Новости и аналитика Аналитические статьи Невидимые регистрационные номера, или Борьба с нелегальной парковкой

Невидимые регистрационные номера, или Борьба с нелегальной парковкой

В рамках проекта по созданию единого парковочного пространства в столице с 1 ноября 2012 года была введена платная парковка на некоторых улицах (Петровка, Каретный ряд, а также на прилегающих переулках и улицах), а с 1 июня 2013 года зона платной парковки в столице расширилась до внешней границы Бульварного кольца (постановление Правительства Москвы от 5 октября 2012 г. № 543-ПП "О проведении пилотного проекта по организации платных городских парковок в городе Москве"). Стоимость парковки составляет 50 руб. в час, а парковка в течение 9-часового рабочего дня обойдется в 450 руб.

Правила о платной парковке коснулись не всех. Для инвалидов и участников ВОВ парковка осталась бесплатной. Законодательство регламентирует возможность для инвалидов бесплатно парковаться на местах, предназначенных для специальных автотранспортных средств инвалидов (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. № 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы"). То есть автовладельцы с инвалидностью (вне зависимости от места проживания) имеют право бесплатной круглосуточной парковки на местах, отмеченных знаком 8.17 "Инвалиды", а также разметкой 1.24.3. Бесплатное пользование парковкой разрешено исключительно на таких местах. Таких мест в районе платной парковки выделено не менее 10%. На всех остальных местах она осуществляется на общих основаниях. Для подтверждения бесплатного права парковки необходимо оформить парковочное разрешение инвалида. О том, как оформить такое разрешение и какие для этого нужны документы, можно узнать на официальном сайте Московского паркинга, в разделе "Информация об условиях для льготных категорий населения" (http://parking.mos.ru/faq/).
Жителям зоны платной парковки предоставлено право бесплатной резидентной парковки на улицах с 20:00 до 8:00. Для получения этого права необходимо оформить парковочное разрешение. Иными словами, оно оформляется для того, чтобы не платить за парковку на улицах в ночное время. Подробную информацию о том, как оформить такое разрешение, можно узнать на том же сайте Московского паркинга, в разделе "Резидентные разрешения" (http://parking.mos.ru/faq/).

За нарушение правил пользования платными парковками предусмотрены штрафы: за размещение транспортного средства на городской парковке с нарушением правил пользования такими парковками гражданин или юридическое лицо заплатит 1,5 тыс. руб., за неуплату парковки – 2,5 тыс. руб., а за оставление автомобиля без государственных регистрационных знаков – 5 тыс. руб (ст. 8.14 КоАП Москвы). При этом предусмотрена возможность использовать автоматические средства фото- и видеофиксации правонарушений.

Как указано в пресс-релизе городского Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, с 15 сентября 2013 года вступит в силу постановление Правительства Москвы о платной эвакуации неправильно припаркованных автомобилей [на момент публикации материала данного постановления на официальном портале Мэра и Правительства Москвы опубликовано не было. - Ред.]. Указанным постановлением предусмотрено, что помимо уплаты штрафа за неправильную парковку, оставленные владельцами в запрещенных местах автомобили в столице будут эвакуировать, естественно — за плату. Цена перемещения автомобиля на штрафстоянку пока еще не зафиксирована нормативными документами. По словам главы департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова будет введена гибкая система цен с привязкой к мощности двигателя, то есть по тому же принципу, что и исчисление транспортного налога и пошлины. Поэтому можно предположить, что эвакуация малолитражных автомобилей обойдется их владельцам дешевле, чем эвакуация, например, внедорожников.

Внимание!
В течение трех дней после формирования постановления об административном правонарушении нарушителю отправляется письмо по почте (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ). Постановление вступает в силу с момента получения автовладельцем письма. Если в течение определенного срока хранения писем он не забирает письмо в почтовом отделении, постановление об административно-правовом нарушении также вступает в законную силу. В течение 10 дней с момента получения письма автовладелец имеет право обжаловать постановление. Водитель обязан в течение 60 дней оплатить штраф, иначе дело будет направлено в суд (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

 

Кто осуществляет контроль за правильностью парковки?

1. Мобильная система "Паркон" и "Паркрайд".

С начала лета в городе в пределах зон, запрещенных для бесплатной парковки, активно курсируют автомобили (сейчас их насчитывается около 350 единиц) с мобильными системами "Паркон" и "Паркрайд". Эти системы представляют собой камеру, которая считывают регистрационный номер машины и проверяет по базе факт оплаты стоянки. Если стоянка не оплачена, то после автоматизированной фиксации правонарушения, автовладельцу на адрес его регистрации по почте приходит штраф в размере 2,5 тыс. руб.

Наша справка
Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (далее – ЦАФАП) представляет собой помещение из нескольких залов, где сидят оператора - гражданские лица, которые просматривают данные с сервера, поступающие со стационарных камер. Такой контроль ведется на тот случай, если компьютерная программа совершит ошибку. К примеру, она может зафиксировать водителя автобуса как нарушающего ПДД , который выехал на выделенную для него полосу.

2. Инспектор ГКУ "Администратор парковочного пространства"

Наряду с мобильными системами, правильность парковки в Москве с 1 июня 2013 года проверяют так называемые пешие инспектора.

18 мая 2013 года Максим Ликсутов сообщил журналистам, что: "На некоторых односторонних улицах есть узкие места, где разрешена парковка с двух сторон. Загружать там движение "Парконами" нецелесообразно. Там работают 100 инспекторов ГКУ "Администратор парковочного пространства".

Прибор, которым пользуются пешие инспектора, представляет собой, по сути, "планшетник" с фотокамерой, отсылающий данные на сервер. Инспектор должен будет подойти к каждой из припаркованных машин и сфотографировать номер. Снимки с привязкой к GPS-координатам в постоянном режиме отсылаются в Центр организации дорожного движения, а отключить камеру оператор не может.

Эксперты полагают, что автовидеофиксация с участием инспектора ГИБДД носит сугубо субъективный характер: теперь инспектора вольны сами выбирать, какой автомобиль им снять на видео, а какой нет.

Есть еще один нюанс. Пешие инспектора курсируют по парковкам с разной временной периодичностью. Так, если автовладелец только что поставил машину, штрафовать его не станут, поскольку правилами предусмотрено: 15 минут – бесплатно. А вот, если через пять минут отсутствия владельца к его автомобилю подошел инспектор, посмотрел, что информации в базе об оплате нет, и в результате зафиксировал данный автомобиль – в дальнейшем владельцу данной машины придет штраф, ведь сведений о том, сколько по времени стоит та или иная машина, у инспектора нет. По идее – бесплатно, а на деле – плати.

Введение в Москве повышенных штрафов за нарушение правил пользования парковкой (для сравнения в два раза выше чем в других городах) привело к отрицательной реакции большинства автомобилистов. Водители стали искать способы, позволяющие избежать штрафы и, что примечательно, нашли их.

 

Основные способы, скрывающие номерные знаки от камер ГИБДД

Первым и самым простым полюбившимся автомобилистам способом уйти от штрафа стал лист обычный бумаги. Так, одни водители закрывают ею часть государственного регистрационного знака (далее – ГРЗ) автомобиля, другие же и вовсе полностью закрывают свой номер. Логика этих водителей в данном случае проста — при автовидеофиксации они рассчитывают, к примеру, остаться безнаказанными за парковку в неположенных местах. А заодно и за другие правонарушения (например, превышение скорости, выезд на полосу для общественного транспорта и т. п.). "Данная ситуация прямо связана с принципом визуального контакта ГРЗ  и  средства автоматической фиксации правонарушений", – отмечает Равиль Ахметжанов, координатор Общества защиты прав автовладельцев.

Следует отметить, что сотрудники, работающие в "парконах", не имеют права самостоятельно снимать закрепленные на номерах бумажки, прочие наклейки или иным способом трогать автомобиль (ч. 3 ст. 28.6, ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

С другой стороны, частично скрытый номер не всегда может спасти правонарушителей от устройств автовидеофиксации. Ведь видна марка, модель и несколько букв или цифр автомобиля. Тем самым вполне можно подобрать комбинацию (обычно их бывает немного) и установить владельца конкретной машины.

"Такая ситуация чревата назначением штрафа за сокрытие номера или лишением водительского удостоверения, так как в ПДД предусмотрена обязанность водителя проверить ТС до выезда на дорогу" (п. 2. 3. 2. ПДД), – заключает Равиль Ахметжанов.

Помимо использования бумаги, некоторые автовладельцы скручивают регистрационные номера и прячут их в багажник.

На помощь автомобилистам, желающим избежать штрафных санкций, моментально "пришел" рынок. В интернет-магазинах стали продаваться всевозможные средства, способные скрыть регистрационный номер машины от автовидеофиксации: рамка-шторка, фильтры (пластиковая светопреломляющая накладка), спреи, инфракрасные вспышки, инфракрасные подсветки и другие девайсы (самое дешевое средство обойдется в 1200 руб.). "Немало водителей еще протирают цифры ГРЗ шкуркой и прочими абразивами, добиваясь равномерной белизны знаков или отдельных символов. В некоторых случаях подделывают ГРЗ под похожие номера ("С" на "О" и наоборот, "Х" переделывается в "У" и наоборот и т.п.)", – добавляет Равиль Ахметжанов.

Вторым по популярности способом избежать административного наказания стало приобретение автомобиля с иностранными (прибалтийскими, белорусскими и молдавскими) номерами.

В последнее время в столице увеличилось количество машин с номерными знаками другого государства (Литва, Латвия, Дания, Белоруссия, Эстония и др.). Чаще всего машины в Москве из стран Прибалтики: Литвы и Латвии. Стоимость таких автомобилей с пробегом на порядок ниже, чем в нашей стране, например, Audi A3 с литовскими номерами 1998 года можно купить за 180 тыс. руб., а с российскими – за 290 тыс. руб. Кроме того, машины с иностранными номерами могут находиться на территории РФ без таможенного досмотра шесть месяцев (ст. 283 Таможенного кодекса РФ). По мнению Равиля Ахметжанова появление иностранных номеров в нашей стране связано с масштабной противоправной деятельностью по использованию таких иномарок с иностранцами за рулем для осуществления незаконной предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода.

Суть проблемы состоит в том, что водители транспортных средств с иностранными номерами нарушают ПДД, не боясь получить административное наказание за это. Камеры фото- и видеофиксации не распознают номерные знаки других стран, так как все равно неизвестно, куда в дальнейшем необходимо высылать выписанный штраф. Поэтому водителей, нарушающих ПДД, может оштрафовать только инспектор ГИБДД, но и тут появляется проблема: штраф выписан, а будут ли за него платить? Неизвестно. Ведь контроль автомобилей с иностранными номерами, въезжающих на территорию России не ведется. Получается, что наказать водителя с номерными знаками другого государства невозможно, потому что на сегодняшний день в ГИБДД отсутствует единая база данных таких номеров.

 

Мнения о том, с чем же связано такое поведение автомобилистов разделяются

Одни водители считают, что такое поведение является реакцией на несправедливое ужесточение штрафов за нарушения правил стоянки. Другие утверждают, что прибегают к таким мерам с целью обезопасить себя от сбоев в работе системы фиксации и выписыванию незаконных штрафов.

Так, Равиль Ахметжанов обозначает три категории сбоев, которые возникали в работе ЦАФАП: "Первая – в использовании абсурдных данных (на картинке изображен стоячий автомобиль без водителя, но в протокол написано про превышение скорости). Вторая –  в ошибках при обработке данных (на картинке Ленинградское ш., а в тексте постановления фигурирует Дмитровское). Третья – в бессистемном подходе к работе (припаркованный автомобиль фиксируется каждый день по несколько раз, по постановлению за изображение, хотя речь идет об одном длящемся нарушении)".

Внимание!
Настоятельно рекомендуем использовать для проверки и уплаты штрафов только названные официальные ресурсы. Поскольку ГИБДД предупреждает об активной деятельности интернет-мошенников, которые выбрали в жертвы автовладельцев. Некоторые мошеннические сайты под видом сервисов проверки штрафов предлагают, в том числе при помощи интернет-рекламы и SMS-рассылок, узнать с их помощью информацию о якобы неоплаченных штрафах за нарушения ПДД и сразу же уплатить их через интернет.

Логично предположить, что сбои случаются в работе любой системы. К ситуации с незаконным выписыванием штрафом, к примеру, можно отнести и такой сбой в системе, как отправка одного и того же постановления о совершении административного правонарушения по несколько раз. Основанием такой отправки служит отсутствие сведений об оплате штрафа.

В избежание названной ситуации, для подтверждения оплаты необходимо направить отсканированную или сфотографированную квитанцию с отметкой об оплате на электронный адрес zhaloba@mskampp.ru или непосредственно через форму в ГИБДД (http://www.gibdd.ru/check/fines/). Отправлять квитанцию об оплате следует только в том случае, если штраф оплачен более чем неделю назад, но данные на сайте ГИБДД (http://www.gibdd.ru/check/fines/) или на портале госуслуг (https://pgu.mos.ru) до сих пор отображаются как неоплаченные. Получив квитанцию, сотрудниками ГИБДД будет проведена проверка оплаты, после чего штраф будет удален из базы, как неоплаченный в течение трех дней.

Напомним, что сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, разрешающий ездить без номеров. Как нами сообщалось ранее управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков не повлечет административной ответственности в случае, если оно явилось следствием противоправных действий третьих лиц (то есть, если номера были украдены). Для этого водителю необходимо будет иметь на руках талон-уведомление и копию заявления владельца транспортного средства о совершенном противоправном действии, либо копию постановления о возбуждении дела о данном правонарушении.

Следовательно, имея на руках "разрешение" на управление машиной без номеров, такой автомобиль автоматически становится "невидимым" для камер автовидеофиксации.

При этом, можно предположить, что недобросовестные водители извлекут свою пользу из законопроекта. Например, перестанут ездить с номерами, причем на совершенно законных основаниях. Ведь можно просто взять и снять номера, затем пойти в полицию и написать заявление о краже. Полиция выдаст заветную справку, "освобождающую" от ответственности на дорогах, на все время уголовного расследования, сроки которого, в зависимости от загруженности, могут варьироваться от одного до шести месяцев.

Поэтому вопрос о том, как именно будет происходить фиксация правонарушений автомобилями без номеров, пока остается открытым.

Новости по теме:

Документы по теме:

Алиса Ермакова, www.garant.ru

Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.

Читать ГАРАНТ.РУ в и