Новости и аналитика Горячие документы Региональные Горячие документы. Ярославская область Постановление Правительства Ярославской области от 27 марта 2024 г. N 403-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие туризма и индустрии гостеприимства в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы"

Обзор документа

4 мая 2024

gerb

Правительство Ярославской области


Постановление Правительства Ярославской области от 27 марта 2024 г. N 403-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие туризма и индустрии гостеприимства в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы"

Постановление Правительства Ярославской области от 27 марта 2024 г. N 403-п
"Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие туризма и индустрии гостеприимства в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы"


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства области от 28.09.2023 N 969-п "О системе управления государственными программами Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области"

Правительство области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ярославской области "Развитие туризма и индустрии гостеприимства в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы туризма.

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области

М.Я. Евраев


Утверждена
постановлением Правительства области
от 27.03.2024 N 403-п


Государственная программа Ярославской области "Развитие туризма и индустрии гостеприимства в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы


I. Стратегические приоритеты


1. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года", сфера туризма отнесена к числу приоритетных направлений развития региона.

Ключевым конкурентным преимуществом развития туризма в Ярославской области является наличие множества имеющих большое значение для развития разнообразных видов туризма, ориентированных практически на любые группы потребителей точек притяжения туристов.

Значимость развития туризма для Ярославской области определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристического обслуживания.

Росту конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта Ярославской области способствуют следующие факторы:

- повышение уровня качества и безопасности туристической инфраструктуры, развитие транспортной доступности;

- увеличение уровня загрузки коллективных средств размещения (далее - КСР) и снижение влияния фактора сезонности в использовании туристической инфраструктуры;

- повышение доступности актуальной статистической информации в условиях возрастающей потребности в объемах и детализации отраслевых данных со стороны участников туристического рынка и органов власти;

- увеличение инвестиционной привлекательности туристической отрасли, способствующее снятию ограничений темпов развития и модернизации туристической инфраструктуры;

- увеличение числа работников сферы туризма, повышение уровня сервиса, развитие языковой подготовки работников сферы туризма, активное вовлечение бизнеса в формирование образовательных программ для туристической отрасли;

- достижение уровня мировых лидеров в развитии цифровой инфраструктуры и бесконтактных сервисов, развитие цифровых платформ продвижения туристских продуктов и брендов, цифровых средств навигации, формирование, продвижение и реализация туристских продуктов;

- преодоление ограничений безопасности туристической деятельности, связанных с недостаточной информированностью туристов о рисках, а также с устаревшими требованиями к безопасности отдельных видов туризма, состоянию окружающей среды туристических территорий.

2. Определяющими факторами развития туризма в Ярославской области являются следующие:

- 4 города Ярославской области входят в популярный маршрут "Золотое кольцо России" (города Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Углич). Города Ярославль, Ростов и Тутаев имеют статус исторических поселений федерального значения. Исторический центр Ярославля является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, в городе расположено более 16 процентов объектов культурного наследия области;

- на 6 основных туристических зон приходится более 80 процентов туристского потока по числу размещенных в КСР;

- в Ярославской области находится 4681 объект культурного наследия, из них выявленных - 3022 объекта;

- в Ярославской области действует более 250 музеев.

3. Рост сегментации туристских продуктов и популяризации самостоятельно организованного туризма способствуют повышению разнообразия видов туризма на территории области. Значительное развитие получают туристские продукты, основанные на сочетании нескольких видов туризма (детский, культурно-познавательный, экологический, деловой, событийный, круизный, лечебно-рекреационный, приключенческий, сельский, охота и рыбалка). Эти факторы определяют необходимость гибкого подхода к выделению видов туризма.

В городах Ярославской области развит культурно-познавательный и городской туризм, в городах на Волге - круизный туризм. Некрасовский, Рыбинский районы и г. Переславль-Залесский - центры рекреационного туризма и активного отдыха на воде. Развитие туризма в данных зонах должно иметь более высокий приоритет, поскольку обеспечит наиболее быстрый экономический эффект.

В 2019 году департаментом туризма Ярославской области зарегистрированы товарные знаки "Ярославль - столица Золотого кольца", "Ярославия", "Яркая Масленица", "Ярославия. Дары Гардарики".

Ярославская область в 2022 году заняла 23-е место в Национальном туристическом рейтинге (в 2021 году занимала 22-е место, в 2020 году - 23-е место, в 2019 году - 25-е место, в 2018 году - 26-е место).

Общий туристский поток за период с 2020 по 2023 год увеличился на 101,4 процента. Рост был обеспечен увеличением числа российских туристов, въезжающих в Ярославскую область.


Динамика туристского потока за период с 2020 по 2023 год показана на рисунке:


ДИНАМИКА ТУРИСТСКОГО ПОТОКА ЗА ПЕРИОД С 2020 ПО 2023 ГОД

Основными регионами - конкурентами Ярославской области в сфере туризма в Центральном федеральном округе являются Московская, Тульская, Тверская, Владимирская, Костромская области. Из регионов Северо-Западного федерального округа конкуренцию Ярославской области составляет Вологодская область.

4. Обеспечение достижения роста социально-экономического развития области включает в себя следующие основные задачи:

- концентрация ресурсов и мер поддержки государства (на региональном уровне) на развитии туристических макротерриторий, результатом которой станут повышение их инвестиционной привлекательности и улучшение условий для вложения средств в туристический бизнес;

- внедрение комплексного подхода к развитию туристических макротерриторий, разработка концепции территориального планирования, включая зонирование, архитектурный и дизайн-код, расчет нагрузки туристских потоков на инфраструктуру, экосистемы, в том числе последующее целевое и фокусное применение комплексных механизмов поддержки развития туризма.

Реализация указанных задач позволит стимулировать развитие туристических макротерриторий.

Развитие туризма Ярославской области ориентировано на реализацию национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", а также федерального проекта "Развитие туристической инфраструктуры".

В рамках исполнения регионального проекта "Развитие туристической инфраструктуры" предусмотрены меры поддержки в форме субсидий на:

- создание или реконструкцию транспортной и обеспечивающей туристической инфраструктуры в целях повышения качества и доступности туризма в регионе (Порядок формирования, предоставления и распределения субсидий на создание транспортной инфраструктуры в целях развития туристских кластеров приведен в приложении к государственной программе Ярославской области "Развитие туризма и индустрии гостеприимства в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы (далее - Государственная программа));

- обустройство системы уличной навигации (установку информационных табличек с QR-кодами, навигационных и информационных поверхностей и конструкций);

- оборудование туристско-информационных центров;

- формирование комфортной рекреационной среды, приспособленной для нужд инвалидов;

- повышение уровня санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия (обустройство общественных санузлов, средств сбора мусора (в том числе раздельного), уличных санитайзеров для рук);

- оснащение необходимым оборудованием площадок и мест проведения городских ярмарок и культурно-массовых мероприятий;

- создание и размещение малых архитектурных форм, уличных арт-объектов и художественных форм;

- приобретение туристического оборудования;

- создание модульных некапитальных средств размещения;

- организацию круглогодичного функционирования плавательных бассейнов;

- разработку новых туристских маршрутов;

- создание электронных путеводителей по туристским маршрутам;

- иные мероприятия по созданию иной инфраструктуры, некапитальных строений и сооружений для комфортного пребывания туристов и жителей Ярославской области в туристическом центре города.

5. Государственная программа направлена на обеспечение роста конкурентоспособности и раскрытия потенциала туристского продукта, а также на достижение национальных целей развития Российской Федерации, которые определены Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", таких как:

- возможности для самореализации и развития талантов (создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций);

- комфортная и безопасная среда для жизни;

- достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.

Основными целями Государственной программы являются:

- увеличение числа туристских поездок до 2,3 млн человек к 2030 году;

- обеспечение граждан современной туристической инфраструктурой, в том числе посредством увеличения номерного фонда до 9 456 единиц к 2030 году;

- увеличение поддержанных общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие туризма, до 15 единиц к 2030 году;

- увеличение средней численности работников туристической индустрии до 12,6 тыс. человек к 2030 году.

6. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы:

- активный маркетинг и продвижение региона, выстраивание работы с крупными туроператорами;

- реализация проектов по развитию туристической и транспортной инфраструктуры с привлечением федеральных и частных инвестиций;

- создание условий для развития малого сервисного бизнеса в сопутствующих туризму сферах (питание, досуг, услуги, объекты туристического показа);

- повышение благоустроенности Ярославля и других туристических центров;

- развитие туристической инфраструктуры в городах и районах Ярославской области;

- стимулирование роста малого бизнеса и повышение качества услуг для формирования полноценной сервисной и досуговой инфраструктуры;

- развитие перспективных нестоличных территорий в сфере культурно-исторического и рекреационного туризма;

- формирование новых туристских маршрутов и программ пребывания, в том числе в сфере событийного и тематического туризма;

- значительное увеличение российского туристского потока и превращение региона в центр культурного отдыха для семейного туризма выходного дня;

- включение сельских населенных пунктов и малых городов Ярославской области в Ассоциацию "Самые красивые деревни России";

- продвижение региона на международном уровне и значительное увеличение международного туристского потока;

- создание в регионе полноценной экономики впечатлений;

- развитие специализированных видов туризма;

- активное вовлечение отдаленных и небольших поселений в развитие туристического потенциала области;

- обеспечение граждан современной туристической инфраструктурой;

- увеличение номерного фонда, отобранного для реконструкции и создания с государственной поддержкой;

- поддержка общественных инициатив, направленных на развитие туризма;

- поддержка проектов по проектированию туристского кода центра города;

- грантовая поддержка предпринимательских инициатив, направленных на развитие туризма;

- меры поддержки, направленные на повышение доступности и популяризацию туризма для детей школьного возраста.


II. Паспорт Государственной программы


1. Основные положения


Куратор Государственной программы

заместитель Председателя Правительства области Кашина Марина Николаевна

Ответственный исполнитель Государственной программы

министр туризма Ярославской области Габуева Ольга Хаджимуратовна

Период реализации Государственной программы

2024 - 2030 годы

Цели Государственной программы

- увеличение числа туристских поездок до 2,3 млн человек к 2030 году;

- обеспечение граждан современной туристической инфраструктурой, в том числе посредством увеличения номерного фонда до 9 456 единиц к 2030 году;

- увеличение поддержанных общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие туризма, до 15 единиц к 2030 году;

- увеличение средней численности работников туристической индустрии до 12,6 тыс. человек к 2030 году

Объемы финансового обеспечения за весь период реализации Государственной программы

3 021 158,2 тыс. рублей

Связь с национальными целями развития Российской Федерации/ государственной программой Российской Федерации

- национальная цель "Возможности для самореализации и развития талантов" (создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций);

- национальная цель "Комфортная и безопасная среда для жизни" (улучшение качества городской среды в полтора раза);

- национальная цель "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" (увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек);

- национальная цель "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей";

- государственная программа Российской Федерации "Развитие туризма"


2. Показатели Государственной программы


N

п/п

Наименование показателя

Уровень показателя

Признак возрастания/

убывания

Единица измерения

(по ОКЕИ)

Базовое значение

Значение показателя по годам

Документ

Ответственный за достижение показателя

Связь с показателями национальных целей

Информационная система

значение

год

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Цель Государственной программы - увеличение числа туристских поездок до 2,3 млн человек к 2030 году

1.

Число туристских поездок

Государственная программа Российской Федерации "Развитие туризма"

возрастание

млн человек

0,85

2021

1,07

1,65

1,73

1,80

1,90

2,10

2,30

ГП РФ

МТур

создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек; повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет

ЕМИСС

2.

Численность лиц, размещенных в КСР

Государственная программа

возрастание

тыс. человек

824,09

2022

962,0

1053,4

1100,0

1200,00

1400,00

1700,00

1900,00

ПП ЯО N 188-п

МТур

улучшение качества городской среды в полтора раза

ЕМИСС

Цель Государственной программы - обеспечение граждан современной туристической инфраструктурой, в том числе посредством увеличения номерного фонда до 9 456 единиц к 2030 году

3.

Количество классифицированных КСР

Государственная программа

возрастание

единиц

168

2022

196

200

210

215

220

230

240

Государственная программа

МТур

улучшение качества городской среды в полтора раза

-

4.

Количество номеров в КСР (нарастающим итогом)

Государственная программа

возрастание

единиц

8 705

2022

8 966

9 145

9 250

9 300

9 350

9 400

9 456

Государственная программа

МТур

улучшение качества городской среды в полтора раза

ЕМИСС

Цель Государственной программы - увеличение поддержанных общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие туризма, до 15 единиц к 2030 году

5.

Количество поддержанных общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма

Государственная программа

возрастание

единиц

8

2022

8

9

10

11

12

13

15

Государственная программа

МТур

увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек

-

Цель Государственной программы - увеличение средней численности работников туристической индустрии до 12,6 тыс. человек к 2030 году

6.

Средняя численность работников туристической индустрии

Государственная программа

возрастание

тыс. человек

11,6

2022

11,7

11,8

11,9

12,0

12,1

12,2

12,6

Государственная программа

МТур

увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек

-


Список используемых сокращений


ЕМИСС - единая межведомственная информационно-статистическая система

МТур - министерство туризма Ярославской области

ОКЕИ - Общероссийский классификатор единиц измерения

ПП ЯО N 188-п - постановление Правительства Ярославской области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года"


3. Структура Государственной программы


N

п/п

Задачи структурного элемента

Краткое описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента

Связь с показателями

1

2

3

4

1. Региональный проект "Развитие туристической инфраструктуры" (куратор - Кашина Марина Николаевна)


Ответственный за реализацию - министерство туризма Ярославской области

срок реализации - 2024 год

1.1.

Граждане обеспечены современной туристической инфраструктурой

создана или реконструирована инженерная и транспортная инфраструктура

количество классифицированных КСР;

количество номеров в КСР

1.2.

Создана и внедрена система поддержки, направленная на развитие внутреннего туризма, обеспечивающая прирост количества туристских поездок, в том числе для детей

созданы модульные некапитальные средства размещения и увеличено число туристских поездок

количество поддержанных общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма;

количество классифицированных КСР;

количество номеров в КСР;

число туристских поездок

2. Комплекс процессных мероприятий "Комплексное развитие туристической отрасли в Ярославской области"


Ответственный за реализацию - министерство туризма Ярославской области

-

2.1.

Создание благоприятных условий для развития туризма в Ярославской области

созданы условия для развития туризма в Ярославской области

численность лиц, размещенных в КСР

2.2.

Обеспечение маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта Ярославской области на внутреннем и международном рынках

увеличение числа туристских поездок до 2,3 млн человек к 2030 году

число туристских поездок

2.3.

Реализация мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в сферу туризма, повышение квалификации специалистов сферы туризма, проведение конкурсов профессионального мастерства и иных мероприятий по совершенствованию научно-методической базы

повышение квалификации специалистов сферы туризма, проведение обучающих семинаров для работников отрасли туризма

средняя численность работников туристической индустрии

3. Комплекс процессных мероприятий "Стимулирование развития внешних социальных коммуникаций Ярославской области"


Ответственный за реализацию - министерство социальных коммуникаций и развития некоммерческих организаций Ярославской области

-


Организация участия Ярославской области в международных выставках

развитие туристического потенциала и увеличение туристической привлекательности Ярославской области

число туристских поездок

4. Ведомственный проект "Развитие туризма в Ярославской области" (куратор - Габуева Ольга Хаджимуратовна)


Ответственный за реализацию - министерство туризма Ярославской области

срок реализации - 2024 - 2026 годы


Развитие туристического потенциала и увеличение туристической привлекательности Ярославской области

повышена доступность и осуществляется популяризация туризма для детей школьного возраста, реализованы мероприятия по ремонту зданий и сооружений и установке навигационных конструкций в населенных пунктах Ярославской области

число туристских поездок;

численность лиц, размещенных в КСР


4. Финансовое обеспечение Государственной программы


Наименование государственной программы Ярославской области, структурного элемента/ источник финансового обеспечения

Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Государственная программа Ярославской области "Развитие туризма и индустрии гостеприимства в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы - всего

в том числе:

1 435 098,2

842 010,0

342 010,0

101 010,0

101 010,0

101 010,0

101 010,0

3 023 158,2

- областные средства

988 115,2

842 010,0

342 010,0

101 010,0

101 010,0

101 010,0

101 010,0

2 576 175,2

- федеральные средства

446 526,5

-

-

-

-

-

-

446 526,5

- местные бюджеты

456,5

-

-

-

-

-

-

456,5

Региональный проект "Развитие туристической инфраструктуры" - всего

в том числе:

465 588,2

-

-

-

-

-

-

465 588,2

- областные средства

18 605,2

-

-

-

-

-

-

18 605,2

- федеральные средства

446 526,5

-

-

-

-

-

-

446 526,5

- местные бюджеты

456,5

-

-

-

-

-

-

456,5

Ведомственный проект "Развитие туризма в Ярославской области" - всего

в том числе:

858 900,0

741 000,0

241 000,0

-

-

-

-

1 840 900,00

областные средства

858 900,0

741 000,0

241 000,0

-

-

-

-

1 840 900,00

Комплекс процессных мероприятий "Стимулирование развития внешних социальных коммуникаций Ярославской области" - всего

в том числе:

9 600,0

-

-

-

-

-

-

9 600,0

областные средства

9 600,0

-

-

-

-

-

-

9 600,0

Комплекс процессных мероприятий "Комплексное развитие туристической отрасли в Ярославской области" -

всего

в том числе:

101 010,0

101 010,0

101 010,0

101 010,0

101 010,0

101 010,0

101 010,0

707 070,0

областные средства

101 010,0

101 010,0

101 010,0

101 010,0

101 010,0

101 010,0

101 010,0

707 070,0


Приложение
к Государственной программе


Порядок формирования, предоставления и распределения субсидий на создание транспортной инфраструктуры в целях развития туристских кластеров


1. Порядок формирования, предоставления и распределения субсидий на создание транспортной инфраструктуры в целях развития туристских кластеров (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Ярославской области от 7 октября 2008 г. N 40-з "О межбюджетных отношениях", Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению создания инженерной и транспортной инфраструктуры в целях развития туристских кластеров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма", и Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам Ярославской области, утвержденными постановлением Правительства области от 17.07.2020 N 605-п "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета местным бюджетам Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области, частично утратившим силу постановления Правительства области от 17.05.2016 N 573-п" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).

Порядок устанавливает цели и условия предоставления бюджетам муниципальных образований Ярославской области субсидии на создание транспортной инфраструктуры в целях развития туристских кластеров (далее - субсидия).

Предоставление субсидии обеспечивает достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Развитие туристической инфраструктуры" национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" в соответствии с заключенными соглашениями между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Ярославской области от 14.12.2022 N 0692022J10061/2 "О реализации регионального проекта "Развитие туристической инфраструктуры (Ярославская область)" на территории Ярославской области" и от 27.12.2022 N 069092023069 "О предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации".

2. Субсидия предоставляется муниципальным образованиям Ярославской области в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) объектов капитального строительства, проведении инженерных изысканий и подготовке (корректировке) проектной документации на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства в целях реализации инвестиционных проектов, способствующих развитию внутреннего и въездного туризма, реализация которых требует создания объектов капитального строительства.

3. Главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых в виде субсидии, является министерство дорожного хозяйства Ярославской области (далее - министерство).

4. Условиями предоставления и расходования субсидии являются:

- наличие муниципальной программы, на софинансирование мероприятий которой предоставляется субсидия;

- наличие в бюджете муниципального образования Ярославской области (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования Ярославской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для исполнения указанных расходных обязательств, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии;

- заключение соглашения о предоставлении субсидии (далее - соглашение), предусматривающего обязательства муниципального образования Ярославской области по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также ответственность за невыполнение обязательств, предусмотренных соглашением;

- возврат муниципальным образованием Ярославской области в доход областного бюджета средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, при невыполнении муниципальным образованием Ярославской области предусмотренных соглашением обязательств по достижению результатов использования субсидии, по соблюдению уровня софинансирования расходных обязательств из местного бюджета;

- централизация закупок товаров, работ, услуг в соответствии с постановлением Правительства области от 27.04.2016 N 501-п "Об особенностях осуществления закупок, финансируемых за счет бюджета Ярославской области".

5. Получателями субсидии являются муниципальные образования Ярославской области, реализующие инвестиционные проекты и прошедшие отбор для предоставления субсидии в целях софинансирования расходных обязательств по финансовому обеспечению создания инженерной и транспортной инфраструктуры в целях развития туристских кластеров.

Указанный отбор проводится Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.03.2022 N 225/пр "Об утверждении формы заявки на участие в отборе для предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению создания инженерной и транспортной инфраструктуры в целях развития туристских кластеров и срока ее предоставления".

6. Распределение и предоставление субсидии осуществляются в следующем порядке:

6.1. Субсидия предоставляется из федерального бюджета в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации.

6.2. Размер субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования Ярославской области, определяется как сумма объемов финансового обеспечения расходных обязательств по всем проектам муниципального образования, прошедшим отбор, указанный в пункте 5 Порядка, в соответствии с соглашением, заключенным между министерством туризма Ярославской области и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

6.3. Расходование средств федерального бюджета, а также средств областного бюджета на предоставление субсидии осуществляется за счет бюджетных ассигнований дорожного фонда Ярославской области в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству на цели, указанные в пункте 2 Порядка.

6.4. Субсидия предоставляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) с применением государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Соглашение заключается между главным распорядителем бюджетных средств и органом местного самоуправления муниципального образования Ярославской области в сроки, установленные федеральным соглашением и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".

Соглашение заключается на срок, который не может быть менее срока, на который утверждено распределение субсидий между муниципальными образованиями Ярославской области.

6.5. Уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования Ярославской области из областного бюджета должен соответствовать предельному уровню софинансирования, ежегодно утверждаемому постановлением Правительства области на очередной финансовый год и плановый период.

6.6. Муниципальное образование Ярославской области может увеличить объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципального образования Ярославской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в том числе с учетом достижения значений показателей результатов использования субсидии, предусмотренных соглашением, что не влечет за собой обязательств по увеличению размера субсидии.

7. Соглашение с муниципальным образованием заключается министерством в течение 30 календарных дней после заключения соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Для заключения соглашения в министерство представляются следующие документы (заверенные копии документов):

- утвержденная муниципальная программа, на софинансирование мероприятий которой предоставляется субсидия;

- выписка из решения о местном бюджете (сводной бюджетной росписи) муниципального образования Ярославской области, подтверждающая наличие ассигнований за счет средств местного бюджета на исполнение соответствующего расходного обязательства органа местного самоуправления муниципального образования Ярославской области в объеме, необходимом для его исполнения, в рамках соответствующей муниципальной программы;

- разрешение на строительство (при необходимости);

- положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (предоставляется однократно при заключении соглашения);

- распорядительный акт заказчика органа местного самоуправления муниципального образования Ярославской области об утверждении проектной документации и стоимости строительства объекта строительства (реконструкции) в ценах периода строительства;

- положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации (при необходимости);

- расшифровка по перечню строек и объектов, включенных в адресную инвестиционную программу Ярославской области (в составе выписки из решения о бюджете (сводной бюджетной росписи) соответствующего муниципального образования Ярославской области, подтверждающей наличие ассигнований за счет средств местного бюджета на исполнение расходных обязательств органа местного самоуправления муниципального образования Ярославской области).

8. Субсидии, предусмотренные муниципальному образованию Ярославской области, подлежат перераспределению при следующих условиях:

- отсутствие на 01 июля текущего финансового года муниципальных контрактов (договоров), предметом которых являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объекта капитального строительства;

- снижение по итогам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства в соответствии с уточненными сведениями по объемам бюджетных ассигнований, представленными муниципальными образованиями Ярославской области в 2-недельный срок со дня заключения муниципальных контрактов в министерство;

- кассовое исполнение менее 90 процентов на 01 ноября текущего финансового года.

9. Муниципальное образование Ярославской области представляет министерству копии разрешений на ввод объектов в эксплуатацию с приложением пояснительной записки, которая в случае недостижения значений показателей результатов использования субсидии, установленных соглашением, должна отражать информацию о технической готовности и причинах неввода в эксплуатацию предусмотренных соглашением объектов, не позднее последнего рабочего дня года реализации мероприятия по строительству (реконструкции) автомобильных дорог в рамках соглашения.

10. Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результатов использования субсидии и увеличение сроков реализации предусмотренного соглашением мероприятия по строительству (реконструкции) автомобильных дорог, не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а также в случае сокращения размера субсидии (более чем на 20 процентов).

11. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется на основании заключенного соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в установленном порядке на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений и последующего перечисления в местные бюджеты.

12. Порядок оценки показателей результатов и эффективности использования субсидии.

12.1. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется министерством совместно с министерством туризма Ярославской области, являющимся ответственным исполнителем государственной программы Ярославской области "Развитие туризма и индустрии гостеприимства в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы, путем сравнения фактически достигнутых и плановых значений результатов использования субсидии, установленных соглашением.

12.2. Для проведения оценки показателей результатов и эффективности использования субсидии орган местного самоуправления муниципального образования Ярославской области обеспечивает направление в адрес министерства в государственной интеграционной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" в форме электронных документов следующих отчетов:

- о расходах бюджета муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме согласно приложению к соглашению - не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем;

- о достижении значений показателей результатов использования субсидии по форме согласно приложению к соглашению:

ежемесячные отчеты - не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным периодом;

ежегодные отчеты - не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным периодом;

ежегодные уточненные отчеты - не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным годом.

Министерство вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением муниципальным образованием Ярославской области условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе данные бухгалтерского учета и первичную документацию, связанные с исполнением муниципальным образованием Ярославской области условий предоставления субсидии.

12.3. На основании представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области отчетных документов, предусмотренных подпунктом 12.2 данного пункта, министерство проводит оценку показателей результатов и эффективности использования субсидии.

12.4. Результатом использования субсидии является количество объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию в целях развития туристских кластеров.

Значения показателей результатов использования субсидии устанавливаются соглашением.

13. Меры финансовой ответственности муниципальных образований Ярославской области при невыполнении условий предоставления и расходования субсидии.

13.1. В случае если муниципальным образованием Ярославской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты результаты использования субсидии, предусмотренные соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, в срок до 01 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, средства взыскиваются в доход областного бюджета в соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

В случае выявления по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии недостаточного софинансирования расходных обязательств муниципального образования Ярославской области из местного бюджета объем средств, подлежащих возврату из местного бюджета в областной бюджет в срок до 01 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, определяется в соответствии с пунктом 5.2 раздела 5 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

13.2. Возврат из местного бюджета в доход областного бюджета субсидии производится согласно пункту 5.3 раздела 5 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

13.3. Возврат из местного бюджета в доход областного бюджета остатков субсидии, не использованных по состоянию на 01 января текущего финансового года, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства области от 03.02.2017 N 75-п "Об утверждении Порядка возврата межбюджетных трансфертов и принятия главными администраторами средств областного бюджета решений о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах".

13.4. В случае использования субсидии не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в доход областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

14. Ответственность за достоверность представляемых министерству сведений и соблюдение условий предоставления субсидий возлагается на органы местного самоуправления муниципального образования Ярославской области.

15. Контроль за соблюдением муниципальным образованием Ярославской области порядка и условий предоставления субсидии осуществляется министерством и органом государственного финансового контроля Ярославской области.


Обзор документа


Разработана государственная программа "Развитие туризма и индустрии гостеприимства в Ярославской области.

В Ярославском регионе в целях увеличения числа туристских поездок до 2,3 млн человек к 2030 году; обеспечения граждан современной туристической инфраструктурой, в том числе посредством увеличения номерного фонда до 9 456 единиц к 2030 году; увеличения поддержанных общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие туризма, до 15 единиц к 2030 году; а также в целях увеличения средней численности работников туристической индустрии до 12,6 тыс. человек к 2030 году разработана государственная программа "Развитие туризма и индустрии гостеприимства в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы.

Объем финансового обеспечения за весь период реализации Государственной программы составляет 3 021 158,2 тыс. рублей.

Постановление вступает в силу с момента подписания.

Назад