Новости и аналитика Новости Когда отказ автомобилиста от медосвидетельствования на состояние опьянения не влечет административной ответственности?

Когда отказ автомобилиста от медосвидетельствования на состояние опьянения не влечет административной ответственности?

Когда отказ автомобилиста от медосвидетельствования на состояние опьянения не влечет административной ответственности?
tongcom photographer / Shutterstock.com

Если автолюбитель мирно спит рядом со своей машиной, то – в момент пробуждения от толчков сотрудников ГИБДД – он не обязан дышать в алкотестер или проходить медосвидетельствование. К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, разбирая довольно забавное дело (постановление ВС РФ от 17 октября 2017 г. № 81-АД17-20).

Началось оно с того, что летним вечером автолюбитель, находясь на территории турбазы, решил переставить свой автомобиль. К несчастью, с управлением он не справился, и машина врезалась в дерево. С досады турист выпил и устроился в свою палатку – спать.

Ночью, через несколько часов после инцидента, на турбазе появилась полиция. Растолкав владельца машины, стражи порядка объяснили ему, что сейчас начнут составлять документы по поводу случившегося ДТП, а водитель должен "подышать в трубочку" или отправиться на медосвидетельствование. Турист категорически отказался от обоих вариантов и объяснил, что столкнулся с деревом совершенно трезвым, спиртные напитки начал употреблять после этого (что подтвердили свидетели) и вообще не считает наезд на дерево дорожно-транспортным происшествием.

Сотрудники ГИБДД, тем не менее, зафиксировали его отказ и оформили протокол по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ (невыполнение водителем требования о прохождении медосвидетельствования на состояние опьянения).

Мировой судья, рассматривавший дело, решил, что на самом деле автолюбителя следовало наказать не за отказ от освидетельствования, а за то, что он выпил после ДТП. И переквалифицировал дело по ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ: 30 000 руб. штрафа с лишением права управления транспортными средствами на полтора года.

Следующие две инстанции решили, что наказывать туриста следует все-таки за невыполнение требования о медосвидетельствовании. Они "вернули" первоначальную квалификацию по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, но наказание осталось прежним.

Наконец, дело изучил ВС РФ. И вот к каким выводам он пришел:

  • ответственность по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ наступает за невыполнение лишь законного требования о прохождении освидетельствования. А требовать этого можно лишь от водителя транспортного средства,
  • водителем является только то лицо, которое управляет автомобилем. А турист в момент предъявления требования автомобилем не управлял. И вообще, согласно материалам дела, последний раз садился за руль за несколько часов до встречи с полицией;
  • кроме того, в деле нет другого протокола – "об отстранении от управления транспортным средством" (всегда оформляется после поимки пьяного водителя);
  • все вышесказанное означает, что в момент приезда сотрудников ГИБДД турист автомобилем не управлял, и водителем – в том смысле, который придается этому термину ст. 12.26 КоАП РФ, – не являлся;
  • следовательно, требование сотрудников ГИБДД о прохождении медосвидетельствования в тот момент было незаконным. А значит, и наказывать за отказ от его выполнения нельзя;
  • ответственность за употребление спиртных напитков после ДТП может наступить только тогда, когда факт их употребления доказан. А доказать этот факт можно только двумя документами: актом освидетельствования либо актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В рассмотренном деле ни того, ни другого не имеется. А собственноручное признание автовладельца за доказательство опьянения в данном случае не принимается.

Итог – все предыдущие судебные постановления о наказании туристу отменены, а дело прекращено.

Таким образом, можно заключить, что если водитель значительное время находился вне своего автомобиля, то проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения он не обязан, в связи с чем ГИБДД не имеет ни малейшей возможности получить акт освидетельствования и доказать состояние опьянения.

Источник: ИА "ГАРАНТ"

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

C завтрашнего дня автошколы начнут обучать оформлению ДТП по европротоколу

C завтрашнего дня автошколы начнут обучать оформлению ДТП по европротоколу

И пользованию устройством вызова экстренных оперативных служб.

Получить прямое возмещение убытков смогут участники ДТП, в котором пострадало более двух автомобилей

Участники ДТП, в котором пострадало более двух автомобилей, смогут получить прямое возмещение убытков

Сейчас правило о прямом возмещении распространяется только на случай с двумя пострадавшими в ДТП автомобилями.

Что грозит организации, если ее водитель пойман на передаче взятки инспектору ДПС?

Что грозит организации, если ее водитель пойман на передаче взятки инспектору ДПС?

Если водитель пытался дать взятку в связи с нарушениями правил перевозки груза, то инцидент может быть расценен как незаконное вознаграждение от имени работодателя водителя.