Новости и аналитика Аналитические статьи Новый учебный год: законодательные поправки с 1 сентября 2023 года

Новый учебный год: законодательные поправки с 1 сентября 2023 года

Новый учебный год: законодательные поправки с 1 сентября 2023 года - ГАРАНТ.РУ
© Kudryashka / Фотобанк Фотодженика

В этом материале:

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р, приоритетной задачей государства в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Меры, способствующие выполнению этой задачи, активно внедряются в современные государственные образовательные программы, реализуемые в рамках Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – закон об образовании).

При этом по мере появления новых запросов общества и активного развития цифровых образовательных технологий регулярно совершенствуются законодательные нормы об образовании. Так, с начала 2023 года и по настоящий момент принято 14 федеральных законов, вносящих корректировки в отдельные статьи закона об образовании. Часть поправок уже вступили в силу, другие начнут действовать с 1 сентября текущего года.

На ключевых нововведениях 2023/2024 учебного года остановимся более подробно.


Общие поправки

Аккредитация образовательной деятельности в электронном виде

На 1 сентября 2023 года запланирован комплексный переход на предоставление государственных услуг по госаккредитации образовательной деятельности в электронном виде. Для этого уточнены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования, касающиеся утверждения аккредитационных показателей, формы заявлений о госаккредитации образовательной деятельности и перечня прилагаемых к ним документов, в том числе электронных, направляемых с использованием Интернета, а также порядка их приема аккредитационным органом. Согласно поправкам межведомственные запросы о предоставлении документов или информации, находящихся в распоряжении госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, будут направляться аккредитационным органом с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Кроме того, с той же даты наличие госаккредитации образовательной деятельности будет подтверждаться вместо свидетельства о госаккредитации сведениями о дате предоставления и регистрационном номере госаккредитации образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в ГИС "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам". При этом за внесение в этот реестр соответствующих записей будут взимать госпошлину. Сопутствующими поправками в Налоговом кодексе определены ее размеры – так, за внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, на основании заявлений организаций, осуществляющих образовательную деятельность, придется заплатить 3 тыс. руб. Та же сумма предусмотрена за внесение в ГИС "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам" записи, подтверждающей наличие временной госаккредитации образовательной деятельности.

Что касается остальных случаев взимания госпошлины, то они теперь связаны не с выдачей свидетельства о госаккредитации образовательной деятельности, а с самой госаккредитацией образовательной деятельности. Ее размеры сохранены – по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования – 15 тыс. руб., по основным образовательным программам среднего профессионального образования – 35 тыс. руб., по основным образовательным программам высшего образования – 100 тыс. руб. Между тем госпошлина за признание Рособрнадзором иностранного образования или иностранной квалификации составит 6,5 тыс. руб. В свою очередь, госпошлина за выдачу дубликатов и за переоформление свидетельств будет отменена.

В числе поправок также:

  • включение в список информации, открытость и доступность которой обеспечивают образовательные организации, сведений о наличии или об отсутствии госаккредитации образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам;
  • разработка методики расчета и применения аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам;
  • уточнение порядка выдачи временной государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, без проведения аккредитационной экспертизы сроком на год;
  • сокращение максимального срока для принятия аккредитационным органом решения о госаккредитации со 105 до 25 рабочих дней со дня приема заявления о проведении госаккредитации и прилагаемых к нему документов и т. д.

Одновременно с начала месяца обновится порядок функционирования ГИС "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам". В частности, сведения об аккредитации будут вноситься в ГИС оперативнее – не в течение трех рабочих дней, а уже в день принятия соответствующего решения.

Отметим, Минпросвещения России, Минобрнауки России и Рособрнадзор уже издали совместный приказ об осуществлении аккредитационного мониторинга системы образования. Такой мониторинг будут проводить раз в три года, первый пройдет уже в 2023 году. Итоговый отчет с результатами мониторинга появится на официальных сайтах указанных ведомств и станет основанием для подготовки рекомендаций по повышению качества образования.

Наконец, обновлены аккредитационные показатели и методики их расчета и применения по образовательным программам начального, основного и среднего общего, а также среднего профессионального и высшего образования. С 1 сентября 2023 года появится и новая форма заявления об аккредитации образовательной деятельности.


Актуализация порядка реализации основных общеобразовательных программ

Введение федеральных основных общеобразовательных программ (далее – ФООП) потребовало корректировки Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115. В частности, в последнем появилось указание на то, что при разработке организациями, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим госаккредитацию общеобразовательным программам, образовательных программ должны учитываться не только ФГОС, но и ФООП. При этом содержание и планируемые результаты разработанных образовательных программ должны быть не ниже содержания и планируемых результатов ФООП. Основные общеобразовательные программы подлежат приведению в соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года.

При разработке общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования разрешено предусматривать перераспределение указанного в федеральном учебном плане времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится ГИА, в пользу изучения иных учебных предметов. Здесь речь идет, в том числе, о возможности организации углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильного обучения. Такое перераспределение не должно нарушать требований ФГОС к предметным результатам по всем учебным предметам.

Уточнено, что при разработке образовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим госаккредитацию общеобразовательным программам, должны применять ФООП, утвержденные до начала нового учебного года. Соответственно, ФООП, утвержденные позднее указанного срока, применяются при разработке и утверждении образовательных программ на следующий год.

Кроме того, при разработке основной общеобразовательной программы организациям предписано предусматривать непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральные рабочие программы по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение" и "Окружающий мир", а при реализации обязательной части образовательных программ основного общего и среднего общего образования – федеральных рабочих программ по учебным предметам "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География" и "Основы безопасности жизнедеятельности".

Организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим госаккредитацию общеобразовательным программам, предоставлено право предусмотреть применение федерального учебного плана, федерального календарного учебного графика или иных федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующую учебно-методическую документацию разрабатывать не требуется. А организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим госаккредитацию общеобразовательным программам, разрешат наряду с мероприятиями, включенными в федеральный календарный план воспитательной работы, проводить иные мероприятия в рамках федеральной рабочей программы воспитания.

Указанные изменения будут действовать с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2027 года.


Новый порядок перевода обучающихся из одной образовательной организации в другую

На период с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2029 года вводится в действие новый порядок осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности. В частности, в документе учтены поправки, связанные с изменением правил госаккредитации образовательных организаций. Кроме того, из-под действия порядка выведены:

  • нетиповые образовательные организации, создаваемые в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной, научной (научно-исследовательской), творческой и физкультурно-спортивной деятельности;
  • специальные учебно-воспитательные образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;
  • общеобразовательные организации при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Как и ранее, перевод будет возможен: по инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося; в случае прекращения деятельности организации, аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности, лишения или прекращения действия госаккредитации; в случае приостановления действия лицензии.

При этом в порядке уточнят срок выдачи совершеннолетнему обучающемуся или родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося документов при переводе в другую школу. Как и подготовка распорядительного акта об отчислении обучающегося в порядке перевода, этот процесс займет три рабочих дня. Столько же времени уйдет на оформление распорядительного акта руководителя принимающей организации о зачислении обучающегося в порядке перевода – только теперь этот срок будет отсчитываться именно с даты приема заявления и документов, а не после их приема.

Согласно поправкам в случае если до прекращения действия госаккредитации осталось менее 25 рабочих дней (ранее – 105 дней) и у исходной организации отсутствует полученное от аккредитационного органа уведомление о приеме заявления о госаккредитации по соответствующей образовательной программе и прилагаемых к нему документов, организация должна уведомить учредителя, совершеннолетних обучающихся или родителей несовершеннолетних обучающихся в письменной форме о причине, влекущей за собой необходимость перевода, а также разместить указанное уведомление на своем официальном сайте. Сделать это нужно в течение пяти рабочих дней с даты наступления указанного случая.

Вместе с личным делом обучающемуся будут выдавать справку о периоде обучения, в которой отражена информация о его успеваемости в текущем учебном году (перечень и объем изученных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), отметки по результатам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации). Такая справка составляется по самостоятельно установленному образцу, заверяется печатью исходной организации и подписью ее руководителя или уполномоченного им лица.

Также будут актуализированы порядок и условия перевода обучающихся в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования. Это актуально для случаев прекращения деятельности организации, аннулирования лицензии, лишения ее госаккредитации по соответствующей образовательной программе или прекращения действия госаккредитации.

Точечные поправки внесены также в порядок и условия осуществления перевода студентов из одного вуза в другой в случае прекращения деятельности организации, приостановления действия или аннулирования лицензии, лишения организации госаккредитации по соответствующей образовательной программе или прекращения госаккредитации. В частности, расширится перечень случаев уведомления организацией учредителя, обучающихся и заказчиков услуг о причине перевода обучающихся – при прекращении действия госаккредитации по направлению подготовки, специальности уведомить об этом и разместить соответствующую информацию на своем сайте необходимо в течение пяти рабочих дней.

Добавим, Минобрнауки России предусмотрело также возможность переводиться с платного обучения на бюджетные места в колледжах, техникумах и вузах для участников СВО и их детей. Переход допускается, если у обучающихся указанных категорий не имеется академической задолженности на момент подачи заявления о переводе, дисциплинарных взысканий и задолженности по оплате обучения. Такой преференцией можно будет воспользоваться с 1 сентября 2023 года по 31 августа 2024 года.


Дополнительные ограничения для занятия педагогической деятельностью

С начала осени будет скорректирован порядок допуска студентов вузов к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам. В нем пропишут запрет для иностранных агентов заниматься педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях. Напомним, в законе об образовании такой запрет появился еще с 5 декабря 2022 года.

Приказ Минпросвещения России от 19 апреля 2023 г. № 289 "О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 508 "Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам" 


Новый порядок проведения аттестации педагогических работников

С 1 сентября 2023 года до 31 августа 2029 года будут действовать новые правила аттестации педагогических работников. В числе изменений:

  • исключение из сферы регулирования порядка педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу;
  • уточнение состава аттестационной комиссии – она должна состоять не менее чем из пяти человек, в том числе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов аттестационной комиссии, а аттестационная комиссия, формируемая федеральными госорганами или уполномоченными региональными органами власти, – не менее чем из семи человек;
  • установление запрета на включение в состав аттестационной комиссии руководителя организации;
  • уточнение требований к содержанию распорядительного акта работодателя о проведении аттестации – такой акт должен включать список педагогических работников, подлежащих аттестации, и график проведения аттестации;
  • включение в порядок нормы, согласно которой сведения об аттестации педагогического работника, проводимой с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, в трудовую книжку и (или) в сведения о трудовой деятельности не вносятся;
  • корректировка отдельных случаев освобождения от прохождения аттестации – в частности, из такого основания, как отсутствие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием, исключено слово "подряд";
  • установление возможности подачи заявления на аттестацию через единый портал госуслуг или региональные порталы, интегрированные с ним;
  • снятие временного ограничения на подачу заявления на установление высшей квалификационной категории – ранее это допускалось не ранее чем через два года после установления по должности первой квалификационной категории, теперь для инициирования получения высшей квалификационной категории достаточно иметь по одной из должностей первую или высшую квалификационную категорию;
  • установление права педагогических работников не позднее чем за пять рабочих дней до проведения заседания аттестационной комиссии направлять в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие их профессиональную деятельность;
  • проведение специалистами всестороннего анализа профессиональной деятельности при проведении аттестации педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории;
  • конкретизация порядка проведения аттестации педагогических работников, имеющих государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, либо являющихся призерами конкурсов профессионального мастерства педагогических работников, – сведения, подтверждающие наличие таких наград, званий, знаков отличия, сведения о награждениях за участие в профессиональных конкурсах учитываются при проведении аттестации;
  • необходимость учета при аттестации педагогических работников, участвующих в реализации программ спортивной подготовки, государственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия, полученных за достижения в спортивной подготовке лиц, ее проходящих, а также результатов конкурсов профессионального мастерства.

Согласно новому порядку решение аттестационной комиссии будет являться основанием для дифференциации оплаты труда педагогических работников. Это касается первой и высшей квалификационных категорий. К тому же исключено указание на срок действия соответствующей квалификационной категории (ранее указывался срок пять лет, который не допускалось продлевать).

Кроме того, в порядке появится новый раздел, посвященный аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории "педагог-методист" или "педагог-наставник". Такую аттестацию будут проводить по желанию педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию, при этом в заявлении потребуется сообщить не только сведения об уровне образования (квалификации), но и о результатах деятельности, связанной с методической работой или наставничеством, об имеющейся высшей квалификационной категории, а также о квалификационной категории, по которой они желают пройти аттестацию. К заявлению нужно будет приложить ходатайство работодателя в аттестационную комиссию, характеризующее деятельность педагогического работника, направленную на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации. Конкретизирован перечень показателей деятельности, на основе которых устанавливается квалификационная категория "педагог-методист" и "педагог-наставник" при условии, что они не входят в должностные обязанности по занимаемой в организации должности. Отмечается, что если комиссия примет решение об отказе в установлении квалификационной категории "педагог-методист" или "педагог-наставник", повторно инициировать получение этих квалификационных категорий можно будет не ранее чем через год.

Приказ Минпросвещения России от 24 марта 2023 г. № 196 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность 


Формирование федерального реестра сведений о признании иностранного образования

Начало нового учебного года будет ознаменовано также созданием федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о признании образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве". Реестр необходим для обеспечения учета сведений об уровне образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве и признанных на территории России. Его оператором станет Рособрнадзор – служба будет формировать и вести реестр, привлекая к организационно-техническому обеспечению его создания и эксплуатации, включая техподдержку и обеспечение функционирования, свои подведомственные учреждения.

В информационной системе помимо данных об обладателе иностранного образования или иностранной квалификации (его Ф. И. О, дата и место рождения, гражданство и реквизиты документа, удостоверяющего личность), появятся реквизиты записи о признании иностранного образования или иностранной квалификации или записи об отказе в этом, реквизиты распорядительного акта Рособрнадзора о признании образования или квалификации, реквизиты документа иностранного образования или квалификации, а также реквизиты заявления о признании образования или квалификации, в том числе сведения о прилагаемых документах. Там же будут отражены: признаваемый уровень образования в РФ; признаваемое направление подготовки (специальности); признаваемая квалификация (степень); предоставленные права (академические или профессиональные) на территории России; результаты проведенной экспертизы по оценке уровня образования или квалификации, определение равноценности академических или профессиональных прав, предоставляемых их обладателю в иностранном государстве, и прав, предоставленных обладателям соответствующих образования или квалификации, которые получены в нашей стране (п. 5 Правил создания, формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о признании образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве", утв. Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2023 г. № 796).

В рамках ведения реестра будет обеспечено безопасное хранение и использование содержащейся в нем информации, а также ее защита от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий. Информационная система будет взаимодействовать с сайтом национального информационного центра, осуществляющего информационное обеспечение в РФ признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации. Сведения будут вносить с использованием ЕСИА, получить их можно будет в виде выписки из реестровой записи, запросив предоставление соответствующих сведений через личный кабинет заявителя на едином портале госуслуг.

С 1 сентября обновится и форма выписки о признании в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, и технических требований к ней.


Расширение полномочий Минобрнауки России и Рособрнадзора

Несколько поправок касаются корректировки полномочий федеральных органов власти, осуществляющих управленческую деятельность в сфере образования. В частности, Минобрнауки России помимо утверждения аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования, займется разработкой методики их расчета и применения. Эту работу по-прежнему нужно будет проводить по согласованию с Рособрнадзором – служба тоже получит соответствующие полномочия. К тому же последняя уполномочена на создание и эксплуатацию федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о признании образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве".

Из-за перевода процесса аккредитации в электронный формат будет скорректировано и содержание полномочия Рособрнадзора по утверждению формы заявлений о госаккредитации образовательной деятельности и перечня прилагаемых к ним документов, в том числе электронных, направляемых с использованием Интернета, включая единый портал госуслуг. А перечень полномочий Минобрнауки России пополнится полномочием по осуществлению координации научных исследований в области семеноводства.


Основное общее и среднее общее образование

Возвращение серебряных медалей

С 2023/2024 учебного года в школы вернутся серебряные медали – "За особые успехи в учении" II степени. Для получения такой медали будет достаточно иметь итоговые оценки успеваемости "отлично" и не более двух итоговых оценок успеваемости "хорошо" по всем учебным предметам, изучавшимся в рамках учебного плана. Получить аналогичную медаль I степени по-прежнему смогут выпускники организаций среднего общего образования, успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА), при наличии итоговых оценок успеваемости "отлично" по всем учебным предметам. Образец, описание, порядок и условия выдачи таких медалей с учетом их разделения на степени актуализирует Минпросвещения России.

Напомним, медаль "За особые успехи в учении" вручается одновременно с выдачей соответствующего документа об образовании. По общему правилу, она выдается лично выпускнику или по его доверенности другому лицу при предъявлении последним документа, удостоверяющего личность, либо по заявлению выпускника – направляется в его адрес по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Школы ведут учет выданных медалей в специальной книге регистрации. Выдача дубликата медали при ее утрате не предусмотрена.

Подпункт "а" п. 4 и подп. "б" п. 5 ст. 1 Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Обновленный порядок проведения ГИА

Актуализация касается порядка проведения и ГИА-11, и ГИА-9. Так, в части проведения ГИА-11 предусмотрены новые возможности:

  • для выпускников – изменить выбранный ранее уровень ЕГЭ по математике (с базового на профильный или наоборот);
  • для выпускников прошлых лет – изменить или дополнить перечень указанных в заявлениях об участии в ЕГЭ учебных предметов;
  • для выпускников прошлых лет – военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту, поступающих в военные вузы, – подавать заявления об участии в ЕГЭ не только в места регистрации на сдачу ЕГЭ в регионе нахождения военного вуза, но и в регионе, где они проходят военную службу по призыву или по контракту;
  • для участников экзаменов – подать заявления об участии в экзаменах, в том числе заявления об изменении учебных предметов, формы ГИА-11, сроков участия в экзаменах в дистанционной форме – но при условии соблюдения требований законодательства РФ в области защиты персональных данных;
  • для участников экзамена по иностранным языкам – в случае технического сбоя при проведении устной части ЕГЭ по иностранным языкам, при проведении ЕГЭ по информатике или ГВЭ в устной форме сдать экзамен в тот же день или в резервные сроки по выбору участника.

Часть поправок касается проведения итогового сочинения (изложения). Скорректированы сроки проверки и обработки материалов итогового сочинения (изложения), изменена дополнительная дата проведения (вместо первой рабочей среды мая – вторая среда апреля).

Кроме того, поправками предусмотрена возможность организации доставки экзаменационных материалов в ППЭ посредством Интернета в электронном и зашифрованном виде с обеспечением комплекса организационных и технических мер защиты содержащейся в них информации.

Отдельные поправки направлены на совершенствование организационной процедуры проведения экзаменов и ее оптимизацию. Например, исключена норма о необходимости выделять в ППЭ отдельные помещения для представителей СМИ и общественных наблюдателей, определено количество лиц, привлекаемых к организации и проведению экзамена, в ППЭ, организованном на дому или в медорганизации. С четырех до двух календарных дней сокращены сроки обработки и проверки экзаменационных работ ЕГЭ по информатике. Также регламентированы случаи опоздания участников экзаменов на экзамен и порядок действий организаторов в ППЭ.

В числе нововведений также:

  • запрет на привлечение в качестве руководителей ППЭ, организаторов, членов ГЭК, технических специалистов и экзаменаторов-собеседников близких родственников участников ГИА-11, сдающих экзамен в данном ППЭ;
  • изменение сроков участия в ЕГЭ выпускников прошлых лет – для них ЕГЭ будут проводить в резервные сроки основного периода проведения экзаменов, в иные сроки – только при наличии уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально, и соответствующего решения ГЭК;
  • введение ограничения на повторный допуск в день проведения экзамена лиц, привлекаемых к его проведению в ППЭ, общественных наблюдателей, а также участников экзаменов, покинувших ППЭ;
  • возможность использования техническими специалистами средств связи в штабе ППЭ и только в связи со служебной необходимостью в целях оперативного реагирования на возможные технические сбои во время проведения экзаменов;
  • обеспечение проверки экзаменационных работ с учетом содержания учебников по соответствующему учебному предмету, включенных в федеральный перечень учебников;
  • возможность присутствия сурдопереводчика или тифлопереводчика при рассмотрении апелляции в целях соблюдения прав участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья.

Наконец, порядком устанавливаются новые полномочия для органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, учредителей, загранучреждений, а также новые обязанности для органов власти, включая Рособрнадзор, и предметных комиссий по учебным предметам, осуществляющих проверку экзаменационных работ.

Что касается особенностей проведения ГИА-9, то новый порядок предусматривает, в том числе, что:

  • экзамены по всем учебным предметам проводятся в письменной форме (за исключением случая, когда структурой и содержанием КИМ предусмотрено выполнение заданий в устной форме, а также за исключением проведения ГВЭ в устной форме по желанию участника ГИА с ограниченными возможностями здоровья) и на русском языке (за исключением учебных предметов "Иностранные языки", "Родной язык" и "Родная литература");
  • обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, включая иностранных граждан, лиц без гражданства, соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, обучающиеся в зарубежных образовательных организациях, экстерны и т. п. вправе подать заявления об участии в ГИА после 1 марта только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально. Но в любом случае заявления подаются не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена;
  • по решению органов власти в сфере управления образованием, учредителей иностранных образовательных организаций и загранучреждений подача заявлений обучающимися в зарубежных образовательных организациях допускается дистанционно при условии соблюдения требований законодательства РФ в области защиты персональных данных;
  • во время проведения итогового собеседования участникам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации – за нарушение этого требования последует удаление с итогового собеседования;
  • состав ГЭК и апелляционной комиссии формируется с учетом отсутствия у представителей, предполагаемых для включения в них, конфликта интересов;
  • не допускается привлекать в качестве руководителей ППЭ, организаторов, членов ГЭК, технических специалистов, специалистов по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, экзаменаторов-собеседников, экспертов, оценивающих выполнение лабораторных работ, близких родственников, а также супругов, усыновителей, усыновленных участников ГИА, сдающих экзамен в ППЭ;
  • ГЭК и апелляционная комиссия правомочны осуществлять свои функции, если на заседании соответствующей комиссии присутствует не менее половины от общего числа ее членов;
  • запрещено привлекать в качестве ассистентов, оказывающих лицам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, педагогов, являющихся учителями участников ГИА, сдающих экзамен в данном ППЭ;
  • на рабочем столе во время экзамена при необходимости могут находиться продукты питания для дополнительного приема пищи (перекус), бутилированная питьевая вода при условии, что их упаковка, а также потребление не будут отвлекать других участников ГИА от выполнения ими экзаменационной работы;
  • участникам ГИА запрещается выполнять экзаменационную работу несамостоятельно, в том числе с помощью посторонних лиц, общаться с другими участниками ГИА во время проведения экзамена в аудитории, также нельзя выносить из аудиторий и ППЭ черновики, экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы, черновики;
  • в случае если во время записи устных ответов произошел технический сбой, участнику ГВЭ по его выбору предоставляется право сдать экзамен в тот же день или в резервные сроки и т. п.

Новый порядок конкретизирует и алгоритм действий в случае, если участник ГИА-9 опоздал на экзамен. Последнего будут допускать в ППЭ к сдаче экзамена, но без продления для него времени окончания экзамена. Опоздавшие не смогут рассчитывать и на дополнительный инструктаж, проводимый организаторами (за исключением, когда в аудитории нет других участников ГИА). Если же в течение двух часов от начала экзамена ни один из участников ГИА, распределенных в ППЭ или отдельные аудитории ППЭ, не явился в ППЭ, то член ГЭК по согласованию с председателем ГЭК примет решение об остановке экзамена с составлением акта об этом.

Также конкретизированы правила обработки и проверки экзаменационных работ. Уточнены сроки их осуществления – по экзаменам, проведенным в основной период, обработка и проверка экзаменационных работ должны завершиться не позднее 10 календарных дней после проведения соответствующего экзамена, а по экзаменам, проведенным в досрочный, дополнительный периоды или в резервные сроки, – не позднее 5 календарных дней после проведения экзамена. Также отмечается, что при проведении ГИА по учебным предметам используется пятибалльная система оценивания.


Среднее профессиональное и высшее образование

Использование учебников из федерального перечня в организациях среднего профессионального образования

С 1 сентября организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования, реализуемым на базе основного общего образования или интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, должны будут использовать при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего или среднего общего образования учебники из числа входящих в федеральный перечень. Речь идет об учебниках, используемых при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Это же касается учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих госаккредитацию соответствующих образовательных программ.

Скорректированные нормы закона об образовании вступят в силу с 1 сентября 2023 года, но предусмотрен переходный период до 1 сентября 2025 года, в течение которого разрешено использовать учебники, которыми обучающиеся соответствующих образовательных организаций пользовались ранее.

В целях реализации указанных поправок с 1 сентября текущего года в федеральном перечне учебников дополнительно появится перечень учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, допущенных при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего или среднего общего образования (п. 3 Приказа Минпросвещения России от 2 декабря 2022 г. № 1053 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования)". Информация о возможности использования электронных образовательных ресурсов при реализации указанных образовательных программ появится и в федеральном перечне электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих госаккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Отметим, поправки касаются организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Деятельность организаций СПО (профессиональных училищ, профессиональных лицеев, колледжей, техникумов) направлена на подготовку специалистов-практиков и работников среднего звена для всех отраслей экономики. Обучение в них осуществляется на базе основного общего (после 9 класса), среднего (полного) общего (после 11 класса) или начального профессионального образования.

Требования к успеваемости гражданина в договоре о целевом обучении

В Положении о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2020 г. № 1681, появятся новые нормы. Ими, в частности, предусмотрена возможность включения по соглашению сторон в договор о целевом обучении требований к успеваемости гражданина, заключившего такой договор. Речь идет о требованиях к успеваемости, установленных в отношении дисциплин, модулей и практик, при освоении которых формируются компетенции, обеспечивающие гражданину способность осуществлять профессиональную деятельность. Перечень таких дисциплин, модулей и практик, а также критерии выполнения требований к успеваемости сможет устанавливать и включать в договор о целевом обучении заказчик. При этом решение о неисполнении гражданином, заключившим договор о целевом обучении, требований к успеваемости заказчик сможет принимать по результатам не менее двух промежуточных аттестаций.

В качестве последствий неисполнения гражданином требований к успеваемости предусмотрено либо расторжение договора о целевом обучении, либо сокращение мер материальной поддержки в размере, определяемом заказчиком целевого обучения в зависимости от исполнения гражданином требований к успеваемости. Если в договоре указано первое последствие, то должно быть установлено и обязательство заказчика оказывать содействие гражданину, заключившему договор, в повышении его успеваемости – перечень мер такого содействия, порядок, сроки и условия их предоставления определяются договором о целевом обучении. В этом случае, если гражданин не исполнил требования к успеваемости, договор о целевом обучении расторгается, заказчик освобождается от ответственности за неисполнение обязательств по договору, а ответственность за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении ложится на гражданина. В свою очередь, при втором последствии в договоре должен быть прописан порядок сокращения мер поддержки, имеющих материальный характер, и условия их восстановления в полном объеме. Соответствующие корректировки отразятся и в форме договора о целевом обучении.

Другая поправка касается изменения сроков представления Минобрнауки России в Правительство РФ проекта акта, предусматривающего установление квоты приема на целевое обучение в вуз за счет средств федерального бюджета, и установления кабинетом министров такой квоты – крайний срок представления документа смещен с 1 ноября на 1 декабря, а срок установления квоты – с 1 декабря на 31 декабря.

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2022 г. № 2115 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. № 1681"

Поправки в стандарты высшего образования

Изменения в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ординатуры по большей части касаются реализации дисциплин (модулей) по философии, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности и истории России. В частности, реализация дисциплины (модуля) "История России" предусмотрена в объеме не менее четырех зачетных единиц, при этом объем контактной работы обучающихся с педагогическими работниками должен составлять в очной форме обучения не менее 80%, в очно-заочной форме обучения не менее 40% объема, отводимого на реализацию указанной дисциплины (модуля). Это касается в том числе творческих специальностей, специальностей в области строительства и архитектуры, математики и информатики, гуманитарных специальностей и т. д.

Приказ Минобрнауки России от 19 июля 2022 г. № 662 "О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования"

Новые стипендии для студентов

Начиная с 1 сентября 2023 года учреждены стипендии:

имени К. А. Валиева:

  • для студентов-очников федеральных государственных вузов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, имеющих значительные достижения в области электронной промышленности (ежегодно предусмотрено 50 стипендий в размере 55 тыс. руб. в месяц каждая);
  • для аспирантов федеральных вузов и научных организаций, обучающихся по очной форме обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, имеющих значительные достижения в области электронной промышленности (ежегодно 30 стипендий в размере 75 тыс. руб. в месяц каждая);

имени С. П. Королёва:

  • для студентов вузов, имеющих значительные достижения в области инженерного дела (ежегодно 10 стипендий в размере 15 тыс. руб. в месяц каждая);
  • для аспирантов, имеющих значительные достижения в области инженерного дела (ежегодно 10 стипендий в размере 20 тыс. руб. в месяц каждая);

имени В. Ф. Яковлева:

  • для студентов Российского государственного университета правосудия, обучающихся очно по специальности "Юриспруденция" (ежегодно 8 персональных стипендий в размере 15 тыс. руб. в месяц каждая);
  • для аспирантов Российского государственного университета правосудия, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" и научным специальностям "теоретико-исторические правовые науки", "публично-правовые (государственно-правовые) науки", "частно-правовые (цивилистические) науки", "уголовно-правовые науки" и "международно-правовые науки" по очной форме обучения (ежегодно 2 персональные стипендии в размере 20 тыс. руб. в месяц каждая);

имени Е. Ф. Гнесиной:

  • для студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования, относящимся к укрупненной группе специальностей и направлений подготовки "Музыкальное искусство" (ежегодно 11 персональных стипендий в размере 15 тыс. руб. в месяц каждая);

имени И. А. Антоновой:

  • для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" (12 стипендий) и "История искусств" (1 стипендия) – ежегодно в размере 15 тыс. руб. в месяц каждая.

Кроме того, с 1 сентября с 5 тыс. до 15 тыс. руб. увеличится размер персональной стипендии имени А. А. Зиновьева для студентов философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Назначение указанных стипендий будет осуществляться уполномоченным министерством (Минобрнауки России, Минкультуры России) по результатам конкурсного отбора.


Иные поправки

Перечень законодательных поправок, намеченных к вступлению в силу с начала нового учебного года, не ограничивается рассмотренными. В подзаконных актах встречаются и иные точечные корректировки, связанные с:

  • уточнением универсальной компетенции "Гражданская позиция" для бакалавриата и специалитета – теперь речь идет о формировании не только нетерпимого отношения к коррупционному поведению, но и к проявлениям экстремизма, терроризма, и о противодействии им в профессиональной деятельности;
  • уточнением срока обучения в аспирантуре, а именно – с корректировкой формы изложения сроков обучения по научным специальностям с указанием ссылки на номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, а также изменением структуры представления научных специальностей в части исключения научных специальностей, освоение которых составляет три года в очной и четыре года в заочной форме;
  • необходимостью получения организациями, реализующими программы спортивной подготовки, лицензии на осуществление образовательной деятельности не позднее 1 сентября 2023 года.

Стоит учитывать, что некоторые поправки, которые были внесены в законодательные акты в сфере образования летом текущего года, хоть юридически уже и вступили в силу, но фактически начнут действовать только с начала нового учебного года. В числе последних:

  • введение новых обязанностей для обучающихся – поддерживать в образовательной организации чистоту и порядок, а также с учетом возрастных и психофизических особенностей – участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда;
  • допуск совершеннолетних лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей "Образование и педагогические науки", и успешно прошедших промежуточные аттестации, к занятию педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного и начального общего образования – это касается последнего года обучения в педагогическом ссузе, а студентов вузов – к занятию должностей учебно-вспомогательного персонала и работников сферы научного обслуживания в вузах и научных организациях;
  • завершение переходного периода для реализации мероприятий по обеспечению условий для организации бесплатного горячего питания обучающихся начальных классов в государственных и муниципальных образовательных организациях – законом предусматривалось поэтапное их осуществление с 1 сентября 2020 года по 1 сентября 2023 года;
  • поправки в части обеспечения охраны здоровья обучающихся – в частности, образовательные организации должны обеспечить организацию оказания первой помощи обучающимся в период их пребывания в этой организации (уточняется, что первую помощь могут оказывать педагогические работники и иные лица при наличии у них соответствующих подготовки или навыков), а до занятий физкультурой будут допускать обучающихся на основании сведений, содержащихся в заключении медорганизации, выданном по результатам проведенных профилактических медосмотров;
  • закрепление на законодательном уровне факта прохождения военной службы по призыву в качестве индивидуального достижения, результаты которого учитываются при поступлении на обучение в вузы и ссузы за счет бюджетных ассигнований;
  • предоставление возможности участникам СВО в пределах отдельной квоты поступать на бюджетные места в вуз по их выбору либо по результатам ЕГЭ либо по результатам вступительных испытаний в вузе, а детям медработников, умерших в результате инфицирования новой коронавирусной инфекцией при исполнении своих трудовых обязанностей, – в пределах отдельной квоты поступать без вступительных испытаний на бюджетные места в вузы по образовательным программам медицинского и фармацевтического образования;
  • расширение компетенции образовательной организации за счет включения в нее содействия добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся, их участию в общественно полезном труде.


***

Отметим, законодательная работа над поправками в закон об образовании и подзаконные нормативные акты продолжается, причем некоторые рассматриваемые в настоящее время проекты документов тоже имеют дату вступления в силу – 1 сентября 2023 года. Портал ГАРАНТ.РУ продолжит следить за свежими изменениями, ознакомиться с ними по мере появления можно в рубрике "Образование". 

Документы по теме:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Читайте также:

Изменение уровней профессионального образования

Изменение уровней профессионального образования

Уходим от Болонской системы. С 2023/24 учебного года начнется реализация пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования. Об основных положениях проекта расскажет эксперт службы правовой и налоговой поддержки компании "Гарант" Мария Рижская.

Школьную форму предлагают вводить только при согласии родителей

Школьную форму предлагают вводить только при согласии большинства родителей

В настоящее время при введении школьной формы руководство образовательной организации не обязано учитывать мнение родителей.

ЕГЭ предлагается отменить

Предлагается отменить ЕГЭ

С этой идеей периодически выступают после введения ЕГЭ в качестве обязательного экзамена.