Новости и аналитика Новости Внесенный в Госдуму законопроект об ответственности интернет-агрегаторов не согласован с представителями отрасли

Внесенный в Госдуму законопроект об ответственности интернет-агрегаторов не согласован с представителями отрасли

Внесенный в Госдуму законопроект об ответственности интернет-агрегаторов не согласован с представителями отраслиРабота по подготовке законопроекта, направленного на защиту потребителей от неправомерных действий интернет-агрегаторов, велась Роспотребнадзором на протяжении двух лет. После неоднократной доработки, в том числе в рамках специально созданной рабочей группы, в которую вошли и представители интернет-индустрии, был подготовлен проект, предусматривающий введение адекватной ответственности электронных площадок перед покупателями, отметил руководитель кластера "РАЭК/Электронная коммерция" Иван Кургузов в ходе серии дискуссий "Интернет и закон", организованной ИД "Коммерсантъ" 5 апреля.

В частности, в проекте было предложено определение понятия "агрегатор товаров (услуг)" (законопроект был опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID: 00/03-27165/06-15/10-13-4). Так, в качестве агрегатора рассматривается организация или ИП, предоставляющие на своем сайте возможность одновременно:

  • ознакомиться с информацией о товаре, реализуемом продавцом, или услуге, оказываемой исполнителем;
  • заключить договор купли-продажи с продавцом или возмездного оказания услуг с исполнителем;
  • произвести предварительную оплату выбранных товара или услуги на банковский счет данной организации или данного ИП.

Также проектом предусмотрена обязанность агрегатора по доведению до сведения потребителей информации не только о себе, но и об изготовителе или продавце товара: о наименовании (ФИО – для ИП), месте нахождения и номере записи о создании юридического лица или регистрации в качестве ИП. Размещение ссылки на сайт изготовителя, продавца или исполнителя считается надлежащим информированием. Ответственность же, согласно документу, агрегатор должен нести в случае размещения заведомо недостоверной информации о товаре или услуге либо продавце (исполнителе, изготовителе, импортере) – за реальный ущерб, причиненный потребителю, в пределах суммы предварительной оплаты, перечисленной на счет агрегатора. Ответственность за неисполнение условий договора, заключенного на сайте агрегатора, возлагается на продавца.

Однако на рассмотрение в Правительство РФ, а затем и в Госдуму (18 марта) была внесена другая версия законопроекта1, существенно расширяющая основания ответственности агрегаторов.

Теперь соответствующее положение сформулировано так: "Агрегатор, предоставивший потребителю недостоверную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе, изготовителе, импортере), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации". Таким образом, поскольку исключен признак заведомости, получается, что агрегатор будет нести ответственность и в том случае, когда недостоверная информация предоставлена продавцом, например при указании им неправильной цены и т. д. Также ответственность агрегатора больше не предполагается ограничивать пределами суммы перечисленной на его счет предварительной оплаты. Определенные риски возникают и для продавца – в случае ошибки агрегатора при размещении информации, так как ответственность за надлежащее исполнение заключенного на основании этой информации договора с потребителем возлагается на продавца.

Кроме того, законопроект содержит положение об обязанности агрегатора вернуть сумму полученной предварительной оплаты товара или услуги в случае:

  • если товар не доставлен (услуга не оказана) в срок и потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения заключенного договора в связи с нарушением сроков;
  • если потребитель отказался принять товар вследствие предоставления агрегатором недостоверной информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе, изготовителе, импортере).

В обоих случаях возврат денег должен быть осуществлен в течение 10 календарных дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. Отказать в его удовлетворении агрегатор сможет, только если в течение указанного срока получит от продавца или исполнителя подтверждение принятия потребителем товара или услуги и направит это подтверждение потребителю.
 

МНЕНИЕ

Иван Кургузов

Иван Кургузов, руководитель кластера "РАЭК/Электронная коммерция":

"Регламентировать в законе ответственность агрегаторов нужно, потому что они в публичном пространстве говорят, что занимаются только размещением информации о товарах и рекламой, но это не так. На самом деле агрегатор занимается торговлей. Он заинтересован в том, чтобы человек купил товар через него и потом не просто не ушел в магазин, но и остался с этим конкретным агрегатором. Поэтому нужно выравнять условия между агрегаторами и обычными продавцами. Но внесенный в Госдуму законопроект предусматривает слишком большую степень ответственности по сравнению с предыдущей – согласованной со всеми заинтересованными субъектами – версией проекта и при этом переносит в сферу отношений с агрегаторами проблему, существующую в онлайн-торговле у обычных продавцов. Речь идет об обязательстве интернет-магазина вернуть деньги. Право потребителя на их возврат возникает гораздо раньше, чем он возвращает товар, – с того момента, как он обратился с заявлением. Такая же ситуация сложится и с агрегаторами. А доказать за 10 дней, что оснований для возврата денег нет, будет сложно. Так что как минимум эту норму законопроекта нужно скорректировать".


 

Как отметил председатель правления Международной конфедерации общества защиты прав потребителей Дмитрий Янин, у каждого интернет-агрегатора есть хорошие системы защиты покупателя, которые позволяют решить абсолютное большинство возникающих у потребителей проблем. Поэтому гораздо важнее, по мнению эксперта, создать на этом рынке такие условия, чтобы при осуществлении онлайн-покупок не навязывались дополнительные услуги, покупатели при оформлении заказа видели фиксированную финальную цену и понимали, по какому принципу информация о товарах размещается на сайте агрегатора (по популярности, например).

Против зарегулирования соответствующей сферы выступает и ФАС России. Как отметил заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин, деятельность агрегаторов оказывает положительное влияние на состояние конкуренции в онлайн-торговле. В связи с этим он предлагает закрепить единое понятие интернет-агрегатора не в отраслевом законе (напомним, обсуждаемые поправки предполагается внести в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей"), а в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". А потом уже устанавливать ответственность агрегаторов в отраслевом законодательстве (в сфере торговли, связи, транспортного обслуживания и т. д.), учитывая, какой функционал выполняет электронная площадка: осуществляет сбор и систематизацию информации или, например, является центральным контрагентом, как в биржевой торговле.

Таким образом, можно предположить, что тема об установлении ответственности интернет-агрегаторов будет обсуждаться еще не раз, и, возможно, формулировки законопроекта снова кардинально изменятся. Рассмотрение документа в первом чтении запланировано на май текущего года.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

______________________________

1 С текстом законопроекта № 126869-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.