Рейтинг@Mail.ru

Кабмин планирует отменить запрет на перевозку детей автобусами старше 10 лет

Кабмин планирует отменить запрет на перевозку детей автобусами старше 10 лет
 Hurst Photo  / Shutterstock.com

Положения Правил организованной перевозки группы детей автобусами (далее – Правила) направлены на обеспечение безопасности детей, однако некоторые нормы данного документа эксперты считают излишними. Это касается положения, в соответствии с которым для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет (п. 3 Правил).

Предполагается, что данная норма начнет действовать с 1 июля текущего года. Причем срок вступления в силу указанного положения сдвигался. Ранее планировалось, что оно начнет действовать с 1 января 2017 года (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1558). Кстати, уже тогда общественники предлагали отказаться от данного требования, ссылаясь на дороговизну транспортных средств и высокую стоимость организации детских туристических мероприятий в целом.

Не исключено при этом, что активно обсуждаемая норма не будет действовать вообще. Член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин заявил, что вводить указанный запрет нет смысла, в связи с чем Правительство РФ готовит соответствующие изменения в Правила – требование о "возрасте" автобусов из документа скорее всего уберут. Он также заверил, что вопрос разработки и принятия в срок соответствующего постановления кабмина находится на контроле Совета Федерации. "Рассчитываем, что в ближайшую неделю оно будет принято", – сказал сенатор.

Какой документ должны иметь все дети, прибывающие в лагерь? Узнайте из материала "Детские оздоровительные лагеря" в "Домашней правовой энциклопедии". Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Требование об эксплуатации автобусов, выпущенных менее 10 лет назад, эксперты характеризуют как не имеющее отношения к безопасности. В частности, руководитель Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета при Ростуризме Сергей Минделевич указал на отсутствие статистических данных об авариях, произошедших с автобусами в связи с их "возрастом", а также научных исследований о том, что надежность автобуса уменьшается в зависимости от продолжительности его службы. Напротив, по мнению представителей транспортных компаний, состояние автобуса зависит от места изготовления – импортные транспортные средства, в отличие от отечественных, служат дольше и являются более надежными. Например, по данным специалистов, автобусы японского производства исправно работают 15-20 лет, а американского – 30 лет.

Критика коснулась и других положений о перевозке детей автобусами. В частности, по словам Сергея Минделевича, никто в точности не знает, что именно подразумевается под порядком посадки детей в автобус (а соответствующий документ необходим для перевозки детей данным видом транспорта, если порядок не прописан в договоре фрахтования) (подп. "ж" п. 4 Правил). "Что это такое, не понимают даже сами сотрудники Минтранса", – сообщил эксперт. Толкование данной нормы, по его словам, расходится: представители Минтранса России предлагают писать "посадка осуществляется по бейджам", а сотрудники МВД России полагают, что под порядком понимается последовательность посадки детей. Наличие неясного до конца требования эксперт считает ненужным.

Напомним, что для организованной перевозки детей автобусом необходим целый ряд документов. В частности, это договор фрахтования, список набора пищевых продуктов, то есть сухих пайков и бутилированной воды, списки назначенных сопровождающих с указанием фамилии, имени, отчества каждого из них и их телефонов, а также детей, причем необходимо, чтобы в списке содержались фамилия, имя и отчество каждого ребенка, а также его возраст. Для организации перевозки нужен также документ, содержащий сведения о водителе с указанием его фамилии, имени, отчества и его телефона, а также ряд других документов (п. 4 Правил).

По оценкам экспертов, значительное количество излишних бюрократических требований к перевозке групп автобусами препятствует детскому туризму в целом. Это обусловлено тем, что педагоги и транспортные компании, не желая брать на себя такую большую ответственность, отказываются организовывать поездки детей данным видом транспорта. Представитель Совета Федерации добавил, что проблема автобусных перевозок в туризме существует – она связана с дефицитом транспортных средств, при этом государство, по его мнению, в настоящее время недостаточно поддерживает туристическую отрасль.