Новости и аналитика Аналитические статьи Современной школе – современный учитель

Современной школе – современный учитель

Современной школе – современный учитель
VLADGRIN / Depositphotos.com

Достижение одной из главных целей, поставленных перед сферой образования главой государства, а именно: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение России в топ-10 стран мира по качеству общего образования (п. 5 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204), невозможно без создания современной образовательной среды и подготовки педагогических кадров для работы в ней. Посмотрим, каковы критерии такой среды и на каком этапе находится ее формирование.
 

Инфраструктура

Под образовательной инфраструктурой понимаются прежде всего сами здания образовательных учреждений и их оснащение. Реализация приоритетного проекта "Создание современной образовательной среды для школьников" (стартовал в октябре 2016 года) предполагает, напомним, создание к 2025 году более 6,5 млн новых учебных мест в общеобразовательных организациях, в том числе путем строительства школ нового типа, что позволит полностью перейти на односменное обучение и перевести детей из школ с износом более 50% в новые здания. В прошлом году, как портал ГАРАНТ.РУ писал ранее, было создано всего 56 888 новых мест. Приказ Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. № 336 предусматривает, что в строящихся школах могут комплектоваться как отдельные предметные кабинеты, так и интегрированные – по нескольким предметам или предметным областям (с использованием мобильных компьютерных, лингафонных классов и т. д.), а при наличии возможности – создаваться естественнонаучные или инженерные лаборатории и различные студии (дизайна, фотографии и др.). Разумеется, в школах нового типа должны быть оборудованы современные многофункциональные актовые залы, спортивные комплексы, кабинеты для уроков технологии. Как отмечается в размещенных на официальном сайте Минобрнауки России (по адресу: минобрнауки.рф, функционировавшем до разделения министерства на Минпросвещения России и Минобрнауки России) материалах о реализации обозначенного приоритетного проекта, оснащение школ действительно выходит на новый уровень: например, в открытой в феврале текущего года в Красноярске новой школе на 1280 мест – оборудованные лаборатории, современный информационно-библиотечный центр, четыре спортивных зала, залы для занятия хореографией, лингафонный кабинет, комната психологической разгрузки, тир для занятий по начальной военной подготовке. Проектом строящейся школы на 550 мест в Барнауле предусмотрены отдельные кабинеты информатики для учащихся младших, средних и старших классов, несколько кабинетов для проведения уроков технологии, два спортзала, площадки для подвижных игр, зона отдыха, оружейная комната и кабинет военной подготовки.

Предполагается, что объем финансирования программы содействия созданию в регионах новых мест в общеобразовательных организациях (согласно распоряжению Правительства РФ от 23 октября 2015 г. № 2145-р) составит более 2,8 трлн руб.: 1,9 трлн – из федерального бюджета, около 709 млрд – из регионального, около 142 млрд – из внебюджетных источников. Как отметил на организованной ИД "Коммерсантъ" конференции "Технологии в образовании" вице-президент по стратегическому маркетингу управляющей компании "Просвещение" Алексей Шаповалов, эффективным способом привлечения инвестиций в сферу строительства новых школ должно стать использование модели государственно-частного партнерства. Однако, учитывая, что механизм ГЧП в настоящее время работает только в тех инфраструктурных проектах, которые позволяют инвесторам зарабатывать, а строительство государственных образовательных учреждений к ним не относится – несколько реализованных по данной модели в дальневосточных регионах страны проектов были призваны решить задачу обеспечения надлежащей инфраструктурой сотрудников соответствующих компаний и их семей, – речь, по мнению эксперта, стоит вести главным образом о профильных образовательных инвесторах. Отметим, что летом группа компаний "Просвещение" анонсировала разработку совместно с Газпромбанком специального инвестиционного продукта, который позволит создавать современные школы с учетом интересов региональной экономики. По словам Алексея Шаповалова, в планах – строительство не менее 500 школ.

 

Кадровый состав и технологии в образовании

Одним из важных условий повышения качества образования эксперты называют индивидуализацию образовательного процесса. Отчасти выполнить задачу по формированию индивидуальных образовательных траекторий для каждого обучающегося помогают применяющиеся в обучении современные технологии. Так, возможности ресурса "Московская электронная школа" (далее – МЭШ), например, позволяют учителям назначать учащимся индивидуальные задания, а самим ученикам – самостоятельно повторять определенные темы, готовиться к контрольным и проверочным работам с помощью размещенных в базе электронных учебников и интерактивных уроков. Кроме того, учитель может не только создавать сценарий урока, используя материалы электронной библиотеки ресурса: учебные пособия, тестовые задания, видеоконтент, схемы, карты и др., адаптируя их для конкретного класса, что, как подчеркнула на состоявшейся 4 октября пресс-конференции директор Института цифрового образования Московского городского педагогического университета Екатерина Лавренова, может занимать до пяти часов (по данным проводимого институтом исследования МЭШ), но и вести урок по подходящему готовому сценарию. Освободившееся время, по мнению эксперта, может быть потрачено на сбор дополнительной информации о каждом ученике, например анализ успешности выполнения им индивидуальных заданий, ведь чем больше таких дополнительных сведений об учащемся известно учителю, тем более персонализированный подход он может ему обеспечить.

Стоит отметить, что использовать в работе готовые проверенные экспертным сообществом материалы могут не только московские учителя и ученики – с прошлого года функционирует проект "Российская электронная школа", представляющий собой базу интерактивных уроков по всем школьным предметам, соответствующих ФГОС и примерным основным образовательным программам начального, основного, среднего общего образования (создана в рамках реализации государственной программы "Развитие образования"). По словам директора Московского центра качества образования Павла Кузьмина, Департамент образования Москвы и Минпросвещения России заключили соглашение об использовании в рамках указанного проекта всех наработок МЭШ.

Нужно ли писать заявление о предоставлении учебного отпуска для прохождения государственной итоговой аттестации по образовательной программе основного общего или среднего общего образования, узнайте из материала "Документы, необходимые для предоставления учебного отпуска работникам, совмещающим работу с получением образования" Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

В перспективе – разработка программного обеспечения для полного анализа учебного процесса ребенка, по результатам которого можно будет корректировать его индивидуальный учебный план. Осуществлять такую корректировку будет учитель. "Мы создаем систему, которая пытается понять о человеке как можно больше, изучить его цифровой след, содержащий в себе характеристики того, какая среда человеку комфортна, какой вид деятельности ему нравится, в какой он достигает наибольших успехов, причем имеется в виду и то, чем он занимается вне школы, и на основе этого анализа предложит ему все подходящие цифровые ресурсы, онлайн-курсы, возможности дополнительного образования и т. д.", – сообщил генеральный директор университета НТИ "20.35" Василий Третьяков. По его словам, данная система будет сквозной для всех уровней образования, и, поступив в университет, учащийся сможет продолжать развиваться по определенной и подходящей именно ему образовательной траектории, что вполне соотносится с используемым в настоящее время рядом российских вузов форматом смешанного обучения, предполагающего сочетание традиционных аудиторных занятий и элементов дистанционного и электронного образования. Так, например, образовательные программы НИУ ВШЭ предусматривают прохождение какого-либо из массовых открытых онлайн-курсов (MOOCs), причем курсы можно выбрать как среди тех, которые предоставляются Национальной платформой открытого образования, так и тех, которые размещены на международных платформах, в частности платформе Coursera, или освоение определенной дисциплины в смешанном формате, когда часть предмета изучается дистанционно, отметил проректор вуза Сергей Рощин. А для оценки эффективности онлайн-обучения вуз применяет автоматизированный сервис психометрической аналитики, позволяющий определить сложность контента, качество заданий и уровень подготовленности студентов.

Необходимость персонализации образования вызвана также тем, что в настоящее время в одном классе могут учиться дети с разными возможностями. Именно потребность в освоении новых компетенций, таких как: работа в условиях реализации программ инклюзивного образования, работа с одаренными детьми, с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии, обучение детей, для которых русский язык не является родным, работа с учениками с девиантным поведением – стала предпосылкой для введения профессионального стандарта "Педагог", отметил в ходе состоявшейся позавчера пресс-конференции директор школы № 109 г. Москвы, президент Педагогической ассоциации "Педагог XXI века" Евгений Ямбург. Однако итоги его апробации в пилотных регионах, а также поставленная президентом задача по формированию национальной системы учительского роста, направленной на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями (подп. "г" п. 1 перечня поручений Президента РФ от 2 января 2016 г. № Пр-15ГС), предопределили, по словам эксперта, дальнейшую доработку профстандарта. Предлагаемый ассоциацией вариант – уровневый профстандарт, реализация которого обеспечит возможность не вертикального: из учителя – в управленцы, а горизонтального роста учителей. Предполагается установить следующую градацию должностей:

  • учитель – человек, получивший педагогическое образование и вошедший в профессию, то есть работающий в школе;
  • старший учитель – тот, кто владеет передовыми педагогическими практиками, например по реализации инклюзивного образования;
  • ведущий учитель – своеобразный интегратор, координирующий работу по составлению индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом особенностей учащихся, которая ведется учителем и соответствующими специалистами (логопед, дефектолог, психолог) с участием родителей.

Появление таких должностей позволит, по мнению Евгения Ямбурга, во-первых, упростить для учителей написание рабочих программ для конкретного класса (с учетом контингента) на основе утвержденных примерных программ по предметам – они смогут обращаться за помощью к старшему или ведущему учителю, а во-вторых, – обеспечить опытным педагогам уровень заработной платы не ниже средней по региону не за счет увеличения нагрузки (количества часов и объема внеурочной работы), а путем назначения на соответствующую должность. Кстати, поскольку образовательные организации вправе самостоятельно определять свое штатное расписание (п. 4 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), введение таких должностей возможно уже сейчас, считает эксперт. Правда, только при наличии в школьном бюджете средств на оплату деятельности по осуществлению функций старшего или ведущего учителя, что, скорее всего, станет проблемой в сельских и малокомплектных школах. Решить ее, по мнению педагога, можно, закрепив принцип экстерриториальности таких должностей, то есть возможность исполнения указанных функций одним лицом в нескольких школах.

Кроме того, в настоящее время ведется разработка новой модели аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов, введение которой предусмотрено Планом мероприятий по формированию и введению национальной системы учительского роста. Позавчера (8 октября) стартовало ее общественно-профессиональное обсуждение, которое продлится до 25 октября (ознакомиться с предлагаемой моделью и представить свои предложения можно на специально созданном ресурсе: ефом.рф). Представленная для обсуждения модель, доработанная по результатам апробации в мае-июне текущего года в 19 регионах, предусматривает не только периодическую аттестацию учителей для подтверждения соответствия их квалификации требованиям профстандарта педагога и ФГОС общего образования и аттестацию в целях установления первой или высшей квалификационной категории (будет проводиться только по желанию учителя), но и так называемый экзамен на вход в профессию – профессиональный экзамен для лиц, которые претендуют на замещение должности учителя, но либо вообще не имеют стажа работы учителем, либо не работали в этой должности на протяжении последних пяти лет. Кстати, предполагается, что для выпускников педагогических вузов и ссузов, планирующих сразу по окончании обучения работать по специальности, профессиональный экзамен может быть проведен в период государственной итоговой аттестации. Крайне важно, что согласно предлагаемой модели аттестации не менее половины состава аттестационных комиссий, формируемых непосредственно образовательными организациями, должны будут составлять учителя.

Эксперты подчеркивают, что определение одного общего механизма аттестации педагогов является важным условием формирования единого образовательного пространства. В настоящее время в регионах используются разные форматы проведения аттестации: в одних для ее прохождения необходимо собрать многостраничное портфолио, в других – пройти тестирование и т. д. – и нет единого подхода к пониманию лучшей практики педагогической работы, отметил проректор Московского государственного психолого-педагогического университета [университет – один из разработчиков новой модели аттестации учителей. – ГАРАНТ.РУ] по внеучебной и социальной работе Андрей Милёхин. В связи с этим и предлагается использовать для определения уровня сформированности профессиональных компетенций, заложенных в профстандарте педагога, единые федеральные оценочные материалы, пояснил эксперт. При этом возможность учесть региональную специфику образовательного процесса будет сохранена – предполагается, в частности, что субъекты РФ смогут формировать перечни профессиональных достижений учителей, дающих право на прохождение аттестации в упрощенном виде.

***

Разумеется, необходимость освоения новых компетенций, заложенных в профстандарт педагогических работников, влечет за собой соответствующую корректировку программ обучения педагогических кадров в рамках среднего профессионального, высшего и дополнительного образования. Влияет на содержание образовательных программ и постепенная цифровизация образования – учитель должен уметь использовать все возможности, предоставляемые современными технологиями. Тем не менее стоит иметь в виду, что внедряемые элементы электронного образования предполагают определенное изменение формата обучения, но не замещение функций учителя, и являются лишь инструментами в руках педагогов, которые становятся для учеников не только "трансляторами" знаний, но и своеобразными проводниками, помогающими выбрать из множества образовательных ресурсов наиболее подходящие. Кроме того, не стоит забывать, что, помимо обучения, обязательной составляющей образования является воспитание ребенка, и здесь роль учителя неизменна.

Документы по теме: