Новости и аналитика Новости Экспертное сообщество: говорить о завершении реформы системы подготовки водителей пока рано

Экспертное сообщество: говорить о завершении реформы системы подготовки водителей пока рано

Экспертное сообщество: говорить о завершении реформы системы подготовки водителей пока раноРабота по изменению порядка подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами формально вышла на финишную прямую. Три года назад были утверждены новые программы обучения водителей, которое теперь является профессиональным (приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408). 1 сентября текущего года вступили в силу обновленные правила проведения экзамена и выдачи водительских удостоверений (Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений). Для реализации этих правил необходим еще один документ – устанавливающий порядок взаимодействия автошкол, обучающих кандидатов в водители, и подразделений Госавтоинспекции, которые проводят экзамены на право управления ТС. Его проект (проект приказа МВД России "Об утверждении Порядка взаимодействия с организациями, осуществляющими образовательную деятельность и реализующими программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и направления экзаменатора") разработан и проходит процедуру согласования.

Проектом определены в том числе условия, при выполнении которых теоретическую часть экзамена и "площадку" можно сдавать не в ГИБДД, а в самих автошколах, поэтому профессиональное сообщество выступает за скорейшее его принятие.

Однако, как показал мониторинг применения новых правил обучения водителей, они требуют доработки. Так, введение обязанности получать заключение Госавтоинспекции о соответствии учебно-материальной базы автошколы установленным этими правилами требованиям позволило провести лишь определенную инвентаризацию, но не решило проблему существования недобросовестных организаций, отметил руководитель экспертной группы при Комиссии по безопасности Мосгордумы Евгений Скворцов в ходе II Конгресса автошкол России "Итоги трех лет реформирования системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами", прошедшего 23 декабря в ОП РФ. Получение такого заключения представляет собой, по сути, первичную проверку, последующего же контроля за деятельностью автошкол не предусмотрено, что позволяет им в дальнейшем использовать не соответствующие нормативным требованиям площадки, заключать фиктивные договоры аренды и т. д., пояснил эксперт.

Каков размер пошлины при замене водительского удостоверения? Узнайте из "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Кроме того, необходимо изменить содержание самих примерных программ подготовки водителей и критерии оценки навыков кандидата в водители при проведении экзамена, чтобы проверялось не теоретическое знание ПДД, а его готовность к вождению в реальных дорожных условиях, подчеркнули участники конгресса. Так, например, эксперт-консультант в сфере подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения НКО "Союз автошкол Москвы" Андрей Финкель считает возможным сокращение часов, отведенных для предмета "Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии" (16 ч). По его мнению, программой предусмотрено слишком подробное изучение некоторых тем, тогда как само понятие "первая помощь" предполагает лишь поддержание потерпевшего в жизнеспособном состоянии до прибытия скорой помощи. В то же время ряд таких важных практических вопросов, как, к примеру, оформление европротокола, изучается бегло и на первых занятиях, поэтому к концу обучения кандидаты в водители этого просто не помнят, подчеркнул эксперт.

Также предлагается подумать о включении в программу обучения и экзамен такого блока, как "осознание опасности", предполагающего проверку реакции будущего водителя на конкретную дорожную ситуацию. По словам экспертов, это успешно реализуется в ряде европейских стран (Великобритании, Франции, Финляндии и др.) таким образом: кандидату предлагается определенный сценарий, и он должен пошагово описать свои действия.

Еще одна обсуждаемая в последнее время тема – введение определенных ограничений для начинающих водителей в целях снижения аварийности и смертности на дорогах. Поправки в ПДД, предусматривающие, в частности, ограничение скоростного режима, а также запрет на движение в темное время суток в течение двух лет с момента получения водительских прав, уже одобрены Правительством РФ, сообщил председатель правления НКО "Союз автошкол Москвы" Александр Ачкасов. Ученый секретарь АНО "Научно-методический центр подготовки водителей" Галина Быкова отметила в свою очередь, что во многих странах существует градуированная система допуска к управлению автомобилем, когда сначала выдается так называемое пробное водительское удостоверение, а потом – при достижении определенного возраста – полное (в Германии – в 21 год, в Австралии – в 23).

Также эксперты обратили внимание на необходимость развития такого направления, как дистанционное обучение, что особенно важно для инвалидов. В настоящее время более чем в 30 регионах России, по данным ГИБДД, автошколы не принимают на обучение людей с инвалидностью. В некоторых регионах их обучают в одной-двух организациях, но этого недостаточно, учитывая расстояния между населенными пунктами, подчеркнули эксперты. Одна из причин того, что не все школы обучают инвалидов, заключается в отсутствии в их парке машин с ручным управлением, что ведет к невозможности проведения практических занятий, поэтому предлагается подумать о возможности использования собственных автомобилей этих граждан.

В заключение представители профессионального сообщества подчеркнули, что об окончании реформы системы подготовки водителей можно будет говорить только тогда, когда результатом обучения будет не безукоризненное знание пунктов ПДД, а владение практическими навыками безопасного вождения в условиях реального дорожного движения и умение своевременно и правильно реагировать на внештатные ситуации.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Начинающим водителям могут запретить ездить без специального опознавательного знака

Начинающим водителям могут запретить ездить без специального опознавательного знака

Также не исключено, что за нарушения ПДД их будут наказывать строже, чем опытных водителей.