Новости и аналитика Аналитические статьи Обновленная форма 4-ФСС: на что обратить внимание при заполнении

Обновленная форма 4-ФСС: на что обратить внимание при заполнении

Обновленная форма 4-ФСС: на что обратить внимание при заполненииНовая форма 4-ФСС — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (утв. приказом ФСС России от 26.09.2016 № 381) будет использоваться начиная с I квартала 2017 года.

Обновленная форма 4-ФСС по наполнению дублирует раздел II действующей формы (утв. приказом ФСС России от 26.02.2015 № 59). Она содержит титульный лист и следующие таблицы:

1 "Расчет базы для начисления страховых взносов" (ранее - таблица 6);
1.1 "Сведения, необходимые для исчисления страховых взносов страхователями, указанными в пункте 2.1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ" (ранее - таблица 6.1);
2 "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ранее - таблица 7);
3 "Расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ранее - таблица 8);
4 "Численность пострадавших (застрахованных) в связи со страховыми случаями в отчетном периоде" (ранее - таблица 9);
5 "Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда (результатах аттестации рабочих мест по условиям труда) и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года" (ранее - таблица 10).
 

Представление формы 4-ФСС

Титульный лист, таблицы 1, 2 и 5 формы 4-ФСС являются обязательными для представления всеми страхователями. В случае отсутствия показателей для заполнения таблиц 1.1, 3 и 4 формы 4-ФСС указанные таблицы не заполняют и не представляют.

Сроки представления формы 4-ФСС прежние (ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ)): на бумажном носителе - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в форме электронного документа - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, и вновь созданные (в том числе при реорганизации) компании, у которых численность указанных физических лиц превышает такой предел, представляют форму 4-ФСС в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

При представлении расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в форме электронных документов территориальный орган страховщика обязан направить подтверждения приема указанных расчетов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе интернета, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Непредставление страхователем указанной отчетности в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей. Несоблюдение страхователем порядка представления формы 4-ФСС влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей (ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).
 

Проверка формы 4-ФСС и других документов страхователя

Порядок проведения контрольных мероприятий в отношении страхователей приведен в главе IV.2 "Контроль за уплатой страховых взносов и выплатой страхового обеспечения" Закона № 125-ФЗ. Как и ранее, контроль будет осуществляться в виде камеральных и выездных проверок (ст. 26.14-26.16 Закона № 125-ФЗ; Методические указания по проведению камеральных проверок, утв. пост. ФСС России от 21.05.2008 № 110; Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок, утв. пост. ФСС России от 07.04.2008 № 82).

Камеральная проверка проводится по месту нахождения территориального органа ФСС России на основе расчетов, а также других документов (информации) о деятельности страхователя, имеющихся у Фонда. Проверку осуществляют уполномоченные должностные лица Фонда в соответствии с их должностными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя территориального органа ФСС России в течение трех месяцев со дня представления страхователем формы 4-ФСС (ст. 26.15 Закона № 125-ФЗ).

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчетах и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных страхователем, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориального органа Фонда, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается страхователю с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В отличие от камеральной проверки выездная проверка проводится на территории (в помещении) проверяемого лица на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ФСС России. При этом такие проверки не могут проводиться чаще одного раза в три года (п. 8 ст. 26.16 Закона № 125-ФЗ). В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.

При определении количества выездных проверок страхователя не учитывается количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений. Максимальный срок выездной проверки - не более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев при наличии следующих оснований (п. 10 ст. 26.16 Закона № 125-ФЗ):

1) получение в ходе выездной (повторной выездной) проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии у страхователя нарушений и требующей проведения дополнительной проверки;

2) наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории (в помещении), где проводится выездная (повторная выездная) проверка;

3) проведение выездной (повторной выездной) проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений:

  • четыре и более обособленных подразделения - до четырех месяцев;
  • десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев;
  • непредставление страхователем в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.

В последний день выездной проверки должностные лица, проводящие выездную проверку, обязаны составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее страхователю (его уполномоченному представителю) (п. 23 ст. 26.16 Закона № 125-ФЗ).

Акт проверки не составляют, если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, при этом о результатах камеральной проверки страхователю не сообщается. При обнаружении нарушений, а также при проведении выездной проверки должностными лицами территориального органа страховщика, ее проводившими, должен быть составлен акт проверки (пп. 12 ст. 26.19 Закона № 125-ФЗ).

В течение пяти дней с даты подписания акта проверки он должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в установленный срок вправе представить письменные возражения, приложив в ним документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своей позиции.

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки изложен в статье 26.20 Закона № 125-ФЗ.

Страхователь имеет право обжаловать решения и иные акты ненормативного характера территориального органа страховщика, действия (бездействие) его должностных лиц, связанные с осуществлением им необходимого контроля, если, по мнению страхователя, акты территориального органа страховщика, действия (бездействие) его должностных лиц нарушают его права. Жалоба может быть подана в вышестоящий орган страховщика (вышестоящему должностному лицу) или в суд (пп. 12 ст. 26.21 Закона № 125-ФЗ).

 

Ольга Волкова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Источник: Журнал "Актуальная бухгалтерия"

Читать ГАРАНТ.РУ в и