Рейтинг@Mail.ru

Эксперты: большинство ДТП с участием пешеходов происходят на "зебре"

Эксперты: большинство ДТП с участием пешеходов происходят на "зебре"
maradon 333 / Shutterstock.com

В прошлом году среди пострадавших в ДТП пешеходов 19,5 тыс. человек (33%) погибли на пешеходных переходах. "При этом только 12% аварий были по вине пешеходов, а в остальных случаях – виноват водитель", – отметил на состоявшихся вчера публичных обсуждениях Плана по обеспечению безопасности на пешеходных переходах председатель межрегионального общественного движения "Союз пешеходов" Владимир Соколов. По мнению экспертов, травматизм в результате ДТП с участием пешеходов растет в первую очередь в связи с невнимательностью водителей за рулем и привычкой молодежи пользоваться смартфонами и наушниками при движении по дороге.

С одной из проблем, а именно усталостью водителей, планируют бороться путем использования системы, которая будет распознавать усталость водителей по частоте моргания. Как пояснили эксперты, в среднем человек моргает раз в четыре секунды, а программа, встроенная в камеру смартфонов, позволит за счет измерения частоты выявить усталость и состояния водителя. В первую очередь систему предлагается установить в автомобилях водителей такси. Таким образом, если служба такси заметит, что водитель слишком часто моргает или закрывает глаза дольше, чем обычно, это означает, что он не в состоянии исполнять работу, и его действия будут фактически блокированы.

Вместе с тем, очевидно, что ДТП давно уже провоцируют не только водители, но и пешеходы, которые переходят дорогу, не отрываясь от экранов смартфонов. В связи с чем вице-президент по коммуникациям Mail.Ru Group Александр Кармаев предложил разработать новый дорожный знак, обозначающий запрет пользоваться телефоном во время перехода. Так, он презентовал знак, на котором мужчина и женщина погрузились в виртуальное пространство своих гаджетов и переходят дорогу, не замечая никого вокруг.

Создают помехи участникам дорожного движения не только фанаты Интернета, но и владельцы гироскутеров, считают эксперты. Поскольку правила пользования этими средствами нигде не закреплены, многие катаются на них по тротуарам, проезжей части, а также в общественных местах. В текущей редакции ПДД такие виды электротранспорта, как сегвей, гироскутер, моноколесо, электрические самокаты, с прямым назначением им какой-либо категории не перечислены. В связи с чем на практике их владельцев относят к пешеходам. По мнению Владимира Соколова, гироскутер, который развивает достаточно большую скорость, может быть опасен как для пешеходов, так и водителей. "Их нельзя отнести даже к велосипедистам, так как они могут развивать скорость свыше 15-20 км/ч, – рассказал он. – Мы обращались в ГИБДД с предложением внести эту категорию в ПДД, обозначив их как электромеханическое транспортное средство". Тогда будет установлена максимальная скорость для таких средств, места, по которым можно ездить, и ответственность владельцев за несоблюдение правил дорожного движения.

Напомним, что в настоящее время транспортное средство – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. К ним относятся, в частности, автомобили, мотоциклы, мопеды, тракторы, самоходные машины, а также велосипед и прицеп (п. 1.2 ПДД). Кроме того, в ПДД внесли изменения, касающиеся обычных (не электрических) самокатов. Только в крайних случаях пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, должны передвигаться по тротуарам и выезжать на проезжую часть (п. 4.1 ПДД).

Что делать, если попал в ДТП? Узнайте из материала «Действия водителя при ДТП (схема ГИБДД)» в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Однако, в то же время, эксперты считают, что важную роль в снижении аварийности играет инфраструктура: качественные разметки, удобные и оснащенные переходы, реконструкция участков дорог и развязок, современные технические средства и продуманная дифференциация скоростного режима для различных трасс. Так, например, предлагается освещать участки наземных пешеходных переходов таким образом, чтобы водители могли в темное время суток увидеть пешеходов с дальних расстояний. "Такая мера необходима в первую очередь потому, что большая часть происшествий с участием пешеходов приходится на темное время суток", – пояснил руководитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Вадим Юрьев. Кроме того, эксперты отметили также рост количества случаев наездов на водителей, покинувших по различным причинам свой автомобиль и оказавшихся на проезжей части. Руководитель Ростандарта Алексей Абрамов рассказал об инициативе ввести для водителей транспортных средств обязанность надевать светоотражающую одежду при вынужденной остановке транспортного средства или ДТП вне населенных пунктов в темное время суток или в условиях ограниченной видимости.

Вместе с тем, по мнению министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, добиться существенного снижения числа несчастных случаев на российских дорогах возможно только совместными усилиями. Так, он предложил проработать такой алгоритм, который позволит водителям такси при выявлении нарушений правил дорожного движения через специальную систему направлять материал с видео в ГИБДД. "Если такая система будет проработана, в стране появятся тысячи водителей, которые выступят в качестве агентов безопасности дорожного движения", – считает он. Напомним, что Комиссия по законопроектной деятельности Правительства РФ одобрила инициативу о вынесении постановления о назначении административных наказаний за отдельные нарушения ПДД  без составления протокола об административном правонарушении на основании видеозаписи.

Кроме этого, эксперты отметили, что актуальным остается проблема воспитания водителей и пешеходов. Первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов предложил обучать граждан правилам дорожного движения с помощью предрекламных показов на информационных интернет-ресурсах. Также он согласился с предложением начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Михаила Черникова проводить ежедневно в школах небольшие короткие "минутки" или интересные внеклассные занятия на тему ПДД. "Обучение должно быть каждый день, обыграно и ненавязчиво. Кто учился в советской школе помнит, как учитель, начиная с начальных классов, отправляя детей домой, говорил: дети не забудьте правильно подготовиться к переходу", – напомнил он.