Новости и аналитика Аналитические статьи Дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса

Дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП) – один из ключевых элементов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики государства, создание новых рабочих мест, развитие инноваций и рост налоговых поступлений в бюджет. Одновременно в силу небольших финансовых и кадровых ресурсов малый и средний бизнес является наиболее уязвимым, особенно в периоды рецессии. Именно поэтому данная категория граждан и организаций нуждается в особой и многогранной поддержке со стороны государственных и муниципальных органов – имущественной, финансовой, информационной, консультационной и др. (см. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").

Согласно данным Росстата и ФНС России по состоянию на 1 января 2013 года в стране зарегистрировано более 6 млн СМСП, в которых занято около 18 млн человек, что составляет четверть всех занятых – почти 20% ВВП. Тем не менее, Минэкономразвития России отмечает, что данные показатели существенно ниже, чем в других странах с сопоставимым уровнем развития и более того – они ухудшаются. Снижается доля малого и среднего бизнеса в кредитном портфеле российских банков, уменьшается количество самих предприятий и работников, занятых на них. В дополнение в текущем году порядка 500 тыс. индивидуальных предпринимателей (12% их общего числа) прекратили свою деятельность из-за повышения взносов на обязательное пенсионное страхование1 (об этом, а также о новом порядке расчета таких взносов с 1 января 2014 года читайте в отдельном материале).

"Они не исчезают в никуда, они пополняют неформальный сектор, в котором уже численность занятых больше, чем в сфере малого и среднего предпринимательства, по имеющимся экспертным оценкам", – прокомментировал ситуацию Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, в ходе заседания Правительства РФ 3 октября 2013 года. Данные обстоятельства негативно влияют на экономику не только с позиции налоговых, фискальных отношений, но и эффективности работы производственной системы страны. В связи с этим Правительство РФ на данный момент рассматривает ряд возможных мер дополнительной поддержки СМСП (преимущественно финансовой), которые могут быть реализованы в 2014-2018 годах. Остановимся на них подробнее.

1. Пониженный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды на уровне 20% (20% – ПФР, 0% – ФСС, 0% – ФФОМС) может быть сохранен до 2018 года включительно. Данная норма касается в основном субъектов малого предпринимательства, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах. Также она затрагивает социально ориентированные некоммерческие организации, благотворительные организации и аптеки, применяющих специальные режимы налогообложения (ч. 3.4. ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

Пролонгацию данной меры поддержки предусматривает разработанный Минтрудом России законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"2. Интересно, что в первоначальной редакции документа также планировалось продлить льготный период до 2018 года включительно, но с ежегодным увеличением совокупного пониженного тарифа на 2% (то есть 2014 год – 22%, 2015 год – 24%, 2016 год – 26% и т. д.). Однако позднее документ был скорректирован по поручению Первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова. Документ уже принят Госдумой в первом чтении 22 октября, поправки ко второму чтению должны быть направлены в Комитет нижней палаты по труду, социальной политике и делам ветеранов в 30-дневный срок.

Цитата

Михаил Сафронов, член Совета Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ.

"Основная идея налоговых каникул состоит в том, что эта льгота со стороны государства должна привлечь в ряды предпринимателей более 500 тысяч человек, то есть создать новые рабочие места, стимулировать людей обеспечивать самозанятость, а не сидеть на шее у государства. Мы надеемся, что легализуется прослойка предпринимателей: тех, кто по каким-то причинам не регистрировался и не платил налоги государству. Это очень важно, после того как с начала текущего года вдвое были подняты ставки по страховым взносам, что привело к полному прекращению деятельности или уходу в теневой сектор сотен тысяч ИП по всей стране.".

2. Для впервые зарегистрированных малых предприятий могут быть введены налоговые каникулы. Инициатива введения двухлетних налоговых каникул для начинающих предпринимателей была озвучена представителями "Деловой России" и "Опоры России" в ходе встречи Президента РФ Владимира Путина с российскими предпринимателями 23 мая 2013 года3. В связи с этим главой государства было дано поручение Правительству РФ проработать данный вопрос.4

Позднее данная мера также обсуждалась в ходе встречи Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с членами Деловой России 26 июня 2013 года5. В результате, кабинет министров исходил из возможности освобождения на два года от уплаты всех налогов и обязательных страховых взносов индивидуальных предпринимателей, впервые прошедших государственную регистрацию6.

Необходимость проработать вопрос о введении налоговых каникул, прежде всего, для малых предприятий производственной направленности, также отмечалась на заседании Правительства РФ 3 октября 2013 года.

"Министерство финансов имеет консервативную позицию по этому поводу, но с "Опорой России" нужно отработать механизмы защиты от каких-то недобросовестных схем, которые будут навязываться, например, теми, кто не хочет уплачивать налоги. Но по большому счету это, конечно же, правильная мера для тех, кто начинает бизнес с нуля", – отметил Первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов.

На данный момент позиция главы Правительства РФ заключается в том, что решение о введении налоговых каникул может быть передано на уровень субъектов РФ и коснется, прежде всего, производственных и инновационных компаний7.

"Премьер Дмитрий Медведев нас поддерживает, так что мы надеемся, что инициатива введения налоговых каникул в ближайшее время будет воплощена в соответствующий законопроект", – прокомментировал текущую ситуацию член Совета Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Михаил Сафронов.

3. Планируется создание федерального гарантийного фонда поддержки малых и средних предприятий. Стоит отметить, что на данный момент одной мер финансовой поддержки СМСП является предоставление государственных и муниципальных гарантий по их обязательствам за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов соответственно (ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"). Такая мера поддержки обусловлена тем, что СМСП не имеют надежной залоговой базы и сами по себе являются более нестабильными с финансовой точки зрений, нежели крупный бизнес. Гарантии в свою очередь позволяют обеспечить равный доступ СМСП к кредитным ресурсам.

Гарантии чаще всего представляются государством не напрямую. Бюджетные средства направляются в форме субвенций в специализированные гарантийные организации (гарантийные фонды), учрежденные субъектами РФ, которые в свою очередь выступают поручителями по кредитным договорам СМСП с банками. Чаще всего они представляют собой некоммерческие организации, однако встречаются и хозяйственные общества, а также унитарные предприятия. По данным Минэкономразвития России, региональные гарантийные фонды созданы практически во всех субъектах РФ. Под их поручительство за последние шесть лет предоставлено свыше 200 млрд руб. кредитов8. Вознаграждение фонда в среднем составляет 2% от суммы поручительства.

Для развития данной формы поддержки Правительство РФ планирует создание федерального гарантийного фонда – небанковской кредитной организации. Регулировать и контролировать ее деятельность будет Банк России. Федеральный гарантийный фонд должен получить право выдавать контргарантии региональным гарантийным фондам, чтобы они могли расширить свои лимиты поручительства, а также прямые гарантии предпринимателям. Минэкономразвития России рассчитывает, что в результате доля кредитов для СМСП, обеспеченных гарантиями, может увеличиться с 2% до 5%. На капитализацию федерального гарантийного фонда планируется выделить 30 млрд руб. в 2014-2015 годах.

Также в случае создания такого фонда, Банк России готов рассмотреть вопрос об отнесении его гарантий к обеспечению I-й категории качества (отсутствие кредитного риска), что также должно облегчить получение кредитов СМСП. Стоит отметить, что на данный момент поручительства гарантийных фондов субъектов РФ могут быть отнесены ко II-й категории – умеренный кредитный риск (подпункт 6.3.4. положения Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности").

Цитата

Александр Краев, юрист ООО "Центр правового обслуживания":

"Инициатива Минэкономразвития России конечно ставила перед собой цель пополнить бюджет и постараться узаконить деятельность лиц, которые находятся в настоящей момент "в тени", то есть деятельность которых нигде не отражается и не учитывается, и работодатели, разумеется, не производят за них отчисления в бюджет. Однако есть большие сомнения, что указанная категория граждан будет приобретать данный патент и что-либо менять в своем налоговом статусе".

4. Рассматривается вопрос о введении специального налогового режима для самозанятых граждан. По замыслу Минэкономразвития России граждане, которые не готовы регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, смогут приобрести специальный патент для самозанятых граждан и работать на его основе. Планируется, что это будет самая простая форма осуществления предпринимательской деятельности, исключающая необходимость ведения бухгалтерии, книги доходов и расходов, соблюдения требований к кассовым аппаратам и помещениям. Она призвана создать предпринимателям комфортные условия без избыточного налогового администрирования.

Минэкономразвития России исходит из того, что данный налоговый режим будет удобен для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность временно или нерегулярно, а также совмещающих предпринимательскую деятельность со своей основной трудовой деятельностью. При этом планируется, что патент можно будет получать и на длительный период. Данная мера должна обеспечить приход в экономику предпринимателей, работающих на данный момент в теневом ее секторе, доходы которых не учитываются.

При этом в качестве аналогии Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев приводит патент для иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы (ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Напомним, что в таком случае уплата налога осуществляется в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1000 руб. в месяц (с индексацией на коэффициент-дефлятор), а налогоплательщик освобождается от представления в налоговые органы соответствующей декларации за исключением ряда случаев (ст. 227.1 НК РФ).

Согласно поручению Правительства РФ, вопрос о введении специального налогового режима для самозанятых граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, должен быть проработан Минфином России, Минэкономразвития России, Минтрудом России до 10 декабря 2013 года.9

5. Планируется расширить участие СМСП в закупках для государственных и муниципальных нужд, а также нужд государственных компаний. На данный момент Минэкономразвития России подготовлен проект постановления Правительства РФ "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц"10. Помимо ряда других особенностей, документ призван закрепить обязательную долю участия СМСП в закупках субъектов естественных монополий, госкомпаний, госкорпораций и других организаций, указанных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

На данный момент подобные квоты не определены, в законе прописано лишь право Правительства РФ устанавливать особенности участия малого и среднего бизнеса в закупках упомянутых компаний. Предполагается, такая доля должна составить с 1 января 2014 года не менее 10%, с 1 января 2015 года – не менее 18%, а с 1 января 2017 года – не менее 25% совокупного годового объема договоров, заключенных заказчиками. При этом планируется, что закупки у СМСП будут осуществляться путем:

  • проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в которых участниками являются хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы либо физический лица, в том числе СМСП;
  • проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в которых участниками закупок являются только СМСП;
  • проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в которых устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков из числа СМСП.

Данные мероприятия реализуются в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием".

Так, в указанном документе в обоснование необходимости принятия рассматриваемых мер Правительство РФ отмечает, что объем закупок таких заказчиков в настоящее время составляет не менее 7 трлн руб. в год. При этом доля СМСП в подобных закупках суммарно составляет – не более 10%, что связано во многом с ориентацией системы закупок на интересы крупного бизнеса, в первую очередь дочерних и аффилированных компаний заказчиков.

Что касается государственных и муниципальных заказчиков, то с 1 января 2014 года они обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб. (ст. 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

Напомним, что в настоящий момент доля таких закупок должна составлять не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта в таком случае не должна превышать 15 млн руб. (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").

6. 100% доходов от УСН могут быть переданы местным бюджетам с 2015 года. Согласно п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ, налог, взимаемый в связи с применением УСН, в настоящий момент зачисляется в бюджет субъекта РФ по нормативу 100%. Планируется, что полная передача соответствующих доходов на муниципальный уровень позволит наладить более тесный контакт местных властей с бизнесом, создаст взаимную заинтересованность и обеспечит большую самостоятельность муниципальных властей в вопросах поддержки и развития предпринимательства. Это в свою очередь должно способствовать развитию социальных услуг и рост производства. 

Тем не менее, Минфин России видит в данной мере угрозу стабильности региональных бюджетов. В частности, с 1 января 2014 года финансирование дошкольных образовательных учреждений образовательных организаций передается с местного уровня субъектам РФ (ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Таким образом, увеличивается нагрузка на региональные бюджеты. Для компенсации данных расходов с 1 января 2014 года часть доходов от НДФЛ будут переданы, напротив, с местного уровня субъектам РФ (ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

"Поэтому когда мы сейчас рассматриваем вопрос о передаче доходных источников без полномочий обратно с субъекта на уровень местного самоуправления, я здесь вижу определенные риски для сбалансированности региональных бюджетов", – отметил Министр финансов РФ Антон Силуанов.

Согласно решению Правительства РФ Минфин России и Минэкономразвития России должны прейти к консенсусу по вопросу направления доходов от УСН в местные бюджеты и представить предложения в Правительство РФ в начале ноября текущего года.11

Рефинансирование – кредитование Банком России кредитных организаций (ст. 40 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").

Секьюритизация – финансирование или рефинансирование активов юридических лиц, приносящих доход, посредством "преобразования" таких активов в торгуемую, ликвидную форму через выпуск (эмиссию, выдачу) ценных бумаг.

Фондирование – ресурсы, привлекаемые банками для обеспечения своей основной деятельности. В качестве источника фондирования могут выступать средства на депозитных, расчетных и текущих счетах клиентов, межбанковские кредиты и др.

Ломбардный список Банка России – перечень ценных бумаг, под обеспечение которыми Банк России может предоставлять кредиты.

Нерыночные активы – обеспечение по кредитам Банка России – векселя и (или) права требования по кредитным договорам и (или) облигации.

7. Обсуждается ряд мер по развитию фондирования кредитных организаций и секьюритизация кредитов, предоставленных СМСП. Правительство РФ рассматривает возможность размещения для этих целей средств Фонда национального благосостояния в сумме 100 млрд руб. в депозиты Внешэкономбанка. Далее банкам и другим кредитным организациям будет предоставляться фондирование по цене "инфляция плюс 1%" для целей долгосрочного кредитования СМСП. Планируется, что при такой схеме стоимость кредита для СМСП не превысит 10%, а длительность кредита составит до 10 лет. По замыслу Минэкономразвития России, это будет способствовать, в частности,  увеличению примерно на 50% объема инвестиционных проектов среднего бизнеса. При этом планируется, что такие кредиты будут предоставляться только СМСП, работающим в производственной сфере.

Кроме того, планируется создание системы секюритизации кредитов, предоставленных СМСП. В результате кредитные организации смогут предоставлять малому и среднему бизнесу стандартизованные кредиты и выпускать облигации, удостоверяющие права требования по таким кредитным договорам. В свою очередь Банк России готов использовать такие ценные бумаги в качестве обеспечения по операциям рефинансирования указанных кредитных организаций путем:

Однако данные меры смогут применяться только после принятия правительственного законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)"12, который был принят Госдумой в первом чтении еще в октябре 2009 года, но до настоящего момента во втором чтении не рассмотрен. На сегодняшний день институт секьюритизации в российском законодательстве фактически не урегулирован. Исключение составляют ипотечные кредиты, которые могут быть секьюритизированы путем выпуска облигаций с ипотечным покрытием или ипотечных сертификатов участия в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах".


Новости по теме:

 


1 Данные озвучены Министром экономического развития РФ.
2 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 348507-6
3 Текст стенограммы размещен на официальном сайте Президента РФ.
4 Текст поручения размещен на официальном сайте Президента РФ.
5 Текст стенограммы размещен на официальном сайте Правительства РФ.
6 Текст поручения размещен на официальном сайте Правительства РФ.
7 Текст стенограммы размещен на официальном сайте Президента РФ.
8 Данные озвучены Министром экономического развития РФ.
9 Решение Правительства РФ опубликовано на его официальном сайте.
10 Текст проекта постановления размещен на Едином портале раскрытия информации.
11 Текст решения опубликован на официальном сайте Правительства РФ.
12 Текст законопроекта размещен официальном сайте Госдумы за номером 249606-5