извещения об осуществлении закупки

Другие бланки  

В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, заказчик при определении поставщика вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом количество товаров, объем работ, объем услуг, соответственно к поставкам, выполнению, оказанию которых привлекались такие субподрядчики, соисполнители, учитываются в совокупном годовом объеме закупок и включаются в отчет.

По нашему мнению, учитывая, что ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ вменяет заказчику обязанность осуществления закупок у определенных участников и обязательные условия, при которых должны быть совершены такие закупки, и по сути является общей нормой права, а ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ предусматривает только право заказчика установить требование к поставщику, являясь специальной нормой, ограничение начальной (максимальной) цене контракта будет распространяться и на положения ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ

 

Наша организация обслуживает инженерные сети детских садов и школ города. Понятно, что на оперативное обслуживание мы будем заключать контракты (договоры) через котировки.

Поясните, пожалуйста, а как устранять аварийные случаи на трубопроводах? Неужели школа будет без водоснабжения несколько недель, пока заявка на ремонт не пройдет все стадии электронного аукциона?

Вектор

Законодатель предусмотрел возможность осуществления закупки товаров, работ или услуг у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в неотложной форме и применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Заказчик вправе заключить контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Отметим, что при осуществлении закупки у единственного поставщика в вышеуказанных случаях заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

 

Вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, либо данные полномочия необходимо возложить на существующее структурное подразделение?

Виктория Масленникова

С целью централизации закупок, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков для заказчиков. Либо полномочия на определение поставщиков для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих.

Такие уполномоченные органы, учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких органов, учреждений или о наделении их указанными полномочиями.

Не допускается возлагать на такие органы, учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители) (ч. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ).

Местной администрацией могут быть возложены на муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько органов, учреждений полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетных учреждений, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков, заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение и приемку.

Таким образом, создание комиссии будет являться неправомерным, и для передачи полномочий по определению поставщиков для нескольких заказчиков необходимо создать отдельный орган или учреждение, либо передать такие полномочия уже существующему.

 

В плане ФХД у бюджетного образовательного учреждения на 2014 год запланировано приобретение бумаги на сумму 12 тыс. руб. Согласно коду ОКПД данный предмет закупки находится в перечне товаров, работ и услуг, которые заказчик обязан закупать на аукционе в электронной форме. Правильно ли мы понимаем, что указанную нами закупку нельзя осуществить согласно ст. 93 (п. 4 либо п. 5), а только объявить электронный аукцион?

Ирина Полякова

Согласно ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Закупка у единственного поставщика может быть осуществлена в случае, если сумма закупки товара, работы или услуги, не превышает 100 тыс. рублей. При этом совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более 50 млн рублей в год (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Также, на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ государственные и муниципальные образовательные организации имеют право осуществления закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб. в год.

Таким образом, по нашему мнению, Вы вправе осуществить закупку у единственного поставщика, не прибегая к процедуре объявления электронного аукциона.

 

Может ли директор учреждения заниматься закупками? У нас в штате – четыре специалиста (директор и три педагога-психолога). Как нам быть в свете принятого Закона № 44-ФЗ?

Елена Овчинникова

БЛАНК

Бланк приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего)

Другие бланки 

Да может. Для этого необходимо возложить на него обязанности контрактного управляющего.

ОБРАЗЕЦ

Образец должностной инструкции контрактного управляющего

Другие образцы  

Обращаем ваше внимание на то, что контрактный управляющий может быть назначен, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).Также следует учитывать, что в соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

До 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

  

Прошу Вас разъяснить применение п. 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ: надо ли применять Закон иному юридическому лицу, которое в целях исполнения своих обязательств закупает оборудование на денежные средства, поступившие от юридического лица, не являющегося государственным, но которое является генеральным подрядчиком по государственному контракту по капитальному строительству в рамках реализации Федеральной целевой программы по техническому перевооружению?

Светлана Дмитриевна Тимофеева

По нашему мнению, действие положений Закона № 44-ФЗ на такое юридическое лицо распространяться не будет, поскольку согласно п. 5 ст. 15 Закона речь идет о юридическом лице, которое непосредственно финансируется за счет бюджетных средств и напрямую осуществляет закупки за счет таких средств.

 

Я буду контрактным управляющим в бюджетном учреждении, являющемся моим основным местом работы. Кроме того, я работаю по совместительству в другом бюджетном учреждении. Могу ли я быть контрактным управляющим и во втором бюджетном учреждении?

Наталья Галстян

В Законе № 44-ФЗ содержатся требования к контрактному управляющему только в части его образования. В соответствии с ч. 6 ст. 38 закона контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Одновременно с этим ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Запрета на совмещение функций конкурсного управляющего в разных организациях Законом № 44-ФЗ не предусмотрено. Но при этом следует учитывать, что контрактным управляющим назначается должностное лицо заказчика, которое в свою очередь должно состоять в штате работников заказчика (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

 

В соответствии с ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ не могут быть членами закупочной комиссии физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки.

По смыслу закона участники закупки – это лица, имеющие цель стать поставщиками (но не заказчик). Правильно ли мы понимаем, что положения закона не будут нарушены, если членами комиссии по осуществлению закупок будут выступать родственники руководителя организации заказчика?

В.И. Гаврилова

Давайте сначала разберемся с понятиями.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Заказчик – это государственный орган, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки, муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства от имени муниципального образования и осуществляющие закупки, либо бюджетное учреждение, осуществляющие закупки (п. 5-7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика, заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (ч. 1 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Членами комиссии не могут быть:

  • физические лица, привлеченные в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации и заявок на участие в конкурсе;
  • физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе лица, состоящие в штате организаций, подавших данные заявки;
  • участники закупки, способные оказать влияние, в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки;
  • физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, братья, сестры, усыновители, усыновленные );
  • должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок (ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Как мы видим, законодатель ограничивает возможность влияния заинтересованных лиц, каким-либо образом связанных с участником закупки на принятие решения заказчиком о выборе поставщика.

Из этого следует, что не будут нарушены положения ст. 39 Закона № 44-ФЗ, если в комиссии по осуществлению закупок будет родственник руководителя заказчика.

 

Как понимать ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ о том, что "в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта"?

Правильно ли мы понимаем, что образовательное учреждение не сможет просто так (как это происходило по Закону № 94-ФЗ с договорами на сумму до 100 тыс. руб.) заключить договор до 400 тыс. руб. (ну и до 100 тыс. руб. по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) и ему необходимо будет дать обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика?

Андрей Юрьевич Ходырев

Положения ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные п. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, при заключении образовательным учреждением контракта в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ обоснования закупки не потребуется.  

Мы являемся общеобразовательной школой. Можем ли мы, согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. рублей, если в нашем уставе среди целей не указано "сохранение, использование и популяризация объектов культурных наследий"?

Владимир

Да можете. В редакции Закона № 44-ФЗ, вступившей в силу 1 января 2014 года, законодателем уточнено содержание п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением <...>, государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей.

Напомним, что в первоначальной редакции, исходя из смысла текста п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, возможность государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществлять закупки у единственного поставщика была ограничена.

 

Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ (п. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

В тоже время, заказчику предоставлена возможность осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в следующих случаях:

  • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.;
  • осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. 

В связи с этим вопрос, может ли наше учреждение культуры осуществить закупку у единственного поставщика согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 на сумму до 400 тыс. руб. (и не более 50% от всех закупок по плану-графику) товара который содержится в перечне предусмотренном п. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ, например, бумагу?

Пользователь под ником kulturazxz

Да, может. Согласно, ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ, в редакции, вступившей в силу 1 января 2014 года, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляется закупка товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

 

Сейчас несколько компаний предлагают изготовить усиленную электронную подпись, цены варьируются от шести тыс. до 10 тыс. руб. Обязательна ли такая подпись в рамках действия Закона № 44-ФЗ, или можно оставить прежнюю?

Наталья Бадоева

Мы предполагаем, что под прежней имеется в виду электронная цифровая подпись, выданная в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", который утратил свою силу с 1 июля 2013 года. Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи" "старая" электронная цифровая подпись приравнена к усиленной квалифицированной электронной подписи (ч. 1 ст. 19).
В контрактной системе закупок предусмотрена возможность электронного документооборота. А именно, обмен участниками электронными документами, подача заявок и окончательных предложений. При этом все они должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы (ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ).
Видами электронных подписей, согласно ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи", являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Последняя, в свою очередь, делится на квалифицированную и неквалифицированную.

Вместе с тем, для подписания электронных документов в рамках взаимодействия с единой информационной системой госзакупок необходимо использование усиленной неквалифицированной электронной подписи (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 44-ФЗ).

Ключи усиленной электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими соответствующую аккредитацию (ч. 2 ст. 5 Закона № 44-ФЗ).

Следует заметить, что следуя нормам Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи", можно сделать вывод, что аккредитованными удостоверяющими центрами выдаются только квалифицированные электронные подписи.

Учитывая вышеизложенное, пока отсутствуют разъяснения официальных органов, по нашему мнению, Вы можете продолжить использование прежней электронной подписи до истечения срока действия сертификата ключа подписи. А в случае окончания срока действия сертификата, руководствуясь ст. 4 Закона № 44-ФЗ, получить усиленную неквалифицированную подпись.

 

 

Как поступить автономному образовательному учреждению с назначением контрактного управляющего, если оно не имеет своей бухгалтерии (есть централизованная – одна на 25 учреждений) и нет сотрудника с нужным уровнем квалификации? Управление образования собирается возложить эту ответственность на руководителей школ и садов, но мы педагоги, а не экономисты и не юристы. Как нам поступить в данном случае?

Наталья Бадоева

Контрактный управляющий назначается заказчиком в случае, если отсутствует контрактная служба и совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Одновременно с этим ч. 23 ст. 112 закона предусматривает, что до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В вашем случае на момент возложения обязанностей контрактного управляющего на руководителей, им необходимо будет пройти обучающие курсы по теме государственных закупок. 

 

Имеет ли право заказчик при составлении котировочной заявки по Закону № 44-ФЗ требовать от исполнителя ИНН, лицензию на осуществление определенного вида деятельности, банковские реквизиты, сведения о месте нахождения и о наименовании?

Николай Никольский

В соответствии с ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:

  • согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
  • предложение о цене контракта;
  • документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ, или копии таких документов;
  • идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
  • декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации не допускается.

Как мы видим, законом предусмотрен исчерпывающий перечень информации и документов, которые должен предоставить участник в заявке на участие в запросе котировок. Учитывая это, можно утверждать, что требования заказчика о предоставлении лицензии незаконны.

Однако, следует учесть, что формулировка "информация, необходимая заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок" может быть истолкована достаточно широко.

Окончательный ответ по этому вопросу могут дать только разъяснения официальных органов. 

 

 

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме

Документы по теме: 

Новости по теме: 

Материалы по теме: 

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 2
На новые вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отвечает руководитель Центра эффективных закупок "Tendery.ru", председатель Комитета по безопасности закупочной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок, член Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций Кирилл Кузнецов.

Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд

Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 1
На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отвечает к. п. н., профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ "Институт развития дополнительного профессионального образования", член-корреспондент РАЕН Татьяна Трефилова. Из этого материала вы узнаете, каков порядок назначения контрактного управляющего, нормы какого федерального закона будут распространяться на договоры, заключенные в текущем году на 2014 год, в каких случаях бюджетное учреждение может руководствоваться нормами Закона № 223-ФЗ, как подтвердить статус субъекта малого предпринимательства для участия в закупках и многое другое.  

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности). 

Мнения:

Контрактная система: квалифицированная или неквалифицированная электронная подпись?
Уходящий год был насыщен законодательными изменениями. Часто изменения в разных сферах законодательства пересекаются и образуют сложные и даже противоречивые задачи правоприменения. Сегодня я рассмотрю один из примеров такой задачи на стыке изменений в сфере регулирования госзакупок и в сфере законодательства об электронной подписи.

Пауков Алексей,
Генеральный директор "ГАРАНТ Электронный Экспресс"

Виталий Ветров

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок...

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы "Ветров и партнеры" (г. Новосибирск)