Новости и аналитика Аналитические статьи Маркировка рекламы в интернете: последние разъяснения

Маркировка рекламы в интернете: последние разъяснения

 Маркировка рекламы в интернете: последние разъяснения
© imamfathoni1234567890 / Фотобанк Фотодженика

С 1 сентября 2023 года действуют нормы об ответственности за неисполнение требований о передаче информации об интернет-рекламе в единую систему учета и за распространение рекламы в интернете без идентификатора (ч. 15-17 ст. 14.3 КоАП).

Сами новые требования к интернет-рекламе – подробно о них портал ГАРАНТ.РУ писал здесь – напомним, закреплены в ст. 18.1 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон № 38-ФЗ), действующей с 1 сентября 2022 года. С указанной даты:

  • реклама, распространяемая в интернете, должна содержать пометку "реклама", указание на рекламодателя и (или) сайт, содержащий информацию о рекламодателе;
  • распространение интернет-рекламы допускается при условии присвоения ей идентификатора – уникального цифрового обозначения, предназначенного для обеспечения прослеживаемости распространенной в интернете рекламы и учета информации о ней;
  • разместившие интернет-рекламу лица: рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, за исключением оператора социальной рекламы, обязаны предоставлять/обеспечивать предоставление информации об этой рекламе в Роскомнадзор.

Необходимые для реализации этих требований подзаконные нормативные акты приняты, система учета – единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) – функционирует, операторы рекламных данных (ОРД), через которых данные направляются в ЕРИР, определены и работают. Регуляторы, а их, подчеркнем, два: ФАС России, которая осуществляет государственный контроль в сфере рекламы, и Роскомнадзор, ведущий учет интернет-рекламы, начиная с прошлого года дают разъяснения по вопросам о появившихся требованиях к этой рекламе.

Главные пожелания регуляторов всем участникам рынка интернет-рекламы: внимательно анализировать информацию, которую они распространяют в интернете, чтобы понимать, какая ее часть относится к рекламе, и правильно организовать работу по передаче данных о рекламе в ЕРИР. Посмотрим, какие практические рекомендации можно использовать для этого.

Разграничение рекламы и другой информации о товарах и услугах

В первую очередь нужно еще раз обратить внимание на то, что само понятие рекламы не изменилось, поэтому ориентироваться, как и раньше, необходимо на определение рекламы, закрепленное в ст. 3 Закона № 38-ФЗ. Рекламой, напомним, признается информация, которая:

  • распространена любым способом, в любой форме, с использованием любых средств;
  • адресована неопределенному кругу лиц;
  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Итак, признаки, совокупность которых позволяет признать материал рекламным: конкретный объект рекламирования, цель размещения информации о нем – формирование, поддержание интереса к товару или услуге (фактически побуждение к приобретению), адресованность неопределенному кругу лиц. По последнему признаку можно сразу оговориться: оценивается не общедоступность ресурса, на котором информация размещается, а то, насколько она интересна, по сути, практически любому лицу. И если это так, то даже информация на закрытом ресурсе (доступ к которому дается после регистрации или премодерации, к примеру) или в закрытой группе в соцсети может быть признана рекламой. Так, например, размещаемые на специализированном ресурсе для врачей справочно-информационные материалы о новинках в сфере фармацевтики: каких-то лекарствах, которые разрабатываются или проходят клинические испытания, и т. д., с упоминанием названий лекарств, компаний, брендов, – это не реклама. Но если там распространяется информация, которая может быть интересна не только врачам, но и пациентам, ее можно переслать кому-то и тот, кому ее переслали, сможет ею воспользоваться, например пойти в аптеку и купить конкретное лекарство, такая информация может быть признана рекламой, подчеркнула начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина в ходе тематического семинара, организованного компанией "Гарант".

Некоторые виды материалов, которые не являются рекламой, указаны, напомним, прямо в законе. Так, согласно ст. 2 Закона № 38-ФЗ не относятся к рекламе:

  • справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке;
  • вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
  • информация о товаре, его изготовителе, импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке, любые элементы оформления товара, не относящиеся к другому товару;
  • упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

ВАЖНО

Стоит помнить, что все положения закона, которые относятся к изготовителю товара, распространяются на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги (ч. 3 ст. 2 Закона № 38-ФЗ).


Подходы к тому, какая еще информация не признается рекламой, были сформированы и непосредственно в практике ФАС России и отражены в письмах ведомства. В прошлом году значительное число документов разъяснительного характера антимонопольной службы, в том числе в сфере рекламы, были признаны недействующими в рамках реализации так называемой гильотины разъяснений (Письмо ФАС России от 2 декабря 2022 г. № МШ/109196-ПР/22).

В настоящее время ведомством готовятся новые разъяснения – в форме руководств по соблюдению обязательных требований. Первое руководство – "Понятие рекламы" – уже утверждено (Приказом ФАС России от 14 ноября 2023 г. № 821/23; далее – руководство). Кардинальных изменений позиции антимонопольного ведомства по вопросам, связанным с понятием рекламы, по сравнению с изложенными в ранее применявшихся письмах не претерпели. Тем не менее рекомендуем всем рекламодателям, рекламораспространителям и рекламопроизводителям ознакомиться с руководством, так как именно на него при необходимости они смогут ссылаться.

Выделим несколько положений руководства, которые касаются разграничения рекламы и другой информации в интернете.

 

Информация, содержащая одинаковый набор сведений об организациях, производимых или реализуемых ими товарах, оказываемых услугах, которая сгруппирована по определенным рубрикам и размещена на сайте, представляющем собой каталог, носит справочно-информационный характер, так как направлена на извещение потребителей о существовании предлагаемых к продаже товаров (услуг). При размещении кратких информационных сведений не выполняется такая задача, стоящая перед рекламой, как поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, поскольку подобная информация, размещенная среди однородных сведений о многих юридических лицах, не позволяет выделить какое-либо одно лицо, товар и сформировать к нему интерес.

 

Не относится к рекламе единообразная информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте, страницах в соцсетях, в мобильном приложении владельца агрегатора информации о товарах (услугах), если указанные сведения:

  • предназначены для информирования посетителей/пользователей соответствующего ресурса об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования;
  • сгруппированы по определенным рубрикам, разделам, категориям.
 

Не является рекламой информация о производимых товарах, оказываемых услугах, организуемых выставках и подобных мероприятиях, которая размещена на сайте, страницах в соцсетях, в мобильном приложении производителя таких товаров, лица, оказывающего услуги, организатора мероприятий. Если цель размещения – проинформировать посетителей/пользователей ресурса об ассортименте товаров, услуг данного лица, организуемых им мероприятиях, условиях приобретения товаров, услуг, участия в мероприятиях, ценах и скидках, правилах пользования.

 

Не является рекламой информация о реализуемых товарах разных производителей, которая размещена на сайте, страницах в соцсетях, в мобильном приложении продавца этих товаров и предназначена для информирования посетителей/пользователей об ассортименте товаров, условиях приобретения, ценах, скидках, правилах пользования. Размещенные на соответствующих ресурсах сведения о хозяйственной деятельности компании, проводимых акциях и мероприятиях, контрагентах (партнерах) и т. п. также не являются рекламой. Но размещаемая на сайте, в соцсети, мобильном приложении продавца товаров разных производителей информация, которая направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров, работ, услуг или о деятельности компании, в том числе о ее контрагентах (партнерах), сколько на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг, может признаваться рекламой. Пример такого размещения: стационарный баннер, отображаемый на каждой странице сайта и не связанный с содержанием этих страниц.

 

Может быть признана рекламой размещаемая на сайте, странице в социальных сетях, мобильном приложении производителя или продавца товаров, лица, оказывающего услуги, организатора мероприятий информация о других хозяйствующих субъектах, которая привлекает внимание именно к этим субъектам, а не к деятельности лиц, на ресурсах которых эта информация размещается.

 

Не является рекламой размещаемая на сайте компании или мероприятия информация о спонсорах/партнерах с изображением их товарных знаков (логотипов), если сведения размещаются в специальном разделе сайта, посвященном описанию спонсоров/партнеров и не формируют интерес непосредственно к спонсорам, а спонсоры не являются самостоятельными объектами рекламирования.

 

Не подпадает под понятие рекламы информация, предоставляемая поисковой системой по запросу пользователя. В отдельных случаях, когда на странице результатов поиска, помимо сведений, выданных по запросу, также размещается информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров – например, в виде всплывающего баннера или сведений, размещенных через систему размещения контекстной рекламы, – она является рекламой.

 

Не относятся к рекламе размещаемые в специальных разделах [не уточняется, чего, но, видимо, подразумевается, что сайтов. – ГАРАНТ.РУ] отзывы покупателей о товарах.

 

Не может расцениваться как реклама информация на личной странице пользователя социальной сети, представляющая собой его личное мнение или отношение к какому-либо товару. Но если в такой информации содержатся сведения, направленные на формирование интереса к товару и его продвижение на рынке, например за счет чрезмерного описания товара и его достоинств, призывов к покупке, она может быть признана рекламой.

Напомним, что разъяснения по вопросам, касающимся интернет-рекламы, ФАС России размещает на своем официальном сайте (в разделе "Реклама в интернете": fas.gov.ru/pages/reklama_v_internete) и в телеграм-канале (t.me/s/fasrussia), в том числе в виде ответов на вопросы, памяток и карточек. Часть позиций из этих материалов нашла отражение в рассмотренных выше положениях руководства.

Приведем выдержки из разъяснений ФАС России, опубликованных на официальном сайте и в телеграм-канале ведомства, о еще нескольких видах материалов.

Призыв лица подписаться на его каналы или группы в социальных сетях, посетить его иные интернет-ресурсы – не реклама. Призыв подписаться на страницу в социальной сети или посетить сайт другого лица относится к рекламе, если содержит указание на товар или услугу, которые производятся или реализуются владельцем страницы/сайта, дает их характеристики, призывает к покупке товара (услуги).

Объявления о вакансиях, содержащие наименование работодателя, профиль деятельности организации, требования к кандидатам и другие сведения о предлагаемой работе – не реклама. Но если в описании вакансии сделан особый акцент на лидирующей позиции компании в своем сегменте или на реализуемых ею товарах, что не связано напрямую с условиями труда, такая информация может быть признана рекламой.

Информация о розыгрыше призов в большинстве случаев не является рекламой. В качестве приза может быть указан конкретный товар, но без описания свойств, характеристик, указания цены и других сведений, привлекающих к нему особое внимание. Если на интернет-ресурсе размещается информация о розыгрыше, который проводится не владельцем этого ресурса, и в ней содержится описание достоинств товара, указанного в качестве приза, она может быть рекламой.

Обзор товара или нескольких однородных товаров на тематическом ресурсе, например в блоге, – не реклама, если обзор подходит под тематику, сделан в едином обычном стиле, не содержит призыва к покупке.

Анонсы мероприятий на сайте или в группе в соцсети, где размещаются новости района или города, не являются рекламой, если относятся к тематике сайта и оформлены в едином стиле. Анонс может быть рекламой, если в нем содержится объект рекламирования (например, если размещается информация о предстоящей велогонке и приводится подробная информация о призах: производитель, модель, конкретные характеристики).

Объявление в группе профессионального сообщества в соцсети – не реклама, если оно соответствует тематике сообщества и выполнено в едином обычном стиле. Размещенное на таком ресурсе объявление может быть рекламой, если не подходит под тематику.

Органичная интеграция в материалах блогеров, то есть упоминание товара, изготовителя или продавца, органично интегрированное в произведение, не является рекламой. Пример: упоминание косметических новинок в видеороликах или постах бьюти-блогеров, использование по назначению одежды, посуды, продуктов в роликах. Если же в видео акцентируется внимание на товаре: описываются его характеристики и свойства, отмечается положительное отношение блогера к нему, такое упоминание не будет считаться органичной интеграцией и может быть признано рекламой.

Некоторые подходы ФАС России к тому, какие материалы не признаются рекламой, могут найти отражение непосредственно в законе. Так, подготовленным антимонопольным ведомством законопроектом (проект уже прошел стадию публичного обсуждения) предлагается, в частности:

  • дополнить ст. 18.1 Закона № 38-ФЗ положениями о том, что к интернет-рекламе не относятся:
    • не имеющая в качестве основной цели продвижение товара на рынке информация о товаре, его продавце или производителе, размещенная на сайте такого товара, его производителя или продавца, сайте владельца агрегатора информации об однородных товарах, в сервисах размещения объявлений, определенных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (далее – Закон № 149-ФЗ) без учета требований к количеству пользователей, у которых есть доступ к ним;
    • сведения об указателе страницы интернет-сайта, которые выдаются оператором поисковой системы для доступа к запрашиваемой информации, размещенной на принадлежащих иным лицам сайтах, и не имеют в качестве основной цели продвижение товара на рынке;
  • скорректировать закрепленное в п. 9 ч. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ понятие органичной интеграции. А именно: не считать рекламой упоминания о товарах, средствах их индивидуализации, об изготовителе или продавце, органично интегрированные не только в произведения науки, литературы или искусства, но и в иные результаты интеллектуальной деятельности.

О других изменениях, предлагаемых законопроектом, можно узнать из этой новости.

Хочется обратить внимание и на некоторые рекомендации участникам рынка интернет-рекламы, которые представители ФАС России дают, отвечая на их вопросы, во время тематических мероприятий.

Одна из них – по возможности размещать информацию одного типа в соответствующей рубрике. Это могут быть такие рубрики, как "анонсы", "партнеры", "пресс-релизы", "обзоры", "отзывы" и т. д. Если же ресурс физически не позволяет создать рубрику – использовать хештеги или делать какие-то пометки, позволяющие понимать, что перед нами материалы определенного типа, выходящие с какой-то периодичностью. "Если речь идет про соцсети, там сложно сделать рубрики – в смысле визуально разделить информацию на какие-то группы, но можно добавить отметку, например "собрали подборку", которая будет периодически появляться и показывать новые обзоры", – отметила Татьяна Никитина.

Еще одна рекомендация – не оперировать термином самореклама при решении вопроса о том, является ли определенная информация рекламой. В законодательстве такого понятия нет, вводить его не планируется, поэтому если информация соответствует признакам рекламы, она будет являться рекламой вне зависимости от того, где размещается: на своих ресурсах или чужих. Этот термин, как правило, используется в случаях, когда рекламодатель и рекламораспространитель – одно и то же лицо. "Здесь не может быть ни договора, ни акта выполненных услуг, но на такое рекламное сообщение необходимо получать идентификатор рекламы и передавать статистику по его размещению", – подчеркнула заместитель начальника Управления организационного развития и информационных технологий Роскомнадзора Лариса Ищук.

При этом и ФАС России, и Роскомнадзор призывают не искать рекламу там, где ее нет. Как уже отмечалось выше, в большинстве случаев информация о товарах (услугах), которая размещается на собственных ресурсах производителей и продавцов, не является рекламой.

И еще один важный момент, который касается телеграм-каналов и страниц в социальных сетях. "Закрепленный пост в телеграм-канале или в соцсети, на мой взгляд, выполняет функцию закрепленного баннера, то есть это что-то, что следует за мной постоянно, – отметила Татьяна Никитина на конференции "Рекламное право – 2023", организованной WE TALK PRO. – Если на таких ресурсах периодически выкладываются посты про скидки, это нормально, рубрики там сделать сложнее, но желательно использовать хотя бы хештег, чтобы можно было отсортировать информацию, почитать, какие акции проходят сейчас или вообще проводятся, чтобы понимать, что это регулярная однотипная информация. Закрепленные же материалы вызывают как минимум вопросы, как максимум – могут признаваться рекламой".

Важно помнить, что все виды материалов, которые, исходя из разъяснений ФАС России, могут признаваться рекламой, обязательно оцениваются на предмет соответствия признакам рекламы. Если совокупности признаков нет, информация не является рекламой. Каждый материал рассматривается индивидуально, поэтому при наличии сомнений лучше направить запрос в антимонопольное ведомство и получить его ответ в отношении конкретного материала. 

Полномочия ФАС России в сфере интернет-рекламы

Дизайн: Анастасия Сторчеус


Присвоение идентификаторов, передача данных в ЕРИР

Информация об интернет-рекламе должна предоставляться в Роскомнадзор разместившими ее рекламодателями, рекламораспространителями, операторами рекламных систем, которые отвечают установленным Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2022 г. № 948 критериям. К ним относятся в том числе владельцы соцсетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторы распространения информации в интернете (включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями), операторы поисковых систем. Рекламодатель может переложить эту обязанность на другого участника цепочки распространения рекламы, но это должно быть прямо прописано в договоре между ними.

Сведения о рекламе передаются через ОРД – операторов рекламных данных (ч. 5 ст. 18.1 Закона № 38-ФЗ). На данный момент их по-прежнему семь: "Яндекс Оператор Рекламных Данных", "ОЗОН ОРД", "ОРД-А", "Лаборатория разработки", "Первый ОРД", "ВК Рекламные Технологии", "МедиаСкаут" (все – ООО). Реестр ОРД ведет Роскомнадзор. Ознакомиться с его содержанием и контактными данными ОРД, в том числе адресами сайтов операторов, можно на официальном сайте ведомства (rkn.gov.ru/register-ord/register/).

ОРД может стать только российское юридическое лицо, причем не любое, а соответствующее определенным требованиям. Среди них:

  • размер уставного капитала – не менее 200 млн руб.;
  • владение необходимым для учета рекламы программным обеспечением – организация должна обладать исключительным правом на соответствующую программу или заключить лицензионный договор на ее использование;
  • подтверждение готовности операторов рекламных систем или рекламораспространителей, совокупный годовой объем услуг по распространению рекламы на территории РФ которых – не менее 2,5 млрд руб., заключить договоры с организацией, претендующей на получение статуса ОРД, для передачи через нее информации в ЕРИР.

Полный список требований к ОРД закреплен в п. 4 Условий отбора оператора рекламных данных (утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2022 г. № 966; этим же документом утверждено Положение о создании и деятельности комиссии по отбору оператора рекламных данных, состав комиссии – Распоряжением Правительства РФ от 21 сентября 2022 г. № 2722-р).

Полномочия Роскомнадзора в сфере интернет-рекламы

Дизайн: Анастасия Сторчеус

 К информации, подлежащей передаче в Роскомнадзор, относятся сведения:

  • об участниках цепочек распространения интернет-рекламы: рекламодателях, рекламораспространителях, операторах рекламных систем – российских и иностранных юридических лицах, физических лицах, индивидуальных предпринимателях, которые распространяют/организуют распространение рекламы в интернете на территории РФ;
  • о самой рекламе: идентификатор, описание объекта рекламирования, тип рекламной кампании, использованные средства распространения или рекламные системы, объемы показов, форма распространения, срок размещения рекламы или дата начала рекламной кампании, сведения о договорах на распространение рекламы и их исполнении. Как отметила Лариса Ищук, если оплата по договорам производилась в иностранной валюте, данные указываются в рублях – по курсу Банка России на дату последней подписи или акцепта документа.

Полный состав передаваемых сведений приведен в Распоряжении Правительства РФ от 30 мая 2022 г. № 1362-р (далее – Распоряжение № 1362-р). Документом предусмотрено два исключения – установлено, что не подлежат учету сведения о:

  • рекламе, которая входит в состав теле- и радиопрограмм и передач, распространяемых в интернете без изменений;
  • рекламе собственных товаров рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, которая распространяется ими или лицами, входящими с ними в одну группу лиц, посредством рассылок по электронной почте и в виде направляемых группам пользователей электронных сообщений.

РЕГУЛЯТОРЫ О РАССЫЛКАХ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ И В МЕССЕНДЖЕРАХ

Татьяна Никитина, начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России:

"Требования, связанные с размещением рекламы в интернете, которые закреплены в ст. 18.1 Закона № 38-ФЗ, касаются именно распространяемой в интернете информации. Если мы говорим про рассылки по электронной почте или через мессенджеры на наши личные устройства, то интернет задействуется, чтобы они могли быть доставлены, но информация поступает по сетям электросвязи. Поэтому в отношении такой информации не применяются положения ст. 18.1 Закона № 38-ФЗ с требованиями к рекламе в интернете, в том числе о передаче сведений в ЕРИР, но применяется ст. 18 данного закона, которой установлены требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи. В ней, в частности, указано, что такая реклама может распространяться только при наличии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение".

Лариса Ищук, заместитель начальника Управления организационного развития и информационных технологий Роскомнадзора:

"Часто задается вопрос о рассылках в мессенджерах, в частности в Telegram. Коллеги из ФАС России неоднократно давали разъяснения1, суть которых сводятся к следующему: если рекламное сообщение публикуется в публичном телеграм-канале, должны соблюдаться требования к интернет-рекламе. Персональные же рассылки пользователям не подпадают под требования ст. 18.1 Закона № 38-ФЗ, но при их осуществлении должны соблюдаться требования ст. 18 данного закона".


И Роскомнадзор, и ФАС России исходят из того, что требования к интернет-рекламе в принципе не распространяются на любые email-рассылки и push-уведомления. Поэтому не исключено, что Распоряжение № 1362-р будет скорректировано в соответствии с этой позицией.

Обратим внимание еще раз (об этом уже говорилось в начале статьи): не нужно вносить в ЕРИР информацию о социальной рекламе – это прямо закреплено в ч. 4 ст. 18.1 Закона № 38-ФЗ. Но можно, если этого хочет рекламодатель. "Если у заказчика есть такое желание, сведения о социальной рекламе в инициативном порядке направляются в ЕРИР. Мы готовы их учитывать, ОРД тоже. Порядок представления информации точно такой же, как для обычной интернет-рекламы", – сообщила Лариса Ищук.

Как отметила в свою очередь Татьяна Никитина, нормы, связанные с учетом рекламы в интернете, в первую очередь направлены на то, чтобы заказчик рекламы мог проследить прохождение денежных средств и непосредственно размещение рекламы. "В этом смысле как раз внесение в ЕРИР – один из инструментов, который позволит заказчику, социальной рекламы в том числе, удостовериться, что реклама вышла в том объеме и на тех ресурсах, которые были запланированы", – заключила эксперт.

Напомним, что в помощь участникам рекламного рынка Роскомнадзор разработал инструкцию "5 шагов по учету интернет-рекламы"2. Ею предлагается следующая схема действий.

  1. Зарегистрироваться на сайте ОРД, принять договор оферты.
  2. Заполнить в личном кабинете ОРД информацию о контрагентах, участвующих в размещении рекламы, о договоре, о рекламном креативе. Загрузить образец рекламы (вручную в личном кабинете или автоматически по API). Сразу после регистрации креатива ОРД присвоит ему идентификатор рекламы – erid, который представляет собой набор цифр и латинских букв (например, 5UGfwMukZ4).
  3. Добавить erid в креатив, разместить креатив в интернете или передать его для размещения контрагенту.
  4. Внести (в личном кабинете сервиса ОРД) в любой день, начиная с даты завершения размещения, но не позднее 30 числа месяца, следующего за месяцем демонстрации рекламы в интернете, информацию:
    • о площадке или площадках, на которых показывался креатив; 
    • о статистике показов; 
    • о выполнении договорных обязательств.
  5. Проверить информацию в ЕРИР (erir.grfc.ru). Российские пользователи могут входить в реестр, используя подтвержденную учетную запись на едином портале госуслуг.

В инструкции даны ссылки на нормативные акты, требования которых необходимо учитывать при организации процесса учета интернет-рекламы. Помимо уже упоминавшегося Распоряжения № 1362-р, это Приказ Роскомнадзора от 30 ноября 2022 г. № 191 (далее – Приказ № 191), которым утверждены требования к идентификатору рекламы, его содержанию, порядок и сроки его присвоения, размещения при распространении рекламы, хранения и предоставления в Роскомнадзор. Именно в этом приказе указано, в частности, что приоритетный формат размещения erid в креативе, то есть в рекламном материале, – добавление идентификатора к указателю страницы сайта. Если же реализовать это невозможно, используются другие форматы размещения.

ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ТЕМЕ

Постановления Правительства РФ:

  • от 28 мая 2022 г. № 974 – об утверждении правил взаимодействия ОРД с Роскомнадзором;
  • от 28 мая 2022 г. № 969 – об утверждении правил предоставления доступа к ЕРИР ФАС России и ФНС России.

Приказы Роскомнадзора:

  • от 11 апреля 2022 г. № 62 – об утверждении порядка ведения реестра ОРД;
  • от 11 апреля 2022 г. № 63 – об определении состава информации из ЕРИР, доступ к которой могут получить участники рекламного рынка, и порядка предоставления такой информации;
  • от 11 апреля 2022 г. № 64 – об утверждении требований к программам, используемым ОРД для учета интернет-рекламы.

Кроме того, 22 ноября Роскомнадзор опубликовал памятку – рекомендации по размещению идентификатора в разных форматах интернет-рекламы. Обязательно изучите ее – там не просто перечислены способы размещения erid, но и для каждого из них наглядно продемонстрировано (прямо с картинками), как должны выглядеть рекламные материалы с размещенными идентификаторами.

Способ 1 (приоритетный). В кликовой ссылке. Показано, как ссылка должна выглядеть, куда именно в рекламном материале она интегрируется. Указано также, что при невозможности размещения erid в кликовой ссылке идентификатор размещается в виде контрастной пометки, доступной для просмотра, в том числе с использованием программных средств.

Способ 2. В текстовом блоке: в начале или в конце.

Способ 3. На изображении – в любом месте.

Способ 4. На видео: в начале рекламного сообщения или во время показа рекламного сообщения (в любом месте).

Способ 5. В выпадающем меню рекламного сообщения.

Способ 6. В описании к видео, изображению (дополнительный способ, используется только с одним из вышеперечисленных).

Также приведены конкретные примеры по размещению erid в:

  • кружках в Telegram. Рекомендуется размещать идентификатор текстом в формате "erid: xxxx" в следующем за кружком сообщении или ответом на кружок с видео, чтобы сохранить связность сообщений (ввиду ограничений платформы по размещению erid на/поверх видео);
  • трансляциях видео в прямом эфире. Если видео содержит одну или множество рекламных интеграций формата "нативная реклама", рекомендуется размещать идентификатор в видеозаписи после окончания трансляции в начале и (или) поверх видеоролика в формате "erid: xxxx" (если рекламное сообщение одно), либо одним текстом в несколько строк "erid: xxxx, erid: xxxx" (если рекламных сообщений несколько), либо в выпадающем меню рекламного сообщения;
  • рекламных врезках (прероллах, мидроллах, построллах). Рекомендуется размещать идентификатор рекламы во время демонстрации рекламной врезки в начале и (или) поверх видеоролика текстом в формате "erid: xxxx" или в выпадающем меню рекламного сообщения;
  • историях (stories). Если видео содержит одну или множественные рекламные интеграции формата "нативная реклама", рекомендуется размещать идентификатор рекламы текстом поверх видео в начале ролика в формате "erid: xxxx" (если рекламное сообщение одно) или "erid: xxxx, erid: xxxx" (если рекламных сообщений несколько). Если в историях размещается изображение, можно размещать идентификатор поверх него;
  • подкастах. Рекомендуется размещать идентификаторы рекламы одним текстом в описании выпуска в формате "erid: xxxx"  (если рекламное сообщение одно) либо "erid: xxxx, erid: xxxx" (если рекламных сообщений несколько);
  • аудиорекламе. Рекомендуется размещать идентификатор в интерфейсе аудиоплеера во время проигрывания рекламной врезки в формате "erid: xxxx";
  • художественных фильмах. Рекомендуется размещать идентификатор в титрах в формате "erid: xxxx" (если рекламное сообщение одно) либо одним общим текстом в несколько строк "erid: xxxx, erid: xxxx" (если рекламных сообщений несколько);
  • архивных публикациях (статьях, постах, видео и т. д.). Для рекламных сообщений, размещение которых завершилось до 1 сентября 2022 года и которые доступны для чтения в настоящее время, рекомендуется указать дату публикации. Получать и размещать идентификаторы для них не нужно.

Если участником рынка интернет-рекламы используется иной формат, отличный от указанных выше, ему необходимо обратиться за рекомендациями либо к ОРД, с которым он работает, либо в службу технической поддержки системы ЕРИР – через форму обратной связи, размещенную по адресу: erir.grfc.ru/feedback. Интернет-реклама в любом случае подлежит учету в ЕРИР, для нее необходимо получить идентификатор и разместить его при публикации рекламного материала в интернете, подчеркивает Роскомнадзор.

Ведомство также привело в рекомендациях примеры ошибок, допускаемых при размещении идентификаторов.

  1. Замена букв в идентификаторе рекламы на строчные или заглавные. Пример: 5UGfwMukZ4 – правильно, 5ugfwmukz4, 5UGFWMUKZ4 – ошибки.
  2. Шифрование ссылки (URL). Шифрование ссылок могут осуществлять только ОРД в рамках протокола о взаимодействии с информационной системой ЕРИР при условии передачи в систему кодов шифрования. В иных случаях идентификатор рекламы в ссылке, сформированной с использованием инструментов шифрования, не будет распознан программными средствами ЕРИР и рекламное сообщение получит статус "нарушение".

Нужно отметить, что ОРД в принципе публикуют на своих сайтах много полезной информации о том, как правильно организовать учет интернет-рекламы, в том числе участникам сложных рекламных цепочек, поэтому ответы на многие вопросы можно найти в этих материалах.

Ответственность за несоблюдение требований к интернет-рекламе, формирование правоприменительной практики

Говоря об ответственности, необходимо еще раз вспомнить о том, что за соблюдением норм, предусматривающих требования к интернет-рекламе, следят два органа: ФАС России и Роскомнадзор.

Антимонопольное ведомство проверяет наличие в рекламных материалах пометки "реклама" и указания на рекламодателя и (или) сайт, содержащий информацию о нем. Ответственность за их неразмещение или некорректное размещение установлена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (именно ею предусмотрены общие положения об ответственности за нарушения законодательства о рекламе) в виде штрафа: от 100 тыс. до 500 тыс. руб. для юридических лиц, от 4 тыс. до 20 тыс. руб. для должностных лиц, от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. для граждан. Ответственность несет рекламораспространитель (ч. 7 ст. 38 Закона № 38-ФЗ).

Практика применения данной нормы давно устоялась. Поэтому единственное, что хочется еще раз рекомендовать применительно именно к интернет-рекламе: внимательно смотрите на то, в каком виде размещаете пометку, и проверяйте, точно ли указали сведения о рекламодателе. Важно: пометка "реклама" – единственно возможный вариант, ни "на правах рекламы", ни "информация спонсора", ни какие-либо другие сочетания нельзя использовать, если не хотите получить штраф.

И не менее важно: требования о нанесении пометки и указании сведений о рекламодателе действуют с 1 сентября 2022 года, но не все участники рынка интернет-рекламы их выполняли. Однако, как подчеркнула Татьяна Никитина, с 1 сентября 2023 года, когда вступили в силу штрафы, связанные с учетом рекламы, они стали более ответственными. Поэтому те немногие дела, которые уже возбуждены региональными управлениями ФАС России, касаются в основном рекламных материалов, размещенных до 1 сентября этого года. Какого-то очень значительного числа дел антимонопольное ведомство не ожидает.

Роскомнадзор будет выявлять следующие нарушения.

 

Непредставление рекламодателем, рекламораспространителем, оператором рекламной системы в ЕРИР информации о размещенной в интернете рекламе либо представление неполных, недостоверных, неактуальных сведений. Штраф: 10-30 тыс. руб. для граждан, 30-100 тыс. руб. для должностных лиц, 200-500 тыс. руб. для организаций (ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ).

 

Распространение рекламы в интернете без присвоенного ОРД идентификатора, нарушение требований к его размещению. Штраф: 30-100 тыс. руб. для граждан, 100-200 тыс. руб. для должностных лиц, 200-500 тыс. руб. для юридических лиц (ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ).

 

Допущенные ОРД нарушения:

  • непередача в Роскомнадзор информации об интернет-рекламе;
  • несоблюдение установленного порядка взаимодействия с Роскомнадзором;
  • представление в Роскомнадзор неполной, недостоверной, неактуальной информации;
  • несоблюдение требований к идентификатору рекламы, его содержанию, порядку и срокам его присвоения, хранения и предоставления в Роскомнадзор.

Штраф: 100-200 тыс. руб. для должностных лиц, 300-700 тыс. для организаций (ч. 17 ст. 14.3 КоАП РФ).

МНЕНИЕ

Мария Смелянская, начальник Управления правового обеспечения, международного и общего взаимодействия Роскомнадзора:

"Роскомнадзор не привлекает к административной ответственности в автоматическом порядке. Он извещает лицо о возбуждении дела, вызывает на составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела. Для нас важны пояснения, данные в ходе административного производства. Лица, в отношении которых возбуждены дела, вправе давать объяснения и замечания, представлять доказательства, смягчающие или исключающие административную ответственность. И при составлении протокола, и при рассмотрении дела.

Поэтому совет: будьте прозрачны. Достоверные сведения о лице, размещенные в интернете при распространении рекламы, позволят оперативно известить его о возбуждении административного производства. А его явка – исключить ошибку при отсутствии вины. Лицо или его защитник смогут ознакомиться с протоколом об административном правонарушении, приложить к нему важные доказательства, которые влияют на результат рассмотрения дела. Если, например, в ходе административного расследования будет установлено, что лицо, допустившее нарушение, было определено неверно, дело в отношении него, разумеется, будет прекращено.

Возбуждать административные дела будут территориальные органы Роскомнадзора по месту выявления правонарушения либо по месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности (если с первым вариантом оно не согласно).

Определяет, является ли определенный материал рекламой, Роскомнадзор самостоятельно. При наличии сомнений – запрашивает позицию ФАС России. При этом лицо, которое считается потенциальным нарушителем, может обратиться в антимонопольное ведомство с запросом о своем материале и представить полученный ответ в Роскомнадзор".


 

***

Как видно, рекомендаций и разъяснений о том, как правильно исполнять появившиеся требования к интернет-рекламе, немало, и в них действительно даны ответы на многие вопросы, которые возникают у участников рекламного рынка.

Представляется, что еще не помешали бы как минимум письменные разъяснения, касающиеся рекламы в социальных сетях Instagram и Facebook, владельцем которых является Meta Platforms Inc. (деятельность компании по реализации этих социальных сетей на территории РФ признана экстремистской и запрещена Решением Тверского районного суда г. Москвы от 21 марта 2022 г. по делу № 02-2473/2022). Тем более что позиции регуляторов здесь расходятся. Представители ФАС России отмечают, что не будут контролировать размещаемые в указанных соцсетях материалы, так как ресурсы, доступ пользователей к которым на территории РФ заблокирован, не подпадают под действие Закона № 38-ФЗ. "Тем не менее рекомендация тем, кто хочет работать с этими соцсетями: подумать 10 раз. Потому что вопросы, связанные с оплатой, например, могут вызвать претензии у других органов", – подчеркивает Татьяна Никитина.

У Роскомнадзора другой подход к информации, размещаемой в данных соцсетях. "Если внимательно читать решение суда в отношении компания Meta, то в описательной его части говорится, что деятельность компании признается экстремистской, ее информационные ресурсы имеют спорный статус, но для пользователей они не закрыты3, – подчеркивает Мария Смелянская. – Вывод следующий: Роскомнадзор смотрит на ресурсы, которые могут использоваться пользователями, хотя и запрещены на территории РФ на основании Закона № 149-ФЗ и доступ к ним ограничен. Наш функционал по мониторингу позволяет нам видеть, что распространяется на заблокированных ресурсах, так как блокирует их непосредственно Роскомнадзор. Мы видим, что реклама там есть, а раз она там есть, мы не сможем полностью закрыть на нее глаза".

Кроме того, в ответе на обращение Ассоциации блогеров и агентств (АБА) по вопросу о маркировке рекламы в Instagram (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ) Роскомнадзор указал4:

  • материальное стимулирование рекламодателями владельцев аккаунтов в этой соцсети поддерживает интерес к данному ресурсу;
  • невыполнение владельцами аккаунтов указанной соцсети требований российского законодательства предоставит ей неконкурентное преимущество перед российскими социальными сетями, соблюдающими законодательство РФ;
  • в связи с этим установленные ст. 18.1 Закона № 38-ФЗ требования подлежат исполнению лицами, распространяющими рекламу в данной социальной сети.

Закончить хочется все же хорошими новостями для профессионального сообщества: судя по сведениям, которыми делятся представители Роскомнадзора на тематических мероприятиях, ведомство готовит изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие порядок учета интернет-рекламы. Подробности не раскрываются, но одна из предполагаемых поправок касается так называемой вечной отчетности для рекламных материалов, размещаемых бессрочно (для них, как и для всех остальных, отчетность подается ежемесячно в течение всего периода размещения рекламы, то есть, получается, тоже бессрочно), – возможно, срок представления отчетов по ним будет ограничен.

Также обсуждается предложение, согласно которому при размещении в интернете цифровых копий печатных изданий, журналов, газет, содержащих рекламные материалы, не нужно будет маркировать их и передавать в ЕРИР информацию об этой рекламе – по аналогии с исключением, установленным для рекламы в составе теле- и радиопередач, которые размещаются в интернете без изменений.

Портал ГАРАНТ.РУ продолжит рассказывать обо всем самом важном в сфере интернет-рекламы, следите за материалами по тегу реклама

______________________________

1 Ознакомиться с официальной позицией ФАС России о маркировке рекламы в Telegram можно на официальном сайте ведомства (fas.gov.ru/news/32226).
2 Инструкция размещена на официальном сайте Роскомнадзора (rkn.gov.ru/docs/5_shagov_k_uchetu_internet_reklamy_05_10_2023_1.pdf).
3 Выдержка из решения: "данные меры судебной защиты не ограничивают действий по использованию программных продуктов компании Мета физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности".
4 С текстом ответа можно ознакомиться в телеграм-канале АБА (t.me/aba_association/313).

Документы по теме:

Читайте также:

ФАС России объяснил, какая информация не является рекламой

ФАС России объяснила, какая информация не является рекламой

По мнению службы, рекламой нельзя считать отзывы покупателей о товарах, размещенные в специальных разделах, указание в периодическом печатном издании наименования, в том числе выполненного в виде логотипа, и др.

Роскомнадзор подготовил памятку с рекомендациями по размещению идентификатора рекламы

Роскомнадзор подготовил памятку с рекомендациями по размещению идентификатора рекламы

В ней собраны примеры маркировки рекламы разными способами, а также типичные ошибки при размещении интернет-рекламы.

Неэтичная реклама

Непристойное предложение: какой рекламный слоган может довести до суда

Рассказываем о судебных прецедентах, когда название одного ресторана посчитали оскорбительным, а другому – запретили пугать посетителей.

Роскомнадзор разработал инструкцию для участников рекламного рынка

Роскомнадзор разработал инструкцию для участников рекламного рынка

Она должна помочь участникам исполнить требование о маркировке и передаче данных о размещении интернет-рекламы в ведомство.