Рейтинг@Mail.ru

Перечень дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, предлагается расширить

Перечень дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, предлагается расширить
Elnur / Shutterstock.com

С таким предложением выступили депутаты Тюменской областной Думы. Они предлагают рассматривать иски о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными, в порядке упрощенного производства. С этой целью планируется дополнить п. 1 ст. 232.2 Гражданского процессуального кодекса новым подп. 4.

В настоящий момент в порядке упрощенного производства по общему правилу рассматриваются:

  • иски о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает 100 тыс. руб., кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства;
  • иски заявлениям о признании права собственности, если цена иска не превышает 100 тыс. руб.;
  • иски, основанные на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, или на документах, подтверждающих задолженность по договору, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства (п. 1 ст. 232 ГПК РФ).

Основным отличие рассмотрения дела в упрощенном порядке от рассмотрения по общим правилам искового производства – рассмотрение дела без вызова сторон по представленным сторонами документам в строго определенных законом случаях, а также по желанию сторон в иных случаях. 

А под невостребованной земельной долей понимаются участки сельскохозяйственных земель, имеющих собственника, но не использующихся по целевому назначению. Причем собственник обязан использовать принадлежащий ему объект либо лично, либо передать в аренду третьему лицу. А если земельные участки не используются указанным образом в течение более трех лет подряд, то земельные участки, входящие в состав земельной доли, признаются невостребованными. Кроме того, невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до 1 января текущего года решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и наследники которой отсутствуют как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. (п. 1 ч. 12 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", далее – Закон об обороте земель). 

При этом орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли (п. 8 ст. 12.1 Закона об обороте земель).


Считается ли отсутствие денежных средств или иного имущества у должника уважительной причиной неисполнения обязательств, согласно сложившейся судебной практике? Ответ в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Отмечается, что принятие законопроекта1 позволит сократить процессуальные сроки признания судом права муниципального образования на невостребованные земельные доли, тем самым создаст условия для скорейшего вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.