Рейтинг@Mail.ru

Эксперты: "антисуицидальный" законопроект нуждается в доработке

Эксперты: "Антисуицидальный" законопроект нуждается в доработкеСодержащиеся в документе предложения в целом своевременны и обоснованны. К такому выводу пришли специалисты, принявшие сегодня участие в организованном ОП РФ "нулевом чтении" законопроекта. Поддержали его и представители Роспотребнадзора, Роскомнадзора и Следственного комитета РФ.

Обсуждаемый законопроект1, напомним, предлагает ввести уголовную ответственность за склонение к самоубийству и содействие самоубийству, а также вводит ответственность за организацию деятельности, сопряженной с побуждением граждан к совершению самоубийства. Максимальный срок лишения свободы за указанные преступления достигает шести лет. А по совокупности преступлений – 12 лет.

В настоящий момент УК РФ предусматривает ответственность за доведение до самоубийства лишь в тех случаях, когда имеют место угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства (ст. 110 УК РФ). При этом закон не содержит квалифицирующих признаков, которые усиливали бы ответственность за совершение подобных преступлений в отношении несовершеннолетних, беременных женщин или группы лиц. Тогда как новый законопроект предлагает это исправить – если его одобрят, максимальный уровень ответственности за такое деяние составит 8 лет лишения свободы с лишением права заниматься определенной деятельностью до 10 лет.

О том,когда страховщик все-таки должен выплатить страховую сумму по договору личного страхования при самоубийстве застрахованного лица, узнайте из материала "Договоры личного страхования" в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Помимо этого документ предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение действий, представляющих опасность для его жизни (например, зацепинг). Уголовная ответственность за такое деяние предусмотрена для лиц, достигших 18 лет, и может составлять до трех лет лишения свободы.

Вместе с тем некоторые эксперты обратили внимание на вопросы, которые законодателю необходимо уточнить, прежде чем принимать этот законопроект. Так, генеральный директор Федерального Департамента Независимой Судебной Экспертизы Юлия Гончарова отметила, что в предложенном документе используются многозначные термины и понятия. "Например, "побуждение" – это в равной степени и предложение, и инструкция, и приказание, и намек. Если законопроект будет одобрен в такой редакции, правоприменителям будет очень сложно работать", – уточнила она. Это связано с тем, что подобные многозначные термины позволяют считать преступлением даже те действия, которые по сути общественно-опасными не являются (двусмысленные шутки, намеки и др.).

Согласился с ней и Координатор Центра безопасного Интернета, ведущий аналитик Регионального общественного центра интернет-технологий Урван Парфентьев. Поддержав предложенную законодателем идею, он подчеркнул наличие в законопроекте неясных формулировок. По его мнению, нужно конкретизировать перечень "иного вовлечения" несовершеннолетних в совершение противоправных действий, заведомо представляющих опасность для их жизни, установив исчерпывающий и закрытый их перечень. В представленном документе это понятие вообще не раскрывается.

"Из законопроекта непонятно, что именно считать покушением на самоубийство, содействием в совершении самоубийства и склонением к нему? Что такое способ самоубийства? На мой взгляд, это абсолютно сырой закон, в котором необходимо четко прописать все формулировки", – убежден руководитель Патриаршего центра кризисной психологии Михаил Хасьминский.

А председатель Комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина обратила внимание на то, что для выполнения целей, которые поставлены законопроектом, целесообразнее не вводить новые нормы, как это предусмотрено текстом документа сейчас, а изменить редакции действующих норм УК РФ, дополнив соответствующими частями ст. 110 УК РФ ("Доведение до самоубийства") и ст. 151 УК РФ ("Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественного действия").

Кроме того, Юлия Гончарова не исключила, что в случае принятия законопроекта положение преступников существенно улучшится. По ее словам, часто установкой злоумышленника является наступление смерти малолетнего лица, а не доведение его до самоубийства. Создавая все необходимые условия, при которых ребенок причиняет себе несовместимые с жизнью увечья, и нередко вводя его в заблуждение, преступник использует беспомощное состояние жертвы. При этом, считает эксперт, речь вполне может идти об убийстве (п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ). За это предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 8 до 20 лет с ограничением свободы на срок от одного до двух лет либо пожизненное лишение свободы. "С внесением предлагаемых законопроектом изменений такое деяние может быть квалифицировано как склонение к самоубийству или содействие к его совершению. Лица, совершившие такое преступление, несут менее строгое наказание", – заключила она.

С учетом того, что предложенные законопроектом нововведения направлены в основном на защиту детей и подростков, специалисты обратили внимание на то, что законопроект носит неконцептуальный характер. "При борьбе с суицидами несовершеннолетних нужно задействовать не только уголовно-правовые методы, но и возможности оперативно-разыскных подразделений, родительских образований, педагогического сообщества и т. д. В одиночку бороться со склонением несовершеннолетних к суицидам невозможно. Законопроект нуждается в совершенствовании", – поделился мнением заслуженный юрист России Анатолий Хохлов. А первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Максим Григорьев уверен в том, что полноценно бороться с подростковыми суицидами не получится до тех пор, пока социальные сети не возьмут на себя обязательства по пресечению функционирования суицидальных групп.

Предполагается, что решить проблему комплексной борьбы с самоубийствами сможет "единый штаб по противодействию суицидам". Идеею о его создании озвучила член Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, детей и материнства Юлия Зимова. Ожидается, что в такой штаб войдут представители силовых ведомств, Минобрнауки России, Роспотребнадзора, Роскомнадзора, ОП РФ, представителей ФМИЦПН им. В.П. Сербского и др. А его основными задачами станут создание системной работы адресной помощи, выработка единого плана мероприятий в образовательных и других организациях, формирование профессионально подготовленного сообщества в субъектах и т. д.