Рейтинг@Mail.ru

ВС РФ: глазированную мороженую рыбу вразвес нужно продавать без учета веса ледяной глазури

ВС РФ: глазированную мороженую рыбу вразвес нужно продавать без учета веса ледяной глазури
Krittiya Changboon / Shutterstock.com

При продаже глазированной мороженой рыбы вразвес магазин должен так взвесить эту рыбу, чтобы потребитель точно знал, сколько в товаре, собственно, рыбы, а сколько – ледяной глазури. Ведь в противном случае покупатель приобретает по цене рыбы не только саму рыбу, но и глазурь. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу по делу об оспаривании предписания Роспотребнадзора (определение ВС РФ от 31 января 2018 г. № 309-КГ17-21752).

Проверяющие этого ведомства обнаружили нарушения при реализации мороженой рыбы: пакет с мороженой навагой весом 1200 г. без глазури и 1264 г. с глазурью, на кассе был "пробит" по весу 1264 г. По итогам проверки магазину выдали предписание: "цену замороженной рыбы, у которой на упаковке указан вес рыбы с глазурью (масса нетто) и вес рыбы без глазури (масса нетто без глазури), определять для продажи потребителям по весу рыбы без глазури (массе нетто без глазури)".

Правовое обоснование было следующим: цена на ценнике была указана не за упаковку, а за килограмм рыбы. Значит, товар является развесным. А стало быть, применяется п. 36 Правил продажи отдельных видов товаров: цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.

Однако магазин обжаловал предписание в суде. По его мнению, указанный п. 36 Правил применяться в данном случае не должен, потому что:

  • рыба замороженная глазированная (в данном конкретном случае) не является продукцией, продаваемой на развес,
  • потребителю продается не "рыба", а специальный продукт – "рыба мороженная глазированная", где глазурь обеспечивает сохранность продукции в течение срока годности, получается в результате технологического процесса переработки и имеет определенную стоимость,
  • сама глазурь является не упаковкой, а составной частью продукции, количество которой регулируется нормативными актами в области по стандартизации.

Однако суды не согласились с аргументами магазина. Предписание было признано законным, при этом суды дополнительно сослались на следующие положения законодательства:

  • согласно Дополнению № 17 к СанПиН 2.3.2.1078-01, маркировка мороженой глазированной рыбной продукции должна содержать сведения о массе нетто, то есть массе продукции без массы глазури;
  • согласно ГОСТ Р 51493-99 "Государственный стандарт Российской Федерации. Рыба разделанная и неразделанная мороженая. Технические условия" масса нетто глазированной рыбы должна быть указана без учета массы глазури;
  • согласно ст. 10 Закона о защите прав потребителей, продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Следовательно, цена развесной глазированной рыбы определяется по весу нетто без глазури, то есть по чистому весу товара; при ином подходе потребителю продается глазурь по цене покупаемой им рыбной продукции.

ВC РФ согласился с тем, что глазированная рыба продается магазином вразвес, а не поштучно, соответственно цена на такой товар, в соответствии с установленными правилами, определяется по весу нетто и без глазури. В передаче жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ было отказано (определение ВС РФ от 5 февраля 2018 г. № 309-АД17-21865).

Таким образом, вся мороженая глазированная рыба "на развес" должна взвешиваться так, чтобы весы определяли: отдельно – массу самой рыбы, отдельно – массу глазури, в которую эта рыба запрятана. Дабы уберечь потребителей от приобретения неоправданно дорогой ледяной глазури. Между тем, в рознице – в том числе, в секциях самообслуживания, – частенько бывает наоборот.

Возможно, "выходом" для ритейла станет взвешивание глазированной рыбы сразу с 5% "скидкой" – это максимально разрешенная масса ледяной глазури.

Отметим, что другой магазин этой же сети был наказан за сходное нарушение: мороженое глазированное филе минтая было промаркировано "недостоверной" информацией о массе нетто: хотя на маркировке и была указана "масса нетто", но при этом сведения о массе тары и массы снега, глазури, бумаги, защитного покрытия отсутствовали.

Роспотребнадзор, внимательно рассмотрев маркировку, пришел к выводу – определить фактический вес нетто можно только вычитанием из массы брутто массы тары, снега, глазури, бумаги, защитного покрытия, а раз такой информации нет, то достоверно посчитать массу рыбного филе не получится. А значит, информация о весе нетто продукта является недостоверной.

Нарушение было квалифицировано по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение требований техрегламентов, в частности, TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки). Суд отказался признать нарушение малозначительным, штраф составил 100 тыс. руб.

ВC РФ ожидаемо отказал в передаче жалобы по этому делу в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ и отметил, что раз информация о массе снега и глазури отсутствует, то установить фактический вес нетто не представляется возможным.