Рейтинг@Mail.ru

Предлагается уточнить критерии отнесения семей к находящимся в социально опасном положении

Предлагается уточнить критерии отнесения семей к находящимся в социально опасном положенииВ последнее время в экспертном сообществе активно обсуждается необходимость внесения изменений в Семейный кодекс, в том числе об ограничении и конкретизации оснований для отобрания ребенка из семьи. Так, согласно действующей формулировке ст. 77 кодекса, органы опеки и попечительства вправе отобрать ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. Предлагается, в частности, дополнить эту норму положением о том, что решение об изъятии ребенка может быть принято только при условии, что такая угроза вызвана именно противоправными действиями родителей.

Ряд экспертов считает необходимым запретить любое вмешательство в семью, кроме случаев, когда она находится в социально опасном положении, определив при этом конкретные характеристики такого положения. Размытые формулировки данного понятия в действующем законодательстве (например, в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних") приводят к необоснованному расширению оснований для отобрания детей, отметила эксперт аппарата Общественного уполномоченного по защите семьи в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Анна Швабауэр в ходе состоявшихся вчера в Совете Федерации парламентских слушаний на тему: "Концепция родительско-детских отношений в Семейном кодексе РФ".

Так, критерии определения детей и семей, находящихся в социально опасном положении, устанавливаются, например, утверждаемыми в регионах правилами взаимодействия органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В соответствующем акте Санкт-Петербурга (распоряжение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга от 18 января 2016 г. № 2-р) к ним отнесены, к примеру, недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, неопытностью родителей или законных представителей, проживание несовершеннолетнего в семье с наличием стрессовых факторов: безработица, финансовые проблемы, неблагоприятные события в жизни семьи и др. Эксперт отметила, что такие ситуации случаются практически в каждой семье, и предложила считать социально опасными только те семьи, члены которых страдают хроническим алкоголизмом, наркоманией, занимаются проституцией или бродяжничеством.

Как подать заявление об оформлении опеки или попечительства и какие документы к нему нужно приложить? Ответ – в материале "Порядок установления опеки (попечительства)" Домашней правовой энциклопедии. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

В случае же признания ребенка оставшимся без попечения родителей (ст. 121 Семейного кодекса РФ) преимущественное право на оформление опеки и попечительства должны иметь родственники – это позволит оставить ребенка в привычной среде, уверены эксперты. Причем нужно подумать об установлении упрощенного порядка оформления таких лиц в качестве опекунов или попечителей, подчеркнула председатель Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова. А председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Дмитрий Смирнов предложил закрепить в законодательстве возможность временно передавать детей на воспитание и другим лицам, например друзьям семьи, – по аналогии с правом на временное помещение детей в образовательные, медицинские и оказывающие социальные услуги организации в случаях, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка (п. 2 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ).

Требуют корректировки и нормы, регулирующие деятельность органов опеки и попечительства, отметила в свою очередь заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Алла Дзугаева. Необходимо, по ее мнению, определить на федеральном уровне как минимум, какое количество сотрудников должна иметь каждая такая структура (зависимость числа штатных единиц от количества детей). Кроме того, она предложила передать судам полномочия по принятию правоустанавливающих актов: о назначении опекуна, о распоряжении имуществом несовершеннолетнего и т. д., оставив органам опеки и попечительства профессиональные полномочия по выявлению лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, проверке условий жизни подопечных и др.

Особого внимания, по словам участников слушаний, заслуживает право ребенка на выражение своего мнения при решении любого семейного вопроса, затрагивающего его интересы, и право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Согласно закону мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, должно учитываться обязательно (ст. 57 Семейного кодекса РФ). Однако в таком возрасте дети подвержены влиянию близких, и нередко отказ ребенка от общения с отцом, например, обусловлен не его нежеланием, а давлением со стороны матери, подчеркнула старший научный сотрудник Сектора гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Института государства и права РАН Любовь Максимович. Поэтому при рассмотрении подобных дел в суде необходимо привлекать в качестве специалистов профессиональных психологов или назначать судебную экспертизу, чтобы выявить, насколько добровольным было решение ребенка, считает эксперт.

Высказанные в ходе слушаний предложения будут обобщены Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и станут основой проекта закона о внесении изменений в законодательство, регулирующее отношения между детьми и родителями, отметила в заключение заместитель председателя комитета Елена Мизулина. Судя по количеству предлагаемых поправок, можно предположить, что рассмотрение соответствующего законопроекта вряд ли будет быстрым.