Новости и аналитика Новости Авиакомпании выступают за сохранение нормы бесплатного провоза багажа

Авиакомпании выступают за сохранение нормы бесплатного провоза багажа

Авиакомпании выступают за сохранение нормы бесплатного провоза багажаВ мае 2014 года в Госдуму был внесен правительственный законопроект1 о предоставлении авиаперевозчикам права продажи билетов, не предусматривающих бесплатный провоз багажа (далее – Законопроект). Так, предлагается закрепить в ст. 103 Воздушного кодекса РФ, что если договором воздушной перевозки не определена норма бесплатного провоза, пассажир должен будет оплачивать перевозку любого багажа, за исключением так называемых вещей, находящихся при пассажире (верхняя одежда, зонт, ноутбук, телефон, дамская сумка или портфель и т. п.). Как отмечается в пояснительной записке к документу, он был подготовлен во исполнение п. 2 Комплекса мер, направленных на снижение стоимости авиаперевозок на внутренних линиях (утверждены Председателем Правительства РФ 31 января 2013 г.). Предлагаемые им изменения направлены на создание условий для формирования на рынке авиаперевозок сегмента низкобюджетных авиакомпаний – лоукостеров, а также для использования перевозчиками более широкой линейки тарифов. Однако рассмотрение Законопроекта затянулось – в июне 2014 года он был принят в первом чтении, а дата его рассмотрения во втором чтении не определена до сих пор.

Тем не менее идея снижения стоимости билетов для тех, кто летает с минимумом вещей, была реализована рядом российских авиаперевозчиков путем введения так называемых гибких тарифов, предполагающих бесплатную перевозку каждым пассажиром до 10 кг багажа – как правило, в виде ручной клади. Напомним, именно такая минимальная норма бесплатного провоза багажа установлена действующим законодательством (п. 122 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82; далее – ФАП-82). Стандартные же тарифы этих компаний предусматривают возможность провоза без доплаты не только 10 кг ручной клади, но и 20-23 кг вещей в багажном отсеке и включают в себя расходы на обработку этого багажа. Таким образом, в цену каждого такого билета фактически входит стоимость перевозки багажа, которого у пассажира может и не быть.

Тарифы без багажа, по сведениям использующих их авиакомпаний, отличаются от стандартных на 1000-2000 руб. и существенно увеличивают пассажиропоток – на 5-7 млн человек в год, несмотря на то что в целом спрос на авиаперевозки снижается. Получается, что они выгодны и для пассажиров, и для перевозчиков, однако судебная практика ставит под вопрос законность их применения, отметил заместитель директора по правовому обеспечению ЗАО "Группа компаний С7" Максим Астафьев в ходе прошедших вчера в ОП РФ общественных слушаний о необходимости внесения изменений в нормативные акты, регламентирующие перевозку багажа воздушным транспортом.

Так, например, были признаны нарушающими законодательство условия тарифа "Эконом Базовый" перевозчика ПАО "Авиакомпания "Сибирь" (выполняет полеты под брендом S7 Airlines), согласно которым бесплатно можно провозить ручную кладь (одну вещь) весом до 10 кг и габаритами не более 55х40х20 см, а за каждую дополнительную вещь весом до 23 кг необходимо доплачивать 2000 руб. Суды посчитали, что данный тариф ухудшает уровень обслуживания пассажиров, поскольку не позволяет сдать багаж весом до 10 кг в багажное отделение, взять в салон самолета багаж, превышающий установленные авиакомпанией габариты ручной клади, хотя по весу соответствующий ей, а также провозить в качестве ручной клади две вещи, суммарный вес которых не более 10 кг (решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 августа 2016 г. по делу № А40-140379/16-153-635, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2016 г. № 09АП-51044/2016).

Во избежание подобных споров в дальнейшем авиакомпании предлагают включить в Законопроект положения, позволяющие перевозчику самостоятельно определять:

  • норму бесплатного провоза багажа как по весу – до 10 кг, так и по количеству мест – одно место;
  • место перевозки такого бесплатного багажа: в салоне самолета или в багажном отделении.

При этом перевозчики выступают за то, чтобы норма бесплатного провоза багажа все же была сохранена абсолютно для всех тарифов. Заместитель директора Департамента управления сетью и доходами ПАО "Аэрофлот" Иван Батанов отметил, что вопрос о возможности введения "безбагажных" тарифов начал обсуждаться при создании авиакомпании "Победа", поскольку это единственная мера, за счет которой можно радикально снизить себестоимость перевозки. Именно поэтому и был предложен вариант, полностью исключающий бесплатный провоз багажа, но в связи с тем, что в таком виде Законопроект не принимается, авиакомпании предлагают пойти на определенный компромисс и сохранить минимальные 10 кг, подчеркнул эксперт.

Еще одно предложение касается размеров багажа, который можно перевозить в салоне самолета в качестве ручной клади. Предлагается закрепить в ФАП-82 его конкретные габариты: не более 115 см по сумме трех измерений (длина, ширина, высота). Такие размеры соответствуют установленным зарубежными авиакомпаниями требованиям к ручной клади, и их соблюдение позволит избежать ситуаций, когда пассажирам стыковочных рейсов приходится доплачивать за негабаритный багаж.

Данные предложения будут включены в резолюцию ОП РФ по итогам общественных слушаний и направлены в ответственный за работу с Законопроектом Комитет Госдумы по транспорту и строительству.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

До конца года в крупных российских аэропортах появятся мультифункциональные таможенные терминалы

До конца года в крупных российских аэропортах появятся мультифункциональные таможенные терминалы
Они предназначены для заполнения и распечатки таможенных деклараций, а также расчета и уплаты платежей.

Разъяснено, сколько можно потребовать с европейской авиакомпании за задержку рейса

Разъяснено, сколько можно потребовать с европейской авиакомпании за задержку рейса
Правом на компенсацию могут воспользоваться не только жители стран ЕС, но и россияне.

 

______________________________

1 С текстом законопроекта № 531675-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.