Новости и аналитика Аналитические статьи Новый порядок применения ККТ – новые возможности

Новый порядок применения ККТ – новые возможности

Новый порядок применения ККТ – новые возможностиУ предприятий торговли осталось не так много времени для того, чтобы подготовиться к работе по новым правилам использования контрольно-кассовой техники (далее – ККТ). Так, уже после 1 февраля 2017 года налоговые органы перестанут регистрировать ККТ, не соответствующую новым требованиям. А начиная с июля будущего года все предприятия и ИП, применяющие кассовую технику, будут обязаны обеспечить передачу фискальных данных в электронном виде напрямую в налоговые органы, а также выдавать кассовые чеки или бланки строгой отчетности (далее – БСО) нового образца (ч. 1, ч. 3, ч. 6. ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – Закон № 290-ФЗ).

В ФНС России в связи с переходом к новому порядку неоднократно отмечали, что действующие правила применения ККТ слишком громоздки, а их соблюдение весьма трудозатратно. В частности, налогоплательщикам приходится тратить много времени и сил на регистрацию и перерегистрацию ККТ, а также на сдачу налоговой отчетности – дело в том, что до поправок законодательство не учитывало возможностей современных IT-систем и облачных технологий, которые могли бы облегчить жизнь налогоплательщикам. Кроме того, налоговики обращают внимание на слабую защищенность фискальных данных, формируемых с помощью устаревших кассовых аппаратов – нередко их показания попросту "скручиваются", и это приводит к налоговым недоимкам.

Применение онлайн-касс, уверяют в ФНС России, поможет снизить ежегодные расходы бизнеса на обслуживание ККТ, а также легализует оборот торговли и услуг. Кроме того, налоговая служба обещает снизить интенсивность проверок бизнеса в связи с переходом к электронной отчетности. При этом Минфин России особо подчеркивает, что эти изменения не направлены на сбор информации о покупателях (письмо Минфина России от 21 марта 2016 г. № 03-01-15/15736).

  

МНЕНИЕ

Андрей Бударин

Андрей Бударин, и. о. начальника Управления оперативного контроля ФНС России:

"Одна из основных задач перехода на новый порядок применения ККТ – это "сведение на нет" проверок непосредственно в месте применения ККТ. Оперативное получение информации о расчетах ляжет в основу автоматизированной системы контроля за полнотой учета выручки, которая позволит сосредоточиться на зонах риска совершения правонарушений. Благодаря риск-ориентированному подходу ФНС России уже обеспечила за последние пять лет снижение количества проверок на 38% (с 278 тыс. до 173 тыс. в год), при этом их результативность возросла с 54% до 86%. С переходом на новый порядок планируется кардинально сократить количество проверок пользователей ККТ".


Между тем последние поправки в закон о ККТ, за малым исключением, уже действуют, и у предприятий торговли появилась возможность добровольно перейти на новые правила до наступления 1 февраля. При этом переходный период – это не только шанс для разработчиков "обкатать" механизм работы онлайн-касс, но и возможность для бизнеса сэкономить при переходе к новым правилам.

О том, что ожидает предпринимателей при переходе к новому порядку и как можно избежать при этом лишних трат, а также на какие нюансы при этом следует бизнесу обратить внимание – в материале.

ОНЛАЙН-СЕМИНАР

Сорокин

Сорокин Александр,
начальник отдела методологии
автоматизированного контроля учета выручки Управления оперативного
контроля ФНС России


20 апреля 2017 года

Переход на новый порядок применения ККТ: передача фискальных данных в
налоговые органы. 

Принять участие

 

Схема работы онлайн-ККТ

Согласно новым правилам работы с ККТ, с июля будущего года продавец будет обязан не только выдать покупателю кассовый чек или БСО на бумажном носителе, но и направить электронный фискальный документ по желанию клиента в его адрес (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее – закон о ККТ).

Однако интернет-магазины распечатывать фискальные документы на бумажном носителе не должны. Кассовые чеки и БСО будут направляться покупателю только в электронной форме (п. 5 ст. 1.2 закона о ККТ).

Одновременно продавец должен будет обеспечить передачу электронных данных о совершенной покупке в налоговую инспекцию через оператора фискальных данных (далее – ОФД) (абз. 3 п. 2 ст. 4.5 закона о ККТ).

А в случае перебоев в работе оператора связи или ОФД, подчеркивает Андрей Бударин, ККТ будет накапливать фискальную информацию, и автоматически направит ее в адрес ФНС России, когда связь будет восстановлена.

Кто обязан работать по новой схеме

Для торговых предприятий и ИП, выбравших специальные налоговые режимы, а также осуществляющих торговлю с использованием торговых автоматов, требования закона о ККТ на которых сейчас не распространяются, использование онлайн-касс также станет обязательным. Однако это произойдет позднее – переход к онлайн-кассам для них откладывается до 1 июля 2018 года. Такую же отсрочку получат и налогоплательщики, выполняющие работы и оказывающие услуги населению (ч. 7-8, ч.11 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, письмо ФНС России от 15 августа 2016 г. № ЕД-3-20/3721@).

Но перечень видов деятельности, для осуществления которых ИП и организации вправе не пользоваться ККТ вовсе, сохранен. Более того, он расширен, и теперь среди таких видов следующие:

  • ремонт и окраска обуви;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • сдача ИП в аренду жилых помещений и т. д. (абз. 11, абз. 13-14, абз. 17 п. 2 ст. 2 закона о ККТ).

В то же время пользователи смогут применять ККТ в оффлайн-режиме, если они работают в отдаленных местностях, где отсутствует возможность подключиться к Интернету. При этом каких-либо послаблений в части требований к применяемой ими кассовой технике законом о ККТ не предусмотрено. Перечень таких территорий позднее подготовит Минкомсвязь России (п. 7 ст. 2 закона о ККТ, ч. 4 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).Также без ККТ смогут обойтись ИП и юрлица при осуществлении расчетов между собой с использованием электронных средств платежа – например, платежных систем (п. 9 ст. 2 закона о ККТ).

Какую ККТ можно будет использовать по новым правилам?

В связи с поправками ощутимо поменялись требования к ККТ, применяемым в онлайн-режиме. Так, по сравнению с прежними стандартами – напомним, зарегистрировать по старым правилам ККТ еще можно до 1 февраля будущего года – спрос с онлайн-касс будет строже. Согласно новым правилам ККТ должна, в частности, уметь формировать фискальные документы в электронной форме и автоматически направлять их оператору фискальных данныхи печатать на чеке QR-код размером не менее 20 х 20 мм, в котором будут зашифрованы реквизиты проверки подлинности фискального документа и т. д. (абз. 8-10, абз. 13, абз. 19 ст. 4 закона о ККТ).

Между тем, с развитием требований к кассовому оборудованию растут и возможности ККТ, развивает тему член совета директоров и акционер компании по производству торгового оборудования "Эвотор" Алексей Макаров. Так, на смену обычным кассам постепенно приходят современные смарт-терминалы, которые уже представлены на рынке, рассказывает бизнесмен. Эти аппараты не только полностью отвечают требованиям нового закона, но и совместимы с различными облачными сервисами развития бизнеса. Они способны также увеличить доходы предпринимателя за счет приема банковских карт, реализации программ лояльности и управления товарными потоками. "Подобные "умные" терминалы способны поднять бизнес на качественно новый уровень, делая возможности большого бизнеса доступными для малого", – подчеркивает эксперт. Стоимость таких устройств сравнительно невысока – от 18 тыс. руб., уточняет Алексей Макаров.

Кроме того, добавляет Андрей Бударин, в качестве устройства ввода информации в составе современной ККТ могут быть использованы стационарные и мобильные компьютеры, в том числе смартфоны и планшетные компьютеры. Эта возможность также способна сделать пользование кассовой техникой более удобным.

Информацию о соответствующих новым требованиям кассовом оборудовании и фискальных накопителях (ФН), которые пришли на смену электронной кассовой ленте (ЭКЛЗ), ФНС России объединит в рамках соответствующих реестров до 1 февраля 2017 года. Причем в этих реестрах будут содержаться сведения не только о моделях ККТ и ФН но и о каждом произведенном экземпляре оборудования. Именно этими сведениями ИП и организации должны будут руководствоваться при выборе и покупке кассовой техники (абз. 21-22 ст. 1.1, п. 1 ст. 3 закона о ККТ, ч. 10 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Так, по словам Андрея Бударина, первая модель ФН уже включена в соответствующий реестр. В то же время темпы наполнения сведениями новых реестров целиком зависят от производителей кассовой техники: "Как только производитель заявляет новую модель или экземпляр кассового аппарата или фискального накопителя, он появляется в реестре и публикуется на сайте после прохождения необходимых процедур", – подчеркивает представитель ФНС России.

Каков теперь порядок регистрации и перерегистрации ККТ?

Прежде чем обращаться в налоговую инспекцию для постановки кассового аппарата на регистрационный учет, пользователь ККТ должен будет сперва решить некоторые технические задачи. "Для того чтобы начать работу с онлайн-кассой, налогоплательщикам необходимо будет заключить договор с ОФД и обеспечить подключение кассового терминала к Интернету", – рассказывает генеральный директор компании "Электронный Экспресс" (УЦ ГАРАНТ) Алексей Пауков. "Стоимость годового обслуживания у ОФД для ИП и организаций составит от 3 до 5 тыс. руб. за единицу ККТ, подключенной к системе передачи данных. В то же время, эти цифры не являются окончательными – конечная цена услуг ОФД может варьироваться в зависимости от набора дополнительных услуг оператора", – добавляет эксперт.

Отметим, что к Интернету уже сегодня обязаны подключить свои кассовые аппараты все организации и ИП, за исключением тех, годовой доход которых равен или ниже 120 млн руб. (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей").

Также подчеркнем, что ОФД не вправе отказаться от заключения такого договора с пользователем (п. 6 ст. 4.6 закона о ККТ).

После заключения договоров с интернет-провайдером и ОФД можно приступать непосредственно к регистрационным процедурам. И тут, как отмечают эксперты, проявляется главное достоинство нового порядка работы с ККТ – возможность зарегистрировать кассовый аппарат удаленно.

"Ранее порядок регистрации ККТ требовал физического присутствия предпринимателя в налоговой инспекции. Причем посещать налоговый орган приходилось не один раз. Так, при регистрации кассы необходимо было сначала представить ее для осмотра. Потом, после заполнения необходимых документов, нужно было снова идти в налоговую, чтобы получить карточку регистрации ККТ. Более того, через год нужно было опять принести кассовый аппарат в инспекцию в связи с заменой ЭКЛЗ", – рассказывает председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. "Сейчас ситуация поменялась кардинально, все необходимые регистрационные действия можно осуществить через кабинет ККТ на сайте nalog.ru, без необходимости являться в налоговую инспекцию лично. Однако для этого пользователю понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись", – уточняет эксперт.

Добавим, что зарегистрировать или снять с учета ККТ можно в том числе и классическим способом – непосредственно в налоговой инспекции (п. 1, п. 10 ст. 4.2 закона о ККТ).

Если пользователь решит зарегистрировать онлайн-кассу дистанционно, ему необходимо будет направить посредством кабинета ККТ в адрес налоговой инспекции электронное заявление о постановке ККТ на регистрационный учет. После получения электронного заявления специалисты ФНС России в течение одного рабочего дня проведут проверку указанных в заявлении серийных номеров фискального накопителя и ККТ на их наличие в реестрах и направят пользователю регистрационный номер ККТ.

Этот номер, а также иные определенные законом сведения пользователь при помощи непосредственно самого кассового аппарата или компьютерно-кассовой системы, в состав которой входит ККТ, должен записать в фискальный накопитель и сформировать отчет о регистрации, который будет направлен ККТ в налоговый орган. Отчет можно передать также и на бумаге. Все это владельцу онлайн-кассы надлежит проделать в срок не позднее одного рабочего дня с момента получения им регистрационного номера ККТ. В результате сведения о конкретном кассовом аппарате и его пользователе будут отражены в журнале учета ККТ ФНС России (п. 3, п. 13 ст. 4.2 закона о ККТ).

В завершение регистрационных действий с ККТ налоговый орган направит в адрес пользователя электронную карточку регистрации ККТ, или карточку о снятии ККТ с регистрационного учета. Эти документы формируются в виде подписанного электронной подписью документа и направляются налоговым органом в адрес пользователя в течение пяти рабочих дней с даты завершения регистрации, перерегистрации или снятия ККТ с регистрационного учета через кабинет ККТ или посредством ОФД (п. 11 ст. 4.2 закона о ККТ).

Нужна электронная подпись?
Удостоверяющий центр ГАРАНТ
поможет подобрать и приобрести сертификат электронной подписи и для юридического, и для физического лица.

Подробнее

Добавим, что в случае замены старого ФН на новый, например, в связи с истечением срока действия ключа фискального признака, потребуется перерегистрация ККТ. При этом необходимо будет сформировать и направить в налоговую инспекцию отчет о закрытии ФН указанными выше способами (абз. 2 п. 4, п. 8 ст. 4.2 закона о ККТ).

Таким образом, уже сейчас все регистрационные действия можно произвести дистанционно – без посещения непосредственно налоговой инспекции. Но это касается только кассового оборудования, отвечающего новым правилам. А устаревшую технику до окончания переходного периода можно зарегистрировать только в прежнем порядке (ч. 3 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Модернизация ККТ – цена вопроса

Как подчеркивают в ФНС России, для начала работы по новым правилам не всем налогоплательщикам придется приобретать новую ККТ. Это будет необходимо только тем из них, которые используют оборудование, несовместимое с новым программным обеспечением и на которое невозможно установить ФН. Причем информацию о возможности модернизации ККТ можно получить непосредственно у ее производителя, или у уполномоченного центра технического обслуживания ККТ (далее – ЦТО), отмечает Андрей Бударин. Также, по словам представителя ФНС России, информацию о моделях ККТ, подлежащих модернизации ведомство планирует размещать на своем сайте.

По оценке Алексея Макарова, траты малого бизнеса на модернизацию одной кассы могут составить порядка 12-13 тыс. руб. Так, замена ЭКЛЗ на ФН фактически соответствует плановой замене ЭКЛЗ – в пределах 6 тыс. руб. Также может потребоваться обновить программное обеспечение кассового аппарата. На это также потребуется порядка 6-7 тыс. руб. При этом Андрей Карпов добавляет, что представители крупного бизнеса, которые используют более сложное и дорогое торговое оборудование, понесут более значительные издержки. Так, обновление одного только программного обеспечения компьютерно-кассовой системы может обойтись минимум в 8-10 тыс. руб. за кассу, подчеркивает эксперт.

В случае если модернизация устройства невозможна, нужно будет приобрести кассу, соответствующую новым требованиям. При этом, как показывает проведенное порталом ГАРАНТ.РУ исследование рынка, на приобретение такого аппарата организации или ИП придется истратить от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

А сэкономить на приобретении нового кассового аппарата налогоплательщик сможет, к примеру, заключив с тем или иным банком договор обслуживания системы приема платежных карт – договор эквайринга. В таком случае покупку кассового аппарата может профинансировать и само финансовое учреждение в надежде получать свои 2-3% от оборота по платежным картам. Кроме того, если предпринимателю удастся совместить по времени установку ФН с плановой сменой ЭКЛЗ, то на замене фискального устройства он практически ничего не потеряет. Так, если плановый срок замены ЭКЛЗ приходится на период с сентября 2016 года по февраль 2017 года, целесообразно заменить ЭКЛЗ сразу на ФН.

Необходимо также учитывать, что для модернизации кассового аппарата его необходимо предварительно снять с регистрации. И на это может потребоваться до пяти рабочих дней. Поэтому для сокращения времени простоя кассового аппарата целесообразно совместить обращение в налоговую инспекцию с заявлением о снятии ККТ с учета и сам процесс модернизации кассовой техники (п. 23 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Несмотря на то, что по новым правилам заключение договоров с ЦТО перестало быть обязанностью, эксперты все же призывают не спешить с отказом от услуг специалистов – экономия на техническом обслуживании вряд ли оправдает себя в будущем. "Сотрудничество с ЦТО поможет сократить риски выхода из строя кассового оборудования и увеличит срок его службы. Кроме того, предпринимателю не придется в срочном порядке искать техническую помощь в случае поломки. В результате он сэкономит свои время и деньги", – подчеркивает Алексей Макаров. Напомним, при регистрации кассовой техники по старым правилам, налогоплательщику необходимо представить в налоговую инспекцию договор технического обслуживания кассовой техники (абз. 3 п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями).  

***

Говоря о реформе законодательства о ККТ, эксперты подчеркивают, что в новом законе, как и в любых крупных изменениях в законодательстве, есть свои плюсы и минусы. Так, Андрей Карпов отмечает, что очевидным эффектом от внедрения нового механизма взаимодействия добросовестных налогоплательщиков – пользователей ККТ и государства станет создание атмосферы доверия. Этому послужит не только запуск бесконтактной системы администрирования сферы использования ККТ, но и риск-ориентированный подход к проведению налоговых проверок. В то же время, продолжает эксперт, поправки в закон о ККТ фактически означают усиление контроля предпринимателей и малого бизнеса со стороны государства, а это, вкупе с повышением административной ответственности за нарушения в сфере использования ККТ, может еще больше увеличить издержки предпринимателей.

К слову, на необходимость снижения финансовой нагрузки на бизнес в связи с переходом на новые правила указывал и Президент РФ Владимир Путин. Так, президент в ноябре прошлого года предложил правительству проработать вопрос о законодательном закреплении особого налогового вычета для тех ИП и предприятий, которые будут переходить на новую форму работы. А в конце августа этого года Минфин России представил общественности соответствующий законопроект, в котором предлагается ввести для предпринимателей, применяющих ЕНВД и ПСН, налоговые вычеты в части расходов на приобретенную ККТ.

Тем не менее, остается надеяться, что бизнесу удастся оперативно приспособиться к новым реалиям в сфере ККТ с наименьшими затратами, а налоговые органы обеспечат предпринимателям комфортные условия для работы и развития.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Стало известно, что будут оценивать при экспертизе ККТ нового типа
Имеется в виду ККТ, передающая сведения о покупке в онлайн-режиме налоговым органам.

Налоговой ответственности за непредставление в инспекцию пояснений не предусмотрено

Налоговой ответственности за непредставление в инспекцию пояснений не предусмотрено
Но на компанию, которая проигнорировала такой запрос от налоговиков, могут наложить административный штраф.

 

Налоговики могут проводить неограниченное количество дополнительных мероприятий контроля

Налоговики могут проводить неограниченное количество дополнительных мероприятий контроля
Имеется в виду ситуация, когда по итогам налоговой проверки нужны дополнительные доказательства.