Компания и партнеры Компания ГАРАНТ Пресс-центр "Гарант" в СМИ Как заказчику расторгнуть договор с поставщиком и включить его в РНП

Как заказчику расторгнуть договор с поставщиком и включить его в РНП

Журнал "Юридический справочник руководителя" № 05 / 2021 

Каковы порядок и действия заказчика при расторжении договора с поставщиком в связи с существенным нарушением сроков поставки товара (необходимость направления претензии и т. д.) для подачи заявления о включении поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по ч. 2 ст. 5 Федерального закона №223-ФЗ?

Александров Алексей,
рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Принцип информационной открытости закупок закреплен в п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон №223-ФЗ). В соответствии с ним ст. 5 Закона №223-ФЗ предусмотрено ведение ре­естра недобросовестных поставщиков в единой информационной системе. В РНП включаются сведения о поставщиках, исполнителях, подрядчиках, с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ч. 2 ст. 5 Закона №223-ФЗ).

Как и прочие договоры, договор поставки может быть расторгнут на основании решения суда в связи с существенным нарушением договора поставщиком (п. 2 ст. 450 ГК РФ). При этом если в большинстве случаев последствием существенного нарушения договора одним из контрагентов (когда иное не предусмотрено договором) является право обращения другой стороны в суд с требованием о расторжении договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ), то существенное нарушение поставщиком или покупателем договора поставки в силу п. 1 ст. 523 ГК РФ дает второй стороне договора возможность полностью или частично отказаться от его исполнения. Напомним, что отказ от исполнения договора представляет собой внесудебную процедуру. При таком внесудебном отказе договор поставки считается расторгнутым с момента получения нарушившим договор контрагентом уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения не указан в уведомлении либо не определен соглашением сторон (п. 4 ст. 523, ст. 450.1 ГК РФ).

В качестве существенного нарушения квалифицируется и продолжительное однократное нарушение срока поставки (постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012 №04АП-5518/11, Арбитражного суда Уральского округа от 07.05.2015 №Ф09-2497/15, ФАС Московского округа от 19.12.2013 №Ф05-15860/13). Поэтому принципиально заказчик в рассматриваемой ситуации вправе как отказаться от исполнения договора поставки на основании п. 2 ст. 523 ГК РФ, так и обратиться в арбитражный суд с требованием о расторжении договора поставки судом. Оценка действий поставщика как существенного нарушения в случае возникновения спора может быть дана только судом (постановления ФАС Московского округа от 28.01.2009 №КГ-А40/11736-08 и от 04.09.2012 №Ф05-6317/12, Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 №09АП-29825/13, от 03.12.2010 №09АП-28032/2010, от 20.09.2010 №09АП-21851/2010, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.07.2015 №Ф07-4514/15).

Закон №223-ФЗ основан на положениях ГК РФ. В части, не урегулированной этим законом и положением о закупке заказчика, к договору поставки, заключенному заказчиком, применяются положения ГК РФ. Поэтому вышеизложенное в полной мере относится к договорам, заключенным в соответствии с Законом №223-ФЗ (определение Верховного Суда РФ от 30.05.2016 №310-КГ16-556 по делу №А23-1510/2015, постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.12.2015 №Ф04-26814/15, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 №17АП-4601/20, Арбитражного суда Московского округа от 24.12.2020 №Ф05-22482/20).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации заказчик может обратиться в арбитражный суд с требованием о расторжении договора поставки. Если договором не предусмотрено условие о соблюдении досудебного порядка, а требование о расторжении договора не будет соединено с требованием о взыскании денежных средств (в частности, неустойки), то соблюдать досудебный порядок (предварительно направлять поставщику какие-либо претензии) заказчику не нужно. Дело в том, что ч. 5 ст. 4 АПК РФ предусматривает необходимость соблюдения такого порядка лишь для споров о взыскании денежных средств. Иными словами, заказчик без предварительного обращения к поставщику может направить в арбитражный суд исковое заявление, приложив к нему необходимые документы (ст. 125 и 126 АПК РФ).

На основании ч. 3 ст. 5 Закона №223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 №1211 утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила) и Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков. Как следует из ч. 2 ст. 5 Закона №223-ФЗ, информация и документы, необходимые для формирования РНП, передаются в ФАС России заказчиками в обязательном порядке. За непредставление или несвоевременное представление информации, представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках, исполнителях, подрядчиках установлена административная ответственность (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).

Информация направляется заказчиком в ФАС России в письменной форме с сопроводительным письмом, подписанным уполномоченным должностным лицом заказчика, либо в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи. Сопроводительное письмо содержит перечень прилагаемых документов и документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заказчика (п. 5 Правил). В силу п. 4 Правил в случае расторжения договора по решению суда заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора направляет в ФАС России:

  • сведения, предусмотренные п. 3–8 перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 (подп. "а" п. 4 Правил), и
  • копию решения суда о расторжении договора (подп. "б" п. 4 Правил). (подп. "а" п. 4 Правил).

По результатам рассмотрения указанной информации антимонопольный орган принимает решение о включении либо об отказе во включении сведений о контрагенте в РНП (заключение Управления ФАС по Республике Коми от 29.01.2021 №011/10/5-44/2021, приказ ФАС России от 02.11.2020 №1063/20, решение ФАС России от 6 мая 2016г. №17/31688/16).