Новости и аналитика Новости Представители бизнеса: "Вуз не может научить студента предпринимательству"

Представители бизнеса: "Вуз не может научить студента предпринимательству"

Представители бизнеса: "Вуз не может научить студента предпринимательству"
Rawpixel.com / Shutterstock.com

Сегодня бизнес-образование становится все более актуальным. Так, на необходимость развития в этой сфере указывает государство – реализация программ по технологическому и социальному предпринимательству обозначена в качестве результатов приоритетного проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций".

Во многих российских вузах можно получить бизнес-образование – абитуриентам предлагаются специальные программы, спецкурсы или проекты. Например, в МГУ имени М.В. Ломоносова в качестве самостоятельного факультета действует Высшая школа бизнеса. В учебном плане программы "Бакалавр" в числе прочего обозначены такие дисциплины, как история российского предпринимательства, язык деловых коммуникаций, организационное поведение, основы функционирования современной денежно-кредитной системы и основы построения бизнес-моделей.

А в НИУ ВШЭ можно найти образовательные программы "Бизнес-информатика" и "Управление бизнесом". Обучать студентов основам предпринимательства, разумеется, стремятся не только столичные вузы. Так, в Томском государственном университете в институте экономики и менеджмента действует кафедра информационных технологий и бизнес-аналитики.

Предположительно, абитуриенты выбирают такие направления в первую очередь ради приобретения практических навыков в бизнесе, желая стать профессионалами в данной сфере. Однако большинство экспертов, высказавшихся в ходе вчерашней экспертной дискуссии Гайдаровского форума в РАНХиГС, сомневаются, что вуз может научить заниматься бизнесом.

При каком условии студент вправе совмещать получение образования с работой? Узнайте из материала "Права студентов" в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступ

В частности, президент "Деловой России" Алексей Репик отметил, что предпринимателей отличает привязанность к своему делу, а такому отношению вряд ли можно научить. В то же время, по его мнению, возможно создать среду, в которой начинающий предприниматель будет формироваться как профессионал, например, принимая участие в деятельности клубов и объединений предпринимателей.

Однако это не означает, что работа вузов бессмысленна. Так, по словам генерального директора компании Cotton Way Александра Уткина, задача университетов – формировать личности "сложных" людей, то есть тех, которые критически мыслят, сомневаются и при этом обладают глубокими знаниями, в том числе научными. А в дальнейшем, соответственно, выпускник сам определит свой профессиональный путь. По оценке эксперта, такой путь для вузов представляется долгим, и результаты работы, возможно, будут видны только через поколение. "Процессы длительные, но не надо бояться этим заниматься", – подчеркнул он. Вузы в том числе способны помочь раскрыть потенциал тому студенту, который "родился" предпринимателем – на это указал основатель и президент компании "Ростик Групп" Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко.

Более того, чтобы выпускать много успешных в будущем бизнесменов, вузам надо решить ряд проблем, считают эксперты. В первую очередь – дать студентам больше не теории, а практических навыков за счет сотрудничества университетов с бизнесом. "Студенты должны учиться на реальных кейсах, на реальных проектах. Но тогда бизнес с проектами должен прийти в университеты, тратить свое время, поставить реальные задачи, быть готовым к неудачам, инвестировать в эти кейсы, описывать и структурировать опыт, чтобы мы могли его давать другим университетам", – высказал мнение ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.

С этим согласился основатель Statsbot.co Михаил Меланьин, отметив также, что в российском образовании в целом не хватает проектной работы. В то же время специфика бизнес-образования заключается в том, что предпринимательство – не фундаментальная наука с четкими определениями и очевидно, преподаватели не могут определить за студентов и настаивать на том, как именно необходимо вести предпринимательскую деятельность, на что обратил внимание основатель и председатель Совета директоров компании "Дымов" Вадим Дымов.

Наоборот, эксперты считают, что современному предпринимателю присущи качества, в первую очередь предполагающие самостоятельность в принятии решений. Речь идет, например, о готовности принимать неожиданные решения, рисковать, следовать собственным убеждениям в трудных ситуациях, терпимо относиться к собственным ошибкам, а также об умениях стратегически мыслить, чувствовать время, начинать сначала и смотреть "за рамки".

Остается надеяться, что и вузы, и студенты проявят активность и интерес в рамках бизнес-образования. Причем первые будут готовы учить на примерах, а вторые – воспринимать информацию и учиться самостоятельно.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Космические исследования, научно-технологическая долина и антидопинговая лаборатория: перспективы МГУ

Космические исследования, научно-технологическая долина и антидопинговая лаборатория: перспективы МГУ

О научных планах университета рассказал его ректор Виктор Садовничий.

Продолжительность студенческой практики предлагают регламентировать

Продолжительность студенческой практики предлагают регламентировать

Сейчас вузы определяют ее самостоятельно в рамках пределов, установленных федеральными образовательными стандартами.

Отечественные вузы получат гранты на онлайн-обучение

Отечественные вузы получат гранты на развитие онлайн-образования

В размере 400 млн руб. в текущем году и по 300 млн рублей – в 2018 и 2019 годах.

Эксперты считают инициативу о создании базовых подразделений вузов при предприятиях своевременной и необходимой

Инициатива о создании базовых подразделений вузов при предприятиях названа своевременной и необходимой

Речь идет о планах Минобрнауки России разрешить вузам создавать специальные кафедры при организациях, где студенты могли бы получать практические знания.