Новости и аналитика Аналитические статьи Проверки ККТ: новый порядок контроля применения онлайн-касс

Проверки ККТ: новый порядок контроля применения онлайн-касс

Проверки ККТ: новый порядок контроля применения онлайн-касс
creativestall / Depositphotos.com

Совершенствование контрольно-надзорной деятельности имеет важное значение для всей системы государственного управления. Несмотря на то что базовый нормативный правовой акт в рамках масштабной реформы законодательства о контрольно-надзорной деятельности – Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Закон № 248-ФЗ) – вступил в силу еще в июле прошлого года, точечная корректировка федерального законодательства о конкретных видах контроля и надзора еще продолжается.

Одни из последних поправок в этой части касаются осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о применении ККТ. Речь идет как о внесении изменений в Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее – Закон № 54-ФЗ), так и о принятии отдельного постановления Правительства РФ, посвященного порядку осуществления такого контроля (надзора).

На ключевых корректировках и новых нормах остановимся более подробно.


Общие положения

С 1 марта вступили в силу поправки, предусмотренные Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ. В частности, теперь в ст. 7 Закона № 54-ФЗ речь идет не просто о контроле и надзоре, а о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у ИП. Такой контроль по-прежнему будут осуществлять налоговые органы.


Подпадают ли проверки применения ККТ под "коронавирусный" мораторий на проведение проверок в 2022 году? Ответ на этот вопрос можно найти в материале "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Напомним, в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона № 248-ФЗ государственный контроль (надзор) представляет собой деятельность контрольных (надзорных) органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемую в пределах полномочий этих органов посредством:

  • профилактики нарушений обязательных требований;
  • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
  • выявления нарушений обязательных требований;
  • принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению выявленных нарушений, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения нарушений.

Конкретизирован предмет контроля и надзора за соблюдением нормативных требований в части ККТ – им являются правила применения ККТ при осуществлении расчетов в России в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у ИП, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

Важным нововведением является норма о непроведении при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Это вполне логично, ведь вся современная ККТ оснащена фискальным накопителем, и информация о расчетах в автоматическом режиме передается в налоговые органы через оператора фискальных данных. То есть налоговые органы могут в онлайн-режиме следить за производимыми расчетами, и параллельное проведение контрольных или надзорных мероприятий было бы здесь излишним.

Кроме того, в ст. 7 Закона № 54-ФЗ появился новый пункт – п. 2.2, закрепляющий правило о том, что при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ контролируемое лицо не уведомляется о проведении внеплановой выездной проверки. Напомним, аналогичная оговорка – в отношении любого вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия – имеется в ч. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ для случаев, когда основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Тогда контрольный (надзорный) орган принимает неотложные меры по предотвращению и устранению угрозы, приступая к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно – в течение суток после получения соответствующих сведений. Он должен известить о проведении мероприятия только орган прокуратуры по месту нахождения объекта контроля, а также вправе, но не обязан уведомлять контролируемое лицо о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

При этом ч. 6 ст. 73 Закона № 248-ФЗ обязывает контролирующие органы уведомлять о проведении выездной проверки контролируемое лицо путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля. Таким образом, новый пункт ст. 7 Закона № 54-ФЗ расширяет указанные общие нормы, исключая необходимость уведомления о проведении внеплановой выездной проверки для всех случаев ее осуществления в рамках контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ.

Также появилась норма об утверждении Правительством РФ положения о контроле и надзоре за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ. Вместе с тем, приведен к единообразию терминологический аппарат – в списке полномочий налоговых органов при осуществлении контроля и надзора понятие "проверка" заменено правовой конструкцией "контрольные (надзорные) мероприятия". Кроме того, перечень полномочий дополнен указанием на возможность осуществления контрольных (надзорных) мероприятий по месту нахождения налогоплательщика или месту установки ККТ – даже если это место является жилым помещением.

В целом в Законе № 54-ФЗ содержатся только нормы, определяющие специфику осуществления госконтроля за применением ККТ – например, в части определения контрольных органов и их компетенции в рамках осуществления рассматриваемого вида контроля, а также порядка взаимодействия с ними органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и банков при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Все остальные общие нормы, касающиеся организации и осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, регулируются Законом № 248-ФЗ, прямая отсылка к которому теперь имеется в ст. 7 Закона № 54-ФЗ.


Порядок осуществления контроля

Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у ИП, установлен отдельным Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2022 г. № 272 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей" (далее – Положение), которое вступило в силу с 5 марта текущего года.

Документ определяет:

  • что подлежит проверке – предмет и объект контроля (надзора);
  • кто и в отношении кого проводит мероприятия – контрольно-надзорный орган и контролируемые лица;
  • в какой форме они проводятся – виды профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий и их особенности;
  • как осуществляются эксперимент, фотосъемка, аудио- и видеозапись в рамках контроля (надзора);
  • как оформляются результаты контрольного (надзорного) мероприятия, а также кто и в каком порядке может их обжаловать.

Предмет и объект контроля (надзора), ключевой показатель

Предмет федерального государственного контроля (надзора) в Положении дублирует вышеупомянутую норму ст. 7 Закона № 54-ФЗ, в соответствии с которой проверяются правила применения ККТ при осуществлении расчетов в РФ в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у ИП, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров. А в качестве объекта рассматривается деятельность контролируемых лиц (п. 1, п. 7 Положения).

При этом определен и ключевой показатель федерального государственного контроля (надзора) – соотношение количества ККТ, применяемой с соблюдением требований российского законодательства, и общего количества зарегистрированной ККТ на конец отчетного периода, то есть календарного года. Целевое значение такого показателя определяется исходя из ежегодного роста значения ключевого показателя на 5% (п. 44-46 Положения).


Контрольный (надзорный) орган и контролируемые лица

Контрольным (надзорным) органом признана ФНС России и ее территориальные органы в лице руководителя, его заместителей и иных уполномоченных должностных лиц. Их полномочия при проведении контрольных (надзорных) мероприятий не конкретизируются в Положении, однако имеется отсылка к ч. 2 ст. 29 Закона № 248-ФЗ и ст. 7 Закона № 54-ФЗ, в которых прописаны права инспекторов при проведении контрольного (надзорного) мероприятия. Так, по общим правилам, инспектор вправе:

  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать и осматривать производственные объекты;
  • знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований;
  • требовать от контролируемых лиц представления письменных объяснений по фактам выявленных нарушений, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
  • знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
  • составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления запрошенных документов и материалов, невозможности проведения опроса должностных лиц или работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контроля (надзора);
  • выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении выявленных нарушений и о восстановлении нарушенного положения;
  • обращаться за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;
  • совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами или положениями о видах контроля (ч. 2 ст. 29 Закона № 248-ФЗ).

Следует помнить, что все эти действия возможны только в пределах полномочий инспектора и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий.

Перечень полномочий, закрепленных в ст. 7 Закона № 54-ФЗ, почти не изменился с 1 марта – налоговые органы по-прежнему могут:

  • вести, в том числе с помощью автоматизированной информационной системы, мониторинг расчетов с применением ККТ и полноты учета выручки, проводить анализ данных;
  • осуществлять наблюдение за применением ККТ;
  • проводить контрольные (надзорные) мероприятия в отношении применения ККТ, полноты учета выручки в организациях и у ИП, удаленные проверки в отношении осуществления деятельности операторами фискальных данных – уточнено, что контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться и по месту нахождения налогоплательщика или месту установки ККТ, в том числе в жилых помещениях;
  • проводить контрольные закупки для проверки оформления и выдачи организацией и ИП кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством РФ о применении ККТ и подтверждающих факт расчета между организацией или ИП и покупателем, в том числе путем приобретения, оплаты товаров (работ, услуг), совершения платежей с использованием наличных денег или в безналичном порядке;
  • запрашивать необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет ККТ;
  • получать, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к ККТ проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе;
  • получать беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;
  • проводить контрольные (надзорные) мероприятия в отношении правильности учета наличных денег при применении ККТ;
  • выносить предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о применении ККТ;
  • взаимодействовать с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности при осуществлении своих функций в рамках контроля (надзора) (п. 2 ст. 7 Закона № 54-ФЗ).

При этом должностные лица контрольного (надзорного) органа при проведении проверок обязаны соблюдать ограничения и выполнять предусмотренные законодательством обязанности – за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий и обязанностей им грозит ответственность по ст. 19.6.1 КоАП (п. 5 Положения).

В свою очередь, к контролируемым лицам отнесены организации и ИП, осуществляющие расчеты в России, за исключением тех, которые осуществляют расчеты, допускаемые без применения ККТ, а также операторы фискальных данных, экспертные организации и изготовители. В соответствии с ч. 12 ст. 65 Законе № 248-ФЗ уклонение контролируемого лица от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование его проведению влечет ответственность – в частности, по ст. 19.4 и ст. 19.4.1 КоАП РФ.


Виды профилактических мероприятий

Положение предусматривает 5 видов профилактических мероприятий, применяемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о применении ККТ:

  • информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований – его осуществляет контрольный (надзорный) орган посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте, в СМИ и через кабинет ККТ;
  • обобщение правоприменительной практики – результаты такого обобщения ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным годом, должны быть собраны в доклад и опубликованы на официальном сайте ФНС России для публичного обсуждения, а не позднее 1 марта – утверждены приказом или распоряжением руководителя контрольного (надзорного) органа и после этого в течение 3 рабочих дней размещены на официальном сайте контрольного (надзорного) органа;
  • объявление предостережения – осуществляется контрольным (надзорным) органом в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках таких нарушений и в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение причинило вред охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда;
  • консультирование – осуществляется без взимания платы должностным лицом контрольного (надзорного) органа по телефону, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, а также – посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа письменного разъяснения по аналогичным вопросам, содержащимся в более чем 10 однотипных обращениях;
  • профилактический визит – в ходе этого мероприятия, осуществляемого в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи, контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, а также о видах, содержании и об интенсивности проводимых в отношении него контрольных (надзорных) мероприятий (п. 11-16 Положения).

В Положении конкретизированы правила осуществления перечисленных мероприятий, в том числе закреплена возможность контролируемого лица отказаться от некоторых из них – например, от проведения профилактического визита при условии уведомления контрольного (надзорного) органа о таком отказе не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения. Это важное уточнение, поскольку при проведении профилактического визита может быть установлено, что объекты федерального государственного контроля (надзора) представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям или такой вред уже причинен, и соответствующая информация может послужить основанием для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (п. 16 Положения).

Кроме того, прописано право контролируемого лица подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении объявленного предостережения – это можно сделать в течение 15 календарных дней со дня получения предостережения, подав его в электронном виде через кабинет ККТ, а при отсутствии доступа к такому кабинету – представив в налоговый орган на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Возражение должно быть подкреплено доводами и документами или их копиями, подтверждающими несогласие лица с предостережением. Если такое возражение поступит, то контрольный (надзорный) орган рассмотрит его и в срок не позднее 10 рабочих дней примет решение об отсутствии необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в отношении которых было направлено предостережение, либо о необходимости принятия таких мер. Мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения направят заявителю тем же способом, которым было подано возражение (п. 14 Положения).

В документе содержатся и иные уточняющие нормы – например, в части ограничения времени консультирования по телефону или на личном приеме (на консультирование одного контролируемого лица отводится не более 15 минут), а также в части формы ответов при таком консультировании – информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется (п. 15 Положения).

Напомним, при осуществлении государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, о чем прямо говорится в ч. 1 ст. 8 Закона № 248-ФЗ.


Контрольные (надзорные) мероприятия

При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся. Что касается видов контрольных (надзорных) мероприятий, то их столько же, сколько и профилактических – 5. Речь идет о:

  • контрольной закупке;
  • документарной проверке;
  • наблюдении за соблюдением обязательных требований;
  • выездном обследовании;
  • выездной проверке.

Причем наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование даже не требуют принятия решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий – поскольку эти мероприятия не предполагают взаимодействия с контролируемым лицом, для их проведения достаточно наличия заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа.

В Положении расшифровывается содержание каждого контрольного (надзорного) мероприятия – так, в ходе контрольной закупки могут совершаться такие контрольные (надзорные) действия, как осмотр и эксперимент, в ходе документарных проверок – получение письменных объяснений, истребование документов и экспертиза, в ходе выездного обследования на общедоступных производственных объектах, открытых для посещения неограниченным кругом лиц, – осмотр, а в ходе выездной проверки – осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, экспертиза и эксперимент.

Некоторые мероприятия – контрольная закупка и выездное обследование – проводятся без предварительного уведомления контролируемого лица. Однако для контрольной закупки, за исключением дистанционной контрольной закупки, необходимо присутствие 2 свидетелей или 2 должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо применение видеозаписи. Если в ходе контрольной закупки инспектор выявит нарушения обязательных требований, то он вправе принять решение о необходимости формирования и печати контролируемым лицом фискального документа – отчета о текущем состоянии расчетов. Что касается выездного обследования, то если в ходе такого мероприятия выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе незамедлительно провести контрольную закупку. "В случае если с момента начала проведения контрольной закупки и до момента ее завершения фискальные данные, включая фискальный документ, не получены контрольным (надзорным) органом, что исключает обоснованную оценку соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, акт контрольного (надзорного) мероприятия составляется и направляется контролируемому лицу в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки", – поясняется в Положении.

В свою очередь, наблюдение за соблюдением обязательных требований предполагает сбор и анализ данных об объектах федерального государственного контроля (надзора), имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных:

  • поступающих в ходе межведомственного информационного взаимодействия;
  • предоставляемых контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований;
  • содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах;
  • из сети "Интернет";
  • иных общедоступных данных и данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи (п. 25 Положения).

При этом выявление в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований фактов причинения вреда (ущерба), возникновения угрозы причинения такого вреда или наличие сведений о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений, может стать основанием для принятия контрольным (надзорным) органом решения: о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия; об объявлении предостережения; о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений (п. 26 Положения).

Регламентированы и сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий:
для документарной проверки – не более 10 рабочих дней, но в этот срок не включается период с момента направления контролируемому лицу требования представить необходимые для проверки документы до момента их представления в контрольный (надзорный) орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации о выявлении в представленных документах ошибок и противоречий либо о несоответствии содержащихся в них сведений тем сведениям, которые имеются у контрольного (надзорного) органа, и требования представить письменные пояснения до момента их представления;
для выездной проверки – в пределах 10 рабочих дней, но с ограничениями в отношении субъектов малого предпринимательства, общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки которых составляет 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, а также с уточнением в части срока проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей деятельность на территориях нескольких субъектов РФ – срок устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.

Помимо этого, оговорены случаи, при наступлении которых ИП вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия – их список актуален для проведения мероприятий, которые в соответствии с требованиями Закона № 248-ФЗ должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя – например, осмотр. Уважительными причинами для отсутствия при проведении мероприятия считаются:

  • смерть близкого родственника (родителей, супруга или супруги, ребенка, родного брата или сестры, дедушки, бабушки или близкого родственника супруга или супруги);
  • болезнь или необходимость присмотра за больным супругом или супругой, ребенком, родителями;
  • пребывание под следствием или судом;
  • применение мер административного или уголовного наказания, которое делает явку на место проведения мероприятия невозможной (п. 21-22 Положения).


Эксперимент, фотосъемка, аудио- и видеозапись

Часть норм Положения посвящена регулированию порядка проведения эксперимента и особенностям осуществления при проведении контрольных (надзорных) мероприятий фото-, аудио- и видеозаписи.

Так, перед началом эксперимента должностные лица контрольного (надзорного) органа должны выработать основные направления проведения контрольного (надзорного) мероприятия для выявления возможных нарушений обязательных требований, затем зафиксировать средствами фотосъемки или видеосъемки используемые при эксперименте тест-предметы или тест-субъекты, создать ситуацию, позволяющую оценить соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, а уже потом провести эксперимент. К проведению эксперимента в случае необходимости разрешено привлекать специалиста.

Что касается фиксации должностным лицом контрольного (надзорного) органа и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований, то для этого могут быть использованы фотосъемка, аудио- и видеозапись. Фотосъемка допускается для фиксации нарушения обязательных требований при проведении осмотра, а видеозапись, помимо осмотра, может быть произведена в случаях невозможности однозначной идентификации нарушений обязательных требований при фотосъемке, проведения опроса с письменного согласия контролируемого лица, отказа контролируемого лица или его уполномоченного представителя от дачи письменного объяснения и при согласии давать устные объяснения с применением видеозаписи. Аудиозапись разрешена при проведении опроса при наличии письменного согласия контролируемого лица, а также при отказе контролируемого лица или его представителя от дачи письменного объяснения и при согласии давать устные объяснения с применением аудиозаписи.

Причем аудио- и видеозапись устных пояснений возможны только при условии предварительного уведомления контролируемого лица или его представителя и при наличии их письменного согласия, в котором имеется отметка о проведении аудио- или видеозаписи с указанием наименования и серийного номера соответствующей аппаратуры и носителя, на который осуществляется запись.

Порядок фото-, аудио- и видеозаписи предполагает, что для фиксации хода и результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная фотосъемка и видеозапись. Для фото-, аудио- и видеофиксации могут быть использованы фотоаппараты, диктофоны, видеокамеры, а также мобильные устройства (телефоны, смартфоны, планшеты). Но любое используемое для этого оборудование должно иметь техническую возможность отображения на фотоснимках и видеозаписи текущей даты и времени, а также сохранения данных о месте съемки (координат). Вместе с тем, при проведении фото- и видеофиксации предписано соблюдать следующие требования:

  • необходимо применять приемы фиксации, при которых исключается возможность искажения свойств объекта контроля (надзора);
  • следует обеспечивать условия фиксации, при которых полученные фотоснимки, видеозапись максимально точно и полно отображают свойства объектов контроля (надзора);
  • фото-, аудио- и видеоматериалы являются приложением к акту, составляемому по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия (п. 30-35 Положения).


Результаты контрольного (надзорного) мероприятия и их обжалование

Проведение любого контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, завершается составлением акта – он оформляется на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания его проведения. Если в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, то в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено, а также после оформления акта контролируемому лицу выдаются предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (п. 36-40 Положения).

Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения мероприятия, за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 88 Закона № 248-ФЗ, и подписывает акт тем же способом, которым он изготовлен. При отказе или невозможности подписания акта в нем делается соответствующая отметка.

При этом у контролируемого лица есть право на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц – соответствующая жалоба рассматривается руководителем территориального органа ФНС России или его заместителем либо вышестоящим органом ФНС России в порядке подчиненности, а если жалоба касается действий (бездействия) руководителя или заместителя руководителя территориального органа ФНС России, то – вышестоящим органом ФНС России. В свою очередь, жалоба на решение ФНС России, действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа рассматривается руководителем ФНС России. Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней со дня ее регистрации.


***

Приведение норм Закона № 54-ФЗ в соответствие с действующими законодательными положениями о государственном контроле (надзоре) и четкая регламентация порядка осуществления контроля (надзора) за соблюдением требований российского законодательства о применении ККТ имеет важное правовое значение. Оно призвано устранить недостатки действующего правового регулирования государственного контроля (надзора) в этой сфере, в том числе несистемность и пробельность, недостаточность регулирования вопросов профилактики нарушений обязательных требований, а также неоправданный акцент на проведение проверок, являющихся наиболее затратным мероприятием как для бизнеса, так и для органов контроля (надзора).

Ожидается, что реализация риск-ориентированного подхода, отмена плановых проверок соблюдения законодательства о применении ККТ и активный запуск механизмов профилактического воздействия на контролируемых лиц оптимизирует процесс контроля (надзора) и позволит перераспределить нагрузку на контрольно-надзорные органы, а сэкономленное на проверках добросовестных компаний и предпринимателей время проверяющие смогут потратить на проверки тех, кто действительно нарушает закон.

Очевидно, что законодательство о контрольно-надзорной деятельности, в том числе связанное с применением ККТ, будет развиваться и в последующем. Так, Минфин России уже начинал работу над поправками в Налоговый кодекс, предусматривающими, в частности, введение нового вида налогового контроля – оперативного, включающего такие мероприятия, как наблюдение, контрольная закупка, оперативный мониторинг и комплексная оперативная проверка. Предполагалось, что изменения начнут действовать с 1 января 2023 года, но пока министерство отказалось от продолжения работы над этим документом. Но поскольку конечная цель по "обелению" бизнеса, озвученная Президентом РФ Владимиром Путиным 4 июня 2021 года в ходе пленарного заседания ПМЭФ: "Что касается "обеления", то здесь, думаю, заинтересованным лицам понятно, о чем речь: все чеки через кассу, наем работников "вбелую" и закупка товаров тоже "вбелую", через кассу", – еще не достигнута, поэтому работа в этом направлении продолжится.

Документы по теме:

Читайте также:

Проверки ККТ, инициированные до 1 марта, налоговые органы проводят в соответствии с Законом № 54-ФЗ

Проверки ККТ, инициированные до 1 марта, налоговые органы проводят в соответствии с Законом № 54-ФЗ

С указанной даты контроль за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ перестает быть самостоятельным видом контроля.

ФНС России: при взимании неустоек (штрафов, пеней) с потребителя применение ККТ не требуется

ФНС России: при взимании неустоек (штрафов, пеней) с потребителя применение ККТ не требуется

Вместе с тем законодательство РФ не содержит запрета на применение ККТ при осуществлении операций, которые не подпадают под термин "расчеты", равно как за такие действия не предусмотрена административная либо иная ответственность.

ФНС России рассказала, как будут организованы проверки применения ККТ с 1 марта 2022 года

ФНС России рассказала, как будут организованы проверки применения ККТ с 1 марта 2022 года

Так, не допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения отсутствует в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.