Новости и аналитика Новости Предлагается смягчить предусмотренные проектом нового КоАП РФ административные санкции для ИП и юрлиц

Предлагается смягчить предусмотренные проектом нового КоАП РФ административные санкции для ИП и юрлиц

Предлагается смягчить административные санкции для ИП и юрлиц, предусмотренные проектом нового КоАП РФПроект1 нового КоАП РФ, который был внесен 18 декабря 2015 года в Госдуму, не получил поддержки у экспертного сообщества. Так, член ОП РФ Евгения Уваркина вчера во время "нулевых чтений" законопроекта в Общественной палате РФ обратила внимание, что документ в качестве новеллы предлагает разделять административные правонарушения на три категории: грубые, значительные и менее значительные. "Критерии этих категорий административных правонарушений сформулированы нечетко, что может вызвать разночтения у правоприменителя", – предположила эксперт. Действительно, в законопроекте лишь указано, что правонарушения подразделяются на грубые, значительные и менее значительные в зависимости от их характера (ч. 1 ст. 3.2 законопроекта). При этом не установлено, по каким критериям стоит определять характер проступка. В то же время отнесение правонарушения к конкретной категории влияет, в частности, на срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административной ответственности. К примеру, указанный срок при совершении менее значительного правонарушения составляет один год со дня окончания исполнения постановления по делу об административном правонарушении, при значительном правонарушении – два года, при грубом правонарушении – три года (ст. 5.12 законопроекта).

Некоторые нормы, содержащиеся в действующем КоАП РФ, в проект закона не попали. Например, сегодня при назначении административного наказания физическому лицу должны учитываться характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ). "Я считаю, что это очень правильная норма, и суд действительно должен назначать разные наказания в зависимости от личности виновного и его имущественного положения. Однако законопроектом это не предусмотрено", – подчеркнул первый вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Владислав Корочкин.

А отдельные нормы, напротив, были перенесены из действующего КоАП РФ в проект нового кодекса, но, по мнению экспертов, не все из них стоило копировать бездумно. Например, в неизменном виде могут остаться правила административного приостановления деятельности. Напомним, это наказание применяется, когда дальнейшая деятельность нарушителя может привести к нежелательным последствиям (техногенная катастрофа, эпидемия, загрязнение окружающей среды и т. д.), – причем оно может быть наложено как на организацию, так и на ИП (ст. 3.12 КоАП РФ)."Для ИП приостановление деятельности равносильно "смерти" бизнеса, поэтому их надо оградить от этого вида наказания", – высказался Владислав Корочкин. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, предусмотренная ст. 3.7 КоАП РФ и перенесенная без изменений в ст. 4.9 законопроекта, также угрожает многим хозяйствующим субъектам, отмечают специалисты. "Норма о конфискации сформулирована таким образом, что позволяет изъять в собственность государства оборудование, на котором произведена, например, контрафактная продукция. Однако большинство станков работают так, что выбытие одного из них означает остановку всей линии. А это уже может привести к разорению целого предприятия", – пояснила Юлия Елисеева.

Узнайте больше об административном приостановлении деятельности Роспотребнадзором в случае нарушения обязательных требований из "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей"  интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Особое внимание общественников привлекли санкции статей проекта нового КоАП РФ, которые в случае одобрения инициативы будут намного более существенными, чем используемые в настоящее время. Так, разработчики инициативы предлагают увеличить размер максимального штрафа для юридических лиц за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в два раза (ст. 8.41 КоАП РФ, ст. 17.4 законопроекта), за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы – в пять раз (ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, ч. 1 ст. 17.6 законопроекта), а за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию – и вовсе в 15 раз (ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ, ч. 5 ст. 18.5 законопроекта). "При этом никто не обосновал необходимость повышения размера штрафов, никто не провел анализ того, как это увеличит нагрузку на бизнес", – сетует член Научно-консультативного совета при ОП РФ Максим Довгялло. "Проект нового КоАП РФ – это объявление войны отечественному предпринимателю", – считает Владислав Корочкин. Помимо пересмотра размера штрафных санкций, эксперт предложил предусмотреть особые условия привлечения к ответственности нарушителей из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Владислав Корочкин уверен, что данные хозяйствующие субъекты должны получить дополнительную защиту, например, более мягкие наказания и возможность избежать их наложения, если то или иное правонарушение было совершено впервые.

Общественники заметили также, что нормы законопроекта де-факто нарушают презумпцию невиновности. "В проекте нового КоАП РФ указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевший должны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений в производстве по делу об административном правонарушении (ч. 2 ст. 40.6 законопроекта). Это фактически презумпция виновности", – заявил вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. А директор по техническому регулированию Группы компаний Danone в России Юлия Елисеева обратила внимание, что проект нового КоАП РФ допускает привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение сразу по нескольким статьям: например, за невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования (ст. 24.9 законопроекта) и за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ст. 34.2 законопроекта).

"Все бизнес-сообщество обеспокоено тем, что законопроект идет вразрез с провозглашаемой стратегией защиты бизнеса от дополнительного бремени. КоАП РФ не должен иметь карательную функцию, его цель – профилактика административных правонарушений. Поэтому надо детально проработать те нормы, за нарушение которых предлагается увеличить штрафы", – подчеркнула Евгения Уваркина. Для того, чтобы избежать негативных последствий для экономики, общественники призвали законодателя не торопиться и принимать документ частями. А депутат Госдумы Анатолий Аксаков предложил одновременно с рассматриваемым актом разрабатывать проект закона о контрольно-надзорной деятельности, чтобы оба эти документа были основаны на общих принципах и не противоречили друг другу.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Читайте также:

КоАП РФ хотят модернизировать
Разрабатываются новые редакции Общей и Особенной частей Кодекса.

Новый КоАП РФ: каким он может быть

Новый КоАП РФ: каким он может быть
Расчет штрафов по формулам, ликвидация юрлиц и запрет на пользование услугами авиакомпаний как виды наказания – далеко не полный список новшеств, предлагаемых проектом Общей части кодекса.

Агеев Александр

Новое административное законодательство

На этой неделе на рассмотрение Госдумы был внесен проект Общей части Административного кодекса РФ. Документом предлагается увеличить минимальный срок давности привлечения к административной ответственности, отказаться от фиксированной суммы штрафов, а также сократить число органов власти, уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях.

Агеев Александр,
Депутат Госдумы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"

______________________________

1 С текстом законопроекта № 957581-6 "Кодекс Российской Федерации об административной ответственности" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.