Новости и аналитика Новости Предлагается ввести обязательную аттестацию экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников

Предлагается ввести обязательную аттестацию экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников

Предлагается ввести обязательную аттестацию экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводниковСоответствующий законопроект1 разработан Минкультуры России во исполнение поручения Президента РФ, данного по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 17 августа 2015 года (подп. "в" п. 1 перечня поручений от 22 сентября 2015 г. № Пр-1893ГС). Предполагается, что проводиться такая аттестация будет региональными органами власти в сфере туризма: экскурсоводов и инструкторов-проводников – раз в три года, гидов-переводчиков – раз в пять лет. 

За оказание экскурсионных услуг без прохождения аттестации, разумеется, предлагается установить административную ответственность. Так, за осуществление деятельности экскурсовода или гида-переводчика лицом без аттестата законопроектом предусмотрен штраф в размере 25 тыс. руб., а за привлечение такого лица для оказания соответствующей услуги – 100 тыс. руб. для должностных лиц и 500 тыс. руб. для организаций. За аналогичные деяния в сфере оказания услуг инструкторов-проводников предлагается штрафовать на 50 тыс., 200 тыс. и 1 млн руб. соответственно.

НАША СПРАВКА

Экскурсовод (гид) – профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению туристов с объектами показа в стране или месте временного пребывания.

Гид-переводчик – профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению туристов с объектами показа в стране или месте временного пребывания.

Инструктор-проводник – профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов (ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации").



Помимо необходимости получения соответствующего аттестата, законопроектом предусмотрено закрепление в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" еще одного нового обязательного условия для осуществления профессиональной деятельности в качестве экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников на территории России – наличие у лица, которое планирует заниматься оказанием таких услуг, гражданства РФ.

Экспертное сообщество в целом одобряет эти предложения, так как они направлены на создание прозрачного и контролируемого рынка экскурсионных услуг. Как подчеркнул вчера в ходе так называемого нулевого чтения законопроекта в Общественной палате РФ президент Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров Александр Осипов, в настоящее время около 80% туристов в России обслуживаются непрофессиональными гидами, которые, во-первых, не платят налоги, а во-вторых, формируют негативное впечатление о качестве туристских услуг. Кроме того, современные туристы не удовлетворяются поверхностными сведениями об определенном месте или объекте, поэтому должным образом оказать им экскурсионные услуги могут только профессионально подготовленные гиды.

При этом необходимо разграничить профессиональную деятельность экскурсоводов и "экскурсии", которые проводят обычные граждане, показывая, например, достопримечательности города своим родственникам или знакомым, отметила председатель Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина. Если не установить критерии такого разграничения, простых граждан можно будет привлекать к административной ответственности за осуществление деятельности по оказанию экскурсионных услуг без аттестата.

Также, по мнению общественников, в уточнении нуждается порядок проведения учебных экскурсий. В настоящее время на практике возникают ситуации, когда в музеях за проведение экскурсии учителем для своих учеников взимается дополнительная плата, что недопустимо.

Кроме того, эксперты считают некорректным установление одинаковых правил осуществления деятельности для экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Они предлагают предусмотреть специальный порядок регулирования деятельности последних, поскольку инструкторы-проводники в отличие от гидов занимаются не сообщением определенной информации туристам, а фактически отвечают за их безопасность при прохождении туристских маршрутов. Общественный совет при Ростуризме подготовил перечень соответствующих предложений и направил его в Минкультуры России (текст письма имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ). В нем, в частности, отмечается, что в настоящее время не существует такой профессии, как инструктор-проводник, есть только должность "инструктор-методист по туризму". Поэтому прежде чем вносить поправки о деятельности инструкторов-проводников в законодательство, необходимо включить эту профессию в соответствующий квалификационный справочник и разработать для нее профстандарт. Также предлагается разделить понятия "активный туризм" и "спортивный туризм", предусмотрев, что аттестация кадров для спортивного туризма, который не является коммерческим, производится Федерацией спортивного туризма России. Аттестацию же в сфере активного туризма необходимо проводить по его видам (водный, горный, спелеотуризм и т. д.), так как каждый из них требует специфических умений и навыков преодоления препятствий на маршруте.

Самым спорным можно назвать положение законопроекта, согласно которому аттестат дает право получившему его лицу являться экскурсоводом, гидом-переводчиком или инструктором-проводником только на территории региона, в котором этот аттестат получен. Как отметил начальник отдела туризма Департамента туризма и региональной политики Минкультуры России Виктор Чесноков, такое условие поможет обеспечить занятость местных гидов. Однако, по словам руководителя Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета при Ростуризме Сергея Минделевича, инструкторов-проводников с необходимым для прохождения маршрута определенной категории сложности опытом во многих регионах просто нет. Также он подчеркнул, что многие маршруты проходят сразу через несколько субъектов РФ, и в случае реализации указанной инициативы одной группе туристов придется привлекать целый ряд гидов или инструкторов, что вряд ли можно считать целесообразным.

В заключение общественники отметили, что в целом поддерживают законопроект, так как он позволит упорядочить деятельность экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. Однако он, по их мнению, нуждается в существенной доработке, в том числе с учетом высказанных в ходе нулевого чтения замечаний, при участии специалистов по активному туризму, в частности представителей Федерации спортивного туризма России и Федерации альпинизма России.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

В России могут ввести электронные туристические визы
Предполагается, что они будут выдаваться иностранным туристам на срок до одного месяца или на основе принципа взаимности на срок до шести месяцев.

Общественники предлагают убрать требование о минимальном "возрасте" автобуса для перевозки детских групп

Общественники предлагают убрать требование о минимальном "возрасте" автобуса для перевозки детских групп

С 1 января 2017 года перевозить группы детей можно будет только на автобусах, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, но эксперты уверены: это негативно отразится на детском туризме.

В России запущен Национальный туристический портал

В России запущен Национальный туристический портал
Он содержит актуальную информацию о туристических предложениях и достопримечательностях регионов нашей страны.

 

______________________________

1 С текстом законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" и материалами к нему можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/03-16/00046940).