Новости и аналитика Новости Эксперты прогнозируют, что к 2035 году на дорогах России появятся беспилотные магистральные грузовики и пассажирские автобусы

Эксперты прогнозируют, что к 2035 году на дорогах России появятся беспилотные магистральные грузовики и пассажирские автобусы

Эксперты прогнозируют, что к 2035 году на дорогах России появятся беспилотные магистральные грузовики и пассажирские автобусыК указанному сроку станет возможной полная автоматизация такого автотранспорта. В этом уверены члены профессионального сообщества – исполнительный директор некоммерческого объединения Ассоциация "Автонет" Владимир Колмаков и генеральный директор ПАО "Камаз" Сергей Когогин. Об этом они заявили вчера в ходе пресс-конференции ТАСС.

Ассоциация "Автонет" была создана в рамках реализации программы Национально-технологической инициативы (постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. № 317). Основной своей задачей она ставит разработку и продвижение беспилотных транспортных средств в России и выход на международный рынок. Создание ассоциации поддержал Минпромторг России.

Использование роботизированной техники для грузовых и пассажирских перевозок на дорогах общего пользования, по мнению членов Ассоциации, позволит:

  • повысить безопасность дорожного движения и сохранность перевозимых грузов путем нивелирования роли "человеческого фактора" в транспортной системе и снижения аварийности на 90%. "Водитель не может полноценно использовать грузовой автомобиль 24 часа в сутки – это ограничено и законодательством [Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15. – Ред.], и физиологическими возможностями человека: он устает, допускает ошибки. В год в авариях по вине водителя уничтожаются 6-7 автомобилей из 100 – и это не просто аварии, это именно выход из строя транспортных средств, когда они не могут больше использоваться. И неважно, что они были застрахованы, – важно, что транспортная компания потеряла возможность их эксплуатировать. Единственный выход из этой ситуации – полная автоматизация", – разъяснил Сергей Когогин;
  • исключить возможность нарушений ПДД за счет использования автономных систем управления беспилотными автомобилями;
  • увеличить пропускную способность транспортной системы на 40% к 2035 году;
  • обеспечить службы спасения и быстрого реагирования качественно новой техникой для аварийно-спасательных работ, пригодной для решения задач в зонах возникновения чрезвычайных ситуаций и других опасных зонах, без риска для личного состава и др.

Реализацию мероприятий по автоматизации автотранспорта согласно "дорожной карте" "Автонет" предполагается осуществлять в три этапа.

О том, каким должно быть расстояние между пунктами, чтобы перевозка считалась пригородной, узнайте из материала "Договор перевозки" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Первый этап – 2016-2018 годы. В течение этого периода планируется провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также реализовать приоритетные проекты (например, создать полигон для комплексных испытаний автомобилей с интеллектуальными системами, разработать комплекс элементов оснащения дорожной инфраструктуры и усовершенствовать нормативное регулирование).

Второй этап – 2019-2023 годы. Он должен охватить реализацию среднесрочных рыночных проектов, а также проектов по организации производства и внедрению технологий, выявленных и отработанных на первом этапе.

Третий этап – 2024-2035 годы. Это период реализации долгосрочных проектов, в ходе которого запланировано тиражирование технологических решений и пилотных проектов, разработанных на первом и втором этапах.

При этом руководитель ПАО "КАМАЗ" отметил: "У нас есть намерение использовать беспилотные машины на своих внутренних заводских линиях уже в 2018 году. Но насколько это будет полностью автоматизированный автомобиль, я сказать не берусь".

Несмотря на радужные перспективы, Ассоциация выделила ряд ограничений, без устранения которых автоматизация транспорта невозможна.

Это, во-первых, необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, поскольку на данный момент:

  • не регламентированы особенности производства, владения и эксплуатации автомобилей с интеллектуальными системами как на национальном, так и на международном уровне;
  • отсутствуют правила технического регулирования и стандарты безопасности, качества и производства таких автомобилей.

А во-вторых, это наличие существенных ограничений, связанных с инфраструктурой:

  • ориентация дорожной инфраструктуры исключительно на водителя-человека – это касается и сопутствующих объектов и услуг, например, сервисных центров, автозаправочных станций и др.;
  • отсутствие полигонов для разработки, испытаний и сертификации автомобилей с интеллектуальными системами.

Именно на устранение указанных пробелов и направлена нынешняя деятельность Ассоциации.

Так, ожидается, что уже в 2018 году термин "автомобиль с интеллектуальной системой", а вместе с этим и поправки, дающие право использовать такие транспортные средства на дорогах общего пользования и прилегающих территориях, будут введены в Венскую Конвенцию о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. Некоторые изменения, по словам Когогина, претерпит и Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877).

В российском законодательстве к 2019 году должен быть утвержден перечень обязательных технологий дорожного строительства, связанных с внедрением беспилотных автомобилей, через специальные ГОСТ, СНиП и/или Технический регламент. Кроме того, планируется принять блок поправок в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также в Гражданский кодекс, КоАП и Уголовный кодекс – в них будут отдельно закреплены понятия беспилотного автомобиля и водителя такого транспортного средства, а также определена степень ответственности водителей.

"Главное, с чем мы столкнулись, – это моральный фактор. Кто виноват в случае аварии? Предположим, что за отчетный период автономные автомобили совершат одну аварию, а человек за тот же промежуток – 100. Но резонанс будет несопоставим. Важно законодательно обосновать эту точку раздела ответственности – кто виноват, человек или машина? С точки зрения морали это пока еще дается тяжело", – считает Сергей Когогин.

Что касается инфраструктуры, то специально под беспилотные автомобили предполагается создать выделенные полосы – это потребуется, прежде всего, на основных магистралях. Более того, даже в случае частичной автоматизации строители дорог, по заверению представителей "Автонет", получат возможность сократить ширину полосы движения примерно на 20 см за счет внедренных в новые автомобили механизмов по удержанию полосы движения.

По оценке представителей Ассоциации, на реализацию программы в следующем году из бюджета планируется потратить около 3,5 млрд руб. "Это не вопрос денег – вопрос в том, как будет отработана методика финансирования со стороны государства. Приблизительно такая же цифра будет потрачена и самими автопроизводителями", – уточнил Сергей Когогин.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Услуги экспедитора при международной перевозке облагаются по ставке НДС 0% независимо от числа привлеченных им перевозчиков

Услуги экспедитора при международной перевозке облагаются по ставке НДС 0% независимо от числа привлеченных им перевозчиков

Это правило действует и в случае, когда некоторые привлеченные им перевозчики транспортируют груз исключительно в пределах России.

ГИБДД напоминает, что любой тюнинг автомобиля нужно зарегистрировать

ГИБДД напоминает, что любой тюнинг автомобиля нужно зарегистрировать

Чиновники пояснили, что активная и пассивная безопасность машины изменяется даже при замене одной детали.