Рейтинг@Mail.ru

Законопроект о волонтерстве будет доработан ко второму чтению

Законопроект о волонтерстве будет доработан ко второму чтению
Syda Productions / Shutterstock.com

По мнению специалистов Экспертно-аналитического центра при ОП РФ, отдельные положения законопроекта1 о волонтерстве требуют корректировки. Среди них можно выделить следующие.

1

Законопроект предлагает название Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее – закон о благотворительности) изложить в новой редакции: "О благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности". Однако в тексте проекта определение самой добровольческой (волонтерской) деятельности не содержится. Эксперты считают, что его необходимо прописать отдельно.

2

К одной их целей благотворительности авторы законопроекта отнесли содействие деятельности в области физической культуры и спорта в целом. Нынешняя редакция закона о благотворительности предусматривает аналогичную формулировку, но с одним уточнением: дополнительно указано, что из этого перечня исключается профессиональный спорт. В отсутствии такого уточнения в проекте закона специалисты усмотрели противоречие нормам действующего законодательства. Так, под профессиональным спортом понимается часть спорта, направленная на организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; далее – закон о спорте). При этом участие в таких соревнованиях направлено на получение дохода, одним из условий допуска спортсмена к ним является наличие у него трудовых отношений с соответствующим профессиональным спортивным клубом (п. 10.3 ст. 2 закона о спорте). Тем самым профессиональный спорт вполне очевидно имеет коммерческую основу, тогда как к благотворительной деятельности не относится оказание помощи коммерческим организациям (ч. 2 ст. 2 закона о благотворительности). С учетом этого эксперты предложили оставить абз. 10 ч. 1 ст. 2 закона о благотворительности в текущей редакции.

3

Предлагаемые определения понятий "организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности" и "добровольческая (волонтерская) организация" не в полной мере позволяют их разграничить, поскольку и в том, и в другом случае допускается привлечение труда добровольцев (волонтеров) на постоянной или временной основе, а также осуществление руководства их деятельностью. Специалисты советуют конкретизировать указанные понятия.

4

Проект закона предусматривает такие меры поощрения волонтеров как бесплатное, льготное или внеочередное получение госуслуг, а также общественное признание, поощрение и награждение за добровольный труд. Однако предложенные меры эксперты не поддержали и посоветовали исключить, отметив, что они не соответствуют целям добровольчества и могут сформировать в обществе ошибочное представление о деятельности волонтеров.


О том, какие положенные волонтеру выплаты освобождаются от обложения НДФЛ, узнайте из материала "Необлагаемые НДФЛ выплаты волонтерам" в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Напомним, что указанный законопроект разработан Минэкономразвития России по поручению Президента РФ (п. 1 перечня поручений Президента РФ от 23 августа 2017 г. № Пр-1650). Документ призван сформировать единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства). В нем, в частности, установлены правовые условия осуществления добровольцами (волонтерами) своей деятельности, а также определены полномочия органов власти по их поддержке. В первом чтении проект закона был принят 22 декабря 2017 года и теперь включен в примерную программу текущей весенней сессии.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин пообещал, что большая часть высказанных общественниками замечаний будет учтена депутатами при доработке законопроекта. "Предложения Экспертно-аналитического центра ОП РФ в общих чертах совпадают с замечаниями, поступившими от Счетной палаты РФ и от нескольких управлений администрации Президента РФ. Следовательно, могу сказать, что на 80-90% текст проекта закона ко второму чтению эти предложения учтет", – заявил депутат в ходе прошедшей вчера в ОП РФ общественной экспертизы. По словам Вяткина, в документе сохранится подход, согласно которому волонтерство будет считаться подвидом благотворительной деятельности, а добровольческой деятельностью по-прежнему не будет признаваться политическая и любая коммерческая деятельность или содействие ей. Кроме того, не исключено, что понятия "добровольческий центр" и "добровольческая организация" будут объединены.

Те предложения, что не войдут в итоговый текст законопроекта, депутат обещал реализовать в других законодательных инициативах. Речь идет в том числе о регулировании отдельных аспектов добровольческой (волонтерской) деятельности в специфических организациях, например, в религиозных.

Вместе с тем президент Национального центра развития добровольчества, член Экспертного совета при Правительстве РФ Галина Бодренкова убеждена, что добровольчество ни в коем случае нельзя считать частью благотворительной деятельности. "Существует множество отличий. К примеру, благотворительность осуществляется и юридическими, и физическими лицами, а добровольчество – только физическими. Благотворительной деятельностью могут заниматься сотрудники благотворительной организации, получающие зарплату, а добровольцы работают исключительно на безвозмездной основе", – уточнила она.

Стоит отметить, что несмотря на отдельные замечания, эксперты в целом законопроект поддержали. "Документ не идеальный, но мы готовы его принять. Конкретных угроз добровольчеству в нем пока нет. Другое дело, что они могут появиться в дополнительных подзаконных нормативных правовых актах", – высказала свое мнение президент благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская, подчеркнув необходимость подключения к работе над подзаконными актами членов ОП РФ и общественных организаций. Это предложение полностью поддержала заместитель секретаря ОП РФ, заместитель руководителя Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте РФ Лидия Михеева. "У нас очень много отраслевых вопросов, которые не учтены в законопроекте (принятие регламентов, допуск волонтеров к работе, страхования на объектах и др.). Но с точки зрения легализации самого понятия добровольчества (волонтерства) закон нас устраивает", – отметил председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Артем Демидов.