Рейтинг@Mail.ru
gerb

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 460-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

     Принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года
     Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года

     Статья 1
     Внести в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207;
2001, N 22, ст. 2125; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 52, ст. 5581; 2007,
N 46, ст. 5557; N 50, ст. 6246; 2009, N 29, ст. 3625; 2011, N 25,
ст. 3534; 2012, N 18, ст. 2128; N 31, ст. 4321; 2014, N 48, ст. 6659;
2016, N 27, ст. 4215; 2017, N 7, ст. 1029; N 30, ст. 4457) следующие
изменения:
     1) в статье 2:
     а) абзац второй дополнить словами ", и (или) буксировки, а также
хранения грузов";
     б) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:
     "проведения морских ресурсных исследований;";
     в) абзацы четвертый и пятый считать соответственно абзацами пятым и
шестым;
     г) абзац шестой считать абзацем седьмым и изложить его в следующей
редакции:
     "поисковых и спасательных операций;";
     д) абзацы седьмой - тринадцатый считать соответственно абзацами
восьмым - четырнадцатым;
     2) статью 4 изложить в следующей редакции:
     "Статья 4. Использование судов, плавающих под Государственным флагом
                 Российской Федерации, в целях торгового мореплавания
     1. Если иное не предусмотрено международными договорами Российской
Федерации, настоящим Кодексом или принимаемыми в соответствии с ними
постановлениями Правительства Российской Федерации, с использованием
судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации,
осуществляются:
     1) каботаж;
     2) ледокольная проводка, поисковые и спасательные операции, подъем
затонувшего в море имущества, гидротехнические, подводно-технические и
другие подобные работы во внутренних морских водах и (или) в
территориальном море Российской Федерации;
     3) морские ресурсные исследования, разведка и разработка минеральных
ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в
территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической
зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской
Федерации.
     2. Для целей настоящего Кодекса под каботажем понимаются перевозка
грузов, пассажиров и их багажа и (или) буксировка:
     1) во внутренних морских водах и (или) в территориальном море
Российской Федерации без пересечения Государственной границы Российской
Федерации;
     2) из внутренних морских вод и (или) территориального моря
Российской Федерации к искусственным островам, установкам и сооружениям,
расположенным в исключительной экономической зоне Российской Федерации и
(или) на континентальном шельфе Российской Федерации;
     3) во внутренние морские воды и (или) в территориальное море
Российской Федерации от искусственных островов, установок и сооружений,
расположенных в исключительной экономической зоне Российской Федерации и
(или) на континентальном шельфе Российской Федерации;
     4) между искусственными островами, установками и сооружениями,
расположенными в исключительной экономической зоне Российской Федерации и
(или) на континентальном шельфе Российской Федерации;
     5) из внутренних морских вод и (или) территориального моря
Российской Федерации во внутренние морские воды и (или) в территориальное
море Российской Федерации с пересечением Государственной границы
Российской Федерации.
     3. Исключительно с использованием судов, плавающих под
Государственным флагом Российской Федерации, осуществляются:
     1) лоцманская проводка, санитарный, карантинный и другой контроль,
защита и сохранение морской среды во внутренних морских водах и (или) в
территориальном море Российской Федерации, а также ледокольная проводка и
ледовая лоцманская проводка в акватории Северного морского пути;
 Абзац пятнадцатый пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона
 вступает в силу с 30 декабря 2018 г.
     2) морские перевозки нефти, природного газа (в том числе в сжиженном
состоянии), газового конденсата и угля, добытых на территории Российской
Федерации и (или) на территории, находящейся под юрисдикцией Российской
Федерации, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации, и
погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого
пункта выгрузки или перегрузки;
     3) хранение нефти и нефтепродуктов, природного газа (в том числе в
сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, если такое хранение
осуществляется на судне в акватории Северного морского пути.
     4. Правительством Российской Федерации могут приниматься решения о
морских перевозках иных грузов в иных акваториях с использованием судов,
плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также
решения о морских перевозках грузов, указанных в подпункте 2 пункта 3
настоящей статьи, с использованием судов, плавающих под флагами
иностранных государств, если это не противоречит общепризнанным принципам
и нормам международного права, международным договорам Российской
Федерации.";
     3) пункт 2 статьи 5 после слов "гражданами правила," дополнить
словами "в том числе правила буксировки,";
     4) в пункте 3 статьи 5.1:
     а) в абзаце первом слово "казенного" заменить словами
"государственного бюджетного";
     б) в подпункте 3 слова "согласование установки" заменить словом
"установка", слова "районов проведения" заменить словом "проведение";
     5) статью 16 изложить в следующей редакции:
     "Статья 16. Возникновение права плавания под Государственным флагом
                 Российской Федерации
     Судно приобретает право плавания под Государственным флагом
Российской Федерации с даты его государственной регистрации.";
     6) в статье 22:
     а) пункт 1 дополнить словами ", а также суда, зарегистрированные в
одном из реестров судов Российской Федерации";
     б) абзацы первый и второй пункта 2 изложить в следующей редакции:
     "2. Классификация и освидетельствование судов, подлежащих
государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Государственном
судовом реестре или бербоут-чартерном реестре, осуществляются российскими
организациями, полномочия которых определяются Правительством Российской
Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации
(далее - российские организации, уполномоченные на классификацию и
освидетельствование судов), на возмездной основе за счет заявителей по
тарифам, определяемым в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
     Классификация и освидетельствование судов, подлежащих
государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Российском
международном реестре судов, по выбору судовладельца осуществляются
российскими организациями, уполномоченными на классификацию и
освидетельствование судов, или иностранными классификационными
обществами, наделенными Правительством Российской Федерации необходимыми
полномочиями в соответствии с международными договорами Российской
Федерации.";
     7) в статье 29:
     а) наименование изложить в следующей редакции:
     "Статья 29. Выдача судовых документов";
     б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
     "2. Разрешение на судовую радиостанцию выдается в отношении судна,
подлежащего государственной регистрации в соответствии с настоящим
Кодексом, федеральным органом исполнительной власти в области связи в
течение трех дней с даты получения сведений об уплате государственной
пошлины за выдачу разрешения на судовую радиостанцию.";
     в) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
     "5. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта
устанавливает перечень судовых документов, выдача которых осуществляется
в форме электронных документов, порядок их выдачи (за исключением
разрешения на судовую радиостанцию), подписания электронной подписью и
подтверждения действительности. Порядок выдачи разрешений на судовую
радиостанцию, а также порядок их подписания электронной подписью и
подтверждения действительности устанавливается федеральным органом
исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным
органом исполнительной власти в области транспорта.";
     8) статью 31 признать утратившей силу;
     9) в статье 32:
     а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
     "1. Судовые документы, указанные в подпунктах 8 - 11 пункта 1 статьи
25 настоящего Кодекса, ведутся на бумажных и (или) электронных носителях
в соответствии с правилами, установленными федеральным органом
исполнительной власти в области транспорта.";
     б) в пункте 3:
     в абзаце первом слова "снятия с него копий" заменить словом
"копирования";
     в абзаце втором слова "снятия с него копий" заменить словом
"копирования";
     10) в статье 35:
     а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
     "1. Государственная регистрация судов в Государственном судовом
реестре, Российском международном реестре судов, бербоут-чартерном
реестре, а также государственная регистрация строящихся судов в реестре
строящихся судов осуществляется капитаном морского порта. Перечень
морских портов, капитаны которых осуществляют государственную регистрацию
судов или строящихся судов в указанных реестрах судов, утверждается
Правительством Российской Федерации.";
     б) пункт 3 признать утратившим силу;
     11) статью 37 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
     "1.1. Судно может быть зарегистрировано в одном из реестров судов
при условии проведения классификации и освидетельствования такого
судна.";
     12) пункт 1 статьи 42 изложить в следующей редакции:
     "1. Первоначальная государственная регистрация судна осуществляется
в отношении судов:
     1) право собственности на которые было зарегистрировано в реестре
строящихся судов;
     2) приобретенных за пределами Российской Федерации.";
     13) статью 45 изложить в следующей редакции:
     "Статья 45. Утрата судовых документов, подтверждающих
                 государственную регистрацию судна
     В случае утраты свидетельства о праве плавания под Государственным
флагом Российской Федерации или судового билета дубликаты таких судовых
документов выдаются органом, которым зарегистрировано судно.";
     14) в пункте 1 статьи 46:
     а) дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:
     "не соблюдены требования, предусмотренные пунктом 1.1 статьи 37
настоящего Кодекса;";
     б) абзацы третий - восьмой считать соответственно абзацами четвертым
- девятым;
     15) в статье 78 слова "обеспечения безопасности мореплавания и
порядка в морском порту" исключить;
     16) в абзаце первом пункта 4 статьи 376 слова ", расположенных
вблизи судостроительных организаций" исключить.

     Статья 2
     Признать утратившими силу:
     1) пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2005 года
N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с созданием Российского международного
реестра судов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005,
N 52, ст. 5581);
     2) подпункт "б" пункта 4 статьи 35 Федерального закона от 8 ноября
2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557);
     3) статью 30 Федерального закона от 5 июля 2010 года N 154-ФЗ
"Консульский устав Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3554);
     4) абзац шестой пункта 20 статьи 1 Федерального закона от 14 июня
2011 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2011, N 25, ст. 3534);
     5) абзац пятый пункта 16 статьи 1 Федерального закона от 23 апреля
2012 года N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2128).

     Статья 3
     1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2018
года, за исключением абзаца пятнадцатого пункта 2 статьи 1 настоящего
Федерального закона.
     2. Абзац пятнадцатый пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального
закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального
опубликования настоящего Федерального закона.
     3. Действие положений подпункта 2 пункта 3 статьи 4 Кодекса
торгового мореплавания Российской Федерации (в редакции настоящего
Федерального закона) не распространяется на правоотношения, возникшие из
договоров, заключенных до дня вступления в силу абзаца пятнадцатого
пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, а также международных
договоров Российской Федерации, предусматривающих использование судов,
плавающих под флагами иностранных государств.
     4. Действие положений подпункта 3 пункта 3 статьи 4 Кодекса
торгового мореплавания Российской Федерации (в редакции настоящего
Федерального закона) не распространяется на правоотношения, возникшие из
договоров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, а также международных договоров Российской Федерации,
предусматривающих использование судов, плавающих под флагами иностранных
государств.

Президент Российской Федерации                                  В. Путин

Москва, Кремль
29 декабря 2017 года
N 460-ФЗ

Обзор документа

Расширено понятие каботажа и предусмотрена возможность ведения ряда судовых документов в электронном виде.
Поправки в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, во-первых, расширяют понятие каботажа. К нему отнесены перевозки и буксировка во внутренних морских водах и (или) в территориальном море России (в том числе с пересечением госграницы); из внутренних морских вод и (или) территориального моря России к искусственным островам, установкам и сооружениям в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе России и в обратном направлении; между указанными островами, установками и сооружениями.
Во-вторых, определены виды деятельности, которые должны осуществляться исключительно с использованием судов, плавающих под российским флагом. Это, в частности, лоцманская проводка, санитарный, карантинный и другой контроль, защита и сохранение морской среды во внутренних морских водах и (или) в территориальном море России; ледокольная проводка и ледовая лоцманская проводка в акватории Северного морского пути; морские перевозки нефти, природного газа (в том числе в сжиженном состоянии), газового конденсата и угля, добытых на территории России и (или) на территории, находящейся под ее юрисдикцией, и погруженных на суда в акватории Севморпути, до первого пункта выгрузки или перегрузки.
Предусмотрено использование судов, плавающих под российским флагом, для проведения морских ресурсных исследований во внутренних морских водах и (или) в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России.
Также уточнен порядок классификации и освидетельствования судов. Отменяется выдача консульскими учреждениями России временных свидетельств о праве плавания под Государственным флагом России.
Предусмотрена возможность ведения ряда судовых документов (судового, машинного и санитарного журналов, судовой роли) в электронном виде.
Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2018 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.