Рейтинг@Mail.ru

Подготовлен законопроект о розничном финансировании – краудфандинге

Подготовлен законопроект о розничном финансировании – краудфандинге
Zolnierek / Shutterstock.com

Минэкономразвития России разработало проект1 федерального закона об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге).

Как следует из проекта, деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению инвесторам и лицам, привлекающим инвестиции, доступа к специальной инвестиционной платформе в сети "Интернет" для заключения посредством этой платформы договоров, на основании которых привлекаются инвестиции. Результатом этой деятельности является передача денежных средств от инвестора лицу, привлекающему инвестиции. У последнего при этом возникают соответствующие обязательства перед инвесторами.

Лица, осуществляющие указанную деятельность, названы в проекте операторами инвестиционной платформы.

Согласно проекту, ими могут быть российские хозяйственные общества при условии их включения Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ. Включение в реестр будет осуществляться на добровольной основе.

Проектом предусмотрен ряд требований, предъявляемых к оператору инвестиционной платформы. В частности, минимальный размер собственных средств (капитала) оператора должен составлять не менее 5 млн. руб.

Оператору инвестиционной платформы нельзя будет осуществлять деятельность кредитной организации либо деятельность некредитной финансовой организации (исключение – деятельность организатора торговли, брокера, управляющего, депозитария или регистратора).

Услуги по организации розничного финансирования (краудфандинга) оператор инвестиционной платформы вправе будет оказывать лишь при условии раскрытия правил инвестиционной платформы. Помимо этого оператор должен будет размещать на своем сайте целый ряд сведений как о себе самом, так и о лицах, привлекающих инвестиции, а также о каждом инвестиционном проекте.

Проводить проверку деятельности операторов инвестиционных платформ будет Банк России.

Предусмотрено, что оператор инвестиционной платформы не отвечает перед инвесторами по обязательствам лица, привлекающего инвестиции.

Способами инвестирования посредством инвестиционной платформы, согласно проекту, являются предоставление займов, приобретение ценных бумаг и долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ, партнерств, товариществ, приобретение токенов инвестиционных проектов. Также предусмотрена возможность инвестирования в эмиссионные ценные бумаги, размещаемые с использованием инвестиционной платформы.

Предуполагается установить ряд ограничений по суммам инвестиций. Как следует из текста проекта:

  • общая сумма инвестиций одного инвестора (гражданина, не являющегося квалифицированным инвестором или ИП) в течение календарного года не может превышать 1,4 млн руб.
  • общая сумма инвестиций, привлеченных одним лицом с использованием инвестиционных платформ, в течение календарного года не может превышать 2 млрд руб.

Контролировать соблюдение этих ограничений должен будет оператор инвестиционной платформы.

Определены требования и к инвестиционным платформам. В частности, такая платформа должна содержать реестр заключенных договоров, а также обеспечивать возможность получения сторонами договора его текста на русском языке.

Привлекать инвестиции посредством инвестплатформы смогут российские коммерческие организации или индивидуальные предприниматели. Проект предусматривает лишь одно условие – в отношении такого лица не должно быть подано в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом. Однако дополнительные требования могут быть установлены оператором платформы.

Гражданам, осуществляющим вложения инвестиций посредством инвестиционной платформы, регистрироваться в качестве ИП не придется.

Определен порядок вложения инвестиций посредством инвестиционной платформы.

В предложении лица, привлекающего инвестиции, обязательно должен быть указан срок его действия и минимальный объем привлекаемых денежных средств для достижения цели инвестиционного проекта. Если такой минимальный объем не был собран в течение указанного срока, предложение должно быть отозвано, а средства возвращены инвесторам (при этом проценты на возвращенные средства не начисляются).

В предложении также может указываться целевой объем привлекаемых денежных средств, по достижении которого действие предложения прекращается.

Для инвесторов проектом предусмотрен "период охлаждения", то есть срок, в течение которого инвестор вправе отозвать инвестированные средства, – 5 рабочих дней со дня передачи денежных средств, но не позднее дня истечения срока действия предложения лица, привлекающего инвестиции, либо дня достижения целевого объема привлеченных в инвестиционный проект денежных средств.

Предусмотрено, что вложение инвестиций посредством инвестплатформы может осуществляться только безналичными денежными средствами, которые зачисляются на номинальный счет, открытый оператору платформы. Лицо, привлекающее инвестиции, по общему правилу исполняет свои обязательства перед инвесторами (за исключением обязательств по передаче доходов и выплат по ценным бумагам) также безналичным путем – на номинальный счет оператора платформы.

Также закреплено, что денежные средства участников инвестиционной платформы не могут зачисляться на счета оператора платформы, на которых находятся его собственные денежные средства, за исключением выплаты ему вознаграждения или привлечения им инвестиций.

Отметим, что в части определения понятий "смарт-контракт" и "токен", используемых в проекте, сделана отсылка к Федеральному закону "О Цифровых финансовых активах".

К сведению: Альтернативный текст проекта федерального закона, направленного на регулирование розничного финансирования – краудфандинга, представил на своем сайте Банк России.

Основное отличие подготовленного Банком России законопроекта от проекта, предложенного Минэкономразвития России, заключается в ином решении вопроса о допустимых суммах инвестиций. Так, Банк России считает, что один неквалифицированный инвестор вправе вложить посредством инвестиционной платформы в один инвестиционный проект в течение года не более 50 тыс. руб., а во все проекты – не более 500 тыс. руб. в год. А общая сумма инвестиций, привлеченных одним лицом в течение календарного года, не должна превышать 200 млн руб.

Кроме того, проект Банка России предусматривает ряд переходных положений. В частности, в нем закреплено, что если на день вступления соответствующего закона в силу организация уже ведет деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга), она должна будет войти в реестр операторов инвестиционных платформ либо прекратить осуществление такой деятельности до истечения одного года со дня вступления в силу этого закона.

______________________________

1 С текстом законопроекта "Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)" можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/12-17/00076673).