Новости и аналитика Аналитические статьи Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственностиС 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ), и это потребовало не только принятия множества подзаконных актов, но и уточнения правил наложения административной ответственности за нарушение этого закона.

Действительно по сравнению с ранее действовавшим Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) изменились многие правила осуществления госзакупок – у заказчиков и участников закупки появились некоторые новые обязанности с параллельной отменой части обязанностей, закрепленных в Законе № 94-ФЗ. Это способно затруднить определение наличия или отсутствия состава правонарушения.

Дополнительные сложности создают и изменения законодательства об административной ответственности за правонарушения в сфере госзакупок, которые были внесены в КоАП РФ в конце минувшего года (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") и вступили в силу с 1 января 2014 года:

  • с 10 тыс. до 15 тыс. руб. был увеличен штраф за нарушение должностным лицом заказчика сроков (не более чем на два рабочих дня) размещения в ЕИС информации и документов, если это предусмотрено Законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • ограничен суммой в 30 тыс. руб. максимальный размер штрафа за незаконное отклонение котировочной заявки или рассмотрение котировочной заявки, которая должна быть отклонена (ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • в отдельный состав правонарушения выделено ненаправление или несвоевременное направление информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (в ФАС России), а также сведений и документов для включения в реестр контрактов (в государственные и местные органы, уполномоченные на ведение этих реестров) (ст. 7.31 КоАП РФ установила размер штрафа за этот проступок в сумме 20 тыс. руб.);
  • уточнено, что соблюдение требования об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций в установленном размере (ст. 30 Закона № 44-ФЗ) оценивается на дату окончания календарного года.

 

Изменения были внесены в ст.ст. 7.29-7.32, ч. 7 ст. 19.5 и ст. 19.7.2 КоАП РФ, что сразу вызвало вопросы о том, какая именно редакция этих статей – новая или старая – подлежит применению в зависимости от времени совершения или выявления правонарушения. 

Новый закон о государственных и муниципальных закупках претерпел изменения еще до вступления в силу

О других изменениях в Закон № 44-ФЗ читайте в нашем материале "Новый закон о государственных и муниципальных закупках претерпел изменения еще до вступления в силу

В конце января текущего года ФАС России обнародовала официальные разъяснения по вопросам применения административной ответственности в сфере госзакупок (письмо ФАС России от 23 января 2014 г. № ИА/2111/14 "По вопросу применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении лиц к административной ответственности за нарушения, допущенные при размещении заказов").

В частности, ведомство подчеркнуло, что внесение изменений в КоАП РФ имело целью сохранение административной ответственности и предупреждение правонарушений при осуществлении госзакупок.

При этом антимонопольный орган пришел к следующим выводам.

1. Ответственность за нарушения законодательства о размещении заказов должна применяться вне зависимости от времени их совершения.
ФАС России подчеркнула, что объектом административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена КоАП РФ в редакции, действующей как до, так и после 1 января 2014 года, являются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов.

2. Применяться должны нормы КоАП РФ, действовавшие на момент совершения правонарушения (вне зависимости от времени выявления совершенного правонарушения).
Антимонопольное ведомство обратило внимание на положения ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которыми правонарушитель подлежит ответственности на основании закона, актуального во время совершения правонарушения.

Таким образом, алгоритм определения подлежащего применению закона при выявлении правонарушения очень прост:

 

Момент совершения правонарушенияИспользуемые нормы КоАП РФ
До 1 января 2014 годаКоАП РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2014 года
После 1 января 2014 годаКоАП РФ в редакции, действующей с 1 января 2014 года

 

Правда, при этом возникает вопрос об учете ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, закрепляющей правила об обратной силе поправок к законодательству об административных правонарушениях:

  • закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение правонарушителя, имеет обратную силу (иными словами, распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления изменений в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено);
  • закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Поэтому ФАС России была вынуждена дать еще одно разъяснение.

3. До начала производства по делу необходимо выяснить два обстоятельства:

  • являются ли действия лица нарушением как Закона № 44-ФЗ, так и Закона № 94-ФЗ;
  • предусмотрена ли административная ответственность за совершение такого нарушения нормами КоАП РФ в редакции, действующей с 1 января 2014 года.

Для наглядности рассмотрим несколько примеров, приведенных ФАС России в приложениях к разъяснению.

 

Ситуация 1

Действия лица не являются нарушением Закона № 44-ФЗ или правонарушением по КоАП РФ в редакции, действующей с 1 января 2014 года.

И старым, и ныне действующим законодательством о госзакупках предусмотрена обязанность участника закупки приложить к заявке на участие документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, если заказчиком установлено такое требование (пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона № 94-ФЗп. 5 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

К примеру, участник размещения заказа предоставил в качестве подтверждения обеспечения заявки платежное поручение о перечислении соответствующего размера денежных средств на счет заказчика, сформированное системой Банк-клиент. Однако заказчик посчитал, что условие об обеспечении заявки не исполнено, поскольку на платежном поручении не было отметки банка о перечислении средств.

Часть 2 ст. 7.30 КоАП РФ и в старой, и в новой редакциях закрепляет ответственность за незаконное отклонение заявки на участие в конкурсе. На этом основании в декабре 2013 года в отношении заказчика было возбуждено административное производство, так как его требование о наличии отметки банка на платежном поручении было излишним и не основанным на нормах закона – а следовательно, действовавшее на тот момент законодательство не содержало такого основания для отказа в участии в конкурсе.

Однако с 1 января 2014 года вступил в силу Закон № 44-ФЗ, который конкретизировал требование об обеспечении: платежное поручение теперь должно иметь отметку банка либо участник госзакупки может представить заверенную банком копию этого платежного поручения (п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, в соответствии с Законом № 44-ФЗ действия заказчика признаются правомерными.

Следовательно, административное производство по данному факту не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

 

Ситуация 2

Действия лица признаются одновременно нарушением и Закона № 94-ФЗ, и Закона № 44-ФЗ

Оба закона устанавливают, что заказчик обязан отклонить заявку на участие в конкурсе, если подавший ее участник не соответствует требованиям, установленным в конкурсной документации.

Представим, что при проведении открытого конкурса на выполнение работ по организации строительства заказчик закрепил требование о предоставлении участниками копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ по организации строительства. Участник размещения заказа не представил этот документ, однако был допущен конкурсной комиссией заказчика до участия в конкурсе, что признается нарушением ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 27 Закона № 94-ФЗ и должно повлечь административную ответственность (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Закон № 44-ФЗ содержит аналогичное правило: конкурсная комиссия обязана отклонить заявку на участие в конкурсе, если подавший ее участник (либо сама заявка) не соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации

Таким образом, допуск конкурсной комиссией к участию в конкурсе заказчика, не приложившего к заявке все необходимые документы, является нарушением норм как Закона № 94-ФЗ, так и Закона № 44-ФЗ.

Следовательно, административное производство по данному факту подлежит возбуждению, а начатое – продолжению.

 

Ситуация 3

Действия лица признаются одновременно нарушением и Закона № 94-ФЗ, и Закона № 44-ФЗ, однако санкция нормы КоАП РФ улучшает положение правонарушителя

Часть 6 ст. 41.9 Закона № 94-ФЗ обязывает заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме направить оператору электронной площадки протокол рассмотрения первых частей заявок в день окончания рассмотрения заявок.

Закон № 44-ФЗ сохранил эту обязанность заказчика – в соответствии с его положениями протокол должен быть направлен не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (ч. 7 ст. 67 Закона № 44-ФЗ).

Например, в период действия Закона № 94-ФЗ заказчик не исполнил это требование и – поскольку его бездействие признается нарушением и старого, и нового закона о госзакупках – начатое в отношении него административное производство должно быть продолжено.

Однако возникает вопрос, какой редакцией КоАП РФ необходимо руководствоваться в этом случае, поскольку между старой и новой редакциями существуют значительные различия:

 

РедакцияНорма КоАП РФРазмер штрафа
Старая (с 1 января 2014 года)Часть 10 ст. 7.30 КоАП РФ50 тыс. руб.
Новая (с 1 января 2014 года)Часть 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ15 тыс. руб.

 

Таким образом, санкция, предусмотренная нормами КоАП РФ в новой редакции, улучшает положение правонарушителя, поскольку предусматривает меньший размер штрафа по сравнению со старой редакцией КоАП РФ.

Следовательно, на лицо, вовремя не направившее оператору электронной площадки протокол рассмотрения заявок, налагается штраф в размере 15 тыс. руб, то есть применяется новая редакция КоАП РФ как улучшающая положение нарушителя – независимо от того, до или после 1 января 2014 года было совершено это правонарушение (при условии, что постановление о назначении административного наказания за нарушение, совершенное до 1 января 2014 года, еще не исполнено).

 

Ситуация 4

Действия лица признаются одновременно нарушением и Закона № 94-ФЗ, и Закона № 44-ФЗ, однако санкция нормы КоАП РФ ухудшает положение правонарушителя

Закон № 94-ФЗ обязывает заказчика разместить на официальном сайте протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола (ч. 11 ст. 28 Закона № 94-ФЗ). Эта обязанность сохранена и Законом № 44-ФЗ с небольшим уточнением – протокол должен быть размещен не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания (ч. 12 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

Иными словами, начатое до 1 января 2014 года административное производство по факту нарушения сроков размещения протокола должно быть продолжено.

Однако при этом также необходимо определить редакцию КоАП РФ, подлежащую применению. Дело в том, что прежняя редакция ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ предусматривала наложение штрафа за это нарушение в размере 3 тыс. руб., а нынешняя редакция – увеличила его до 5 тыс. руб.

Таким образом, новая редакция норм КоАП РФ ухудшает положение лица, совершившего такое правонарушение, и поэтому не имеет обратной силы.

Следовательно, на нарушителя должен быть наложен штраф в размере 3 тыс. руб.

Подчеркнем, что это правило применяется только в том случае, если проступок был совершен до 1 января 2014 года (независимо от времени его выявления). В противном случае действовать будет уже новая редакция КоАП РФ, увеличившая размер штрафа до 5 тыс. руб.

 

Документы по теме:

Новости по теме:

 

Материалы по теме:

Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд

Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд
На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отвечает к. п. н., профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ "Институт развития дополнительного профессионального образования", член-корреспондент РАЕН Татьяна Трефилова. Из этого материала вы узнаете, каков порядок назначения контрактного управляющего, нормы какого федерального закона будут распространяться на договоры, заключенные в текущем году на 2014 год, в каких случаях бюджетное учреждение может руководствоваться нормами Закона № 223-ФЗ, как подтвердить статус субъекта малого предпринимательства для участия в закупках и многое другое. 

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд
На новые вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" отвечает руководитель Центра эффективных закупок «Tendery.ru», председатель Комитета по безопасности закупочной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок, член Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций Кирилл Кузнецов. 

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса. 

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнения:

Контрактная система: квалифицированная или неквалифицированная электронная подпись?

Уходящий год был насыщен законодательными изменениями. Часто изменения в разных сферах законодательства пересекаются и образуют сложные и даже противоречивые задачи правоприменения. Сегодня я рассмотрю один из примеров такой задачи на стыке изменений в сфере регулирования госзакупок и в сфере законодательства об электронной подписи.

Пауков Алексей,
Генеральный директор "ГАРАНТ Электронный Экспресс"

Виталий Ветров

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок...

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы "Ветров и партнеры" (г. Новосибирск)

 

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.